Паспорт социального проекта «Семейный бюджет»
Участники проекта: учащиеся 8-х классов, родители и педагоги.
Тип проекта: практико-ориентированный (социально-значимый).
Срок реализации проекта: краткосрочный проект.
Актуальность и значимость представляемого проекта
Бюджет - важная слагающая благополучия в семейной жизни. Часто именно неумение вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться теми средствами, которые есть, к снижению материального уровня семьи.
Составление, рассмотрение и исполнение семейного бюджета является актуальной проблемой практически для любой семьи в наше время. Как удовлетворить все потребности каждого члена семьи, чтобы грамотно использовать свои доходы, правильно составить свой бюджет.
Поскольку в коррекционной школе одной из главных задач является социальная адаптация, и интеграция в обществе, то такой предмет как математика, призван дать учащимся старших классов практические знания, умения и навыки, необходимые в повседневной, самостоятельной жизни.
Выполнение точных математических расчётов позволит рационально распределять семейный бюджет, правильно распределять средства, управлять личными финансами и планировать семейный бюджет.
Цели проекта:
- ознакомиться с основными понятиями домашней экономики;
- научиться правилам ведения домашнего хозяйства с помощью планирования семейного бюджета.
Задачи проекта:
- Рассмотреть структуру семейного бюджета.
- Изучить основы планирования бюджета семьи.
- Уметь собирать необходимые данные для математических расчетов.
- Изучить способы математических расчетов для контроля семейного бюджета.
- Выяснить роль математики в проблеме формирования семейного бюджета.
- Проанализировать собранную информацию и сделать выводы по экономии средств бюджета семьи.
- Составить индивидуальный дневник ведения контроля семейного бюджета «Учетная книга».
Гипотеза
Умение практического применения математических навыков для контроля и планирования семейного бюджета могут заинтересовать, получить возможность реализовать потребности не только на обязательные нужды, но и на отдых, развлечения, подарки.
Участники проекта: учащиеся 8 классов, общественность (родители), классные руководители, учитель математики.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Основные направления работы:
- тематические презентации;
- изучение основных терминов по домашней экономике, этапов работы;
- сбор и исследование данных;
- конкурсы, игры, тесты;
- практическая работа - математический расчет, решения задач;
- анализ полученных результатов, выводы, рекомендации для повышения экономии доходов.
Материальное обеспечение: предоставление методических материалов; презентации, Интернет-источники (образовательные сайты, видеофильмы и др.).
К результатам проекта относятся:
Воспитательные результаты:
- формирование целостности взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
- воспитание организованности, бережливости, взаимоуважения.
Практические результаты деятельности по проекту:
- помощь в проектной деятельности школьников;
- выявление ребят, способных к творческой, исследовательской деятельности;
- умение объяснять значение понятий доход семьи, характеризовать источники и виды доходов и расходов;
- производить любые виды расчетов в формировании и контроля семейного бюджета.
Пути реализации проекта:
- размещение собранного материала на школьном сайте, в Интернете, привлечение внимания к деятельности родителей учащихся.
- создания индивидуальных семейных проектов, ведение «Учетной книги» семьи, создание модели ведения семейного бюджета будущей семьи по рекомендуемым схемам.
Методы работы над проектом:
- теоретический,
- исследовательский,
- опрос,
- анкетирования,
- систематизация и обобщение материалов проекта.
Этапы и план работы по реализации социального проекта «Семейный бюджет»
План реализации проекта:
План реализации проекта включает в себя 4 этапа:
- Подготовительный
- Проектировочный
- Практический
- Заключительный
Этап |
Задача этапа |
Содержание работы |
Сроки |
I этап
|
- подготовить условия для реализации проекта. |
- формирование инициативной группы;
|
1.12 - 4.12
|
II этап
|
- разработка планов работы с детьми и родителями по формированию семейного бюджета;
|
- обсуждение целей и задач, с детьми и родителями; |
9.12. |
- подготовка к реализации социального проекта. | - знакомство учащихся с планом и сроками реализации этапов проекта; | 9.12. | |
III этап
|
- формирование теоретической базы домашней экономики, математических навыков ведения и контроля семейного бюджета; |
1. Презентация на тему «Основные экономические термины являющиеся основой семейного бюджета».
|
15.12. |
2. Урок-лекция: «Правила составления семейного бюджета». | 17.12.-22.12. | ||
3. Конкурс «Юные финансисты». | 24.12.-29.12. | ||
4. Анкетирование - сбор необходимых данных для математических расчетов. | 12.01- 19.01. | ||
5. Заполнение сводных таблиц. | 21.01.-26.01. | ||
6. Математическая игра «Потребительская корзина». | 2.02. - 4.02. | ||
7. Решение математических задач «Проценты», «Часть от числа». | 9.02.-16.02. | ||
8. Презентация «Экономические модели ведения семейного бюджета». | 18.02. | ||
9. Анализ полученных результатов, выводы. | 25.02. | ||
10. Тестирование «Семейный бюджет». |
2.03.- 4.03. | ||
11. Круглый стол - обсуждение проблем, правил ведения и контроля бюджета.
12. Памятки - рекомендации для родителей. |
9.03 | ||
13. Составление и ведение «Книга учетов» - индивидуальный проект учащихся. | 11.03. | ||
IV этап
|
- обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога |
Обсуждение результатов реализации проекта на классном собрании, заседании МО, определение перспектив дальнейшей работы. |
25.03 |
Ожидаемый результат
В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:
- Активно использовать основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации.
- Соизмерять свои потребности и возможности.
- Осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
- Применять математические навыки для контроля и ведения семейного бюджета.
- Уметь вести и составлять «Книга учетов», понимать необходимость и значимость.
Критерии оценки результатов реализованного социального проекта «Семейный бюджет»:
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
- изучена структура семейного бюджета, основы планирования;
- умение систематизировать и анализировать необходимые данные для математических расчетов;
- изучены способы математических расчетов для контроля семейного бюджета,
- понимание роли математики в проблеме формирования;
- составлен индивидуальный дневник ведения контроля семейного бюджета «Учетная книга»;
- сделаны выводы для более успешного ведения экономии домашнего хозяйства, рассмотрены рекомендации по экономии средств семейного бюджета.
Выводы:
Разработанный и реализованный социальный проект «Семейный бюджет» доведён до успешного завершения, поставленные цели и задачи достигнуты, соответствуют запланированным результатам; деятельность в рамках проекта дала положительные результаты; возникли перспективы дальнейшего внедрения проекта в следующем учебном году. Совместная учебно-познавательная, творческая и практическая деятельность партнеров проекта была направлена на достижение общего результата.
Работа над проектом помогла нам понять, что такое семейный бюджет, из чего он формируется и в дополнение к этому научиться правильно, распланировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету. Не надо быть экономистом или финансистом, чтобы научиться вести бюджет семьи.
В ходе выполнения поставленных задач учащиеся учились находить и анализировать полученную информацию, получать и применять знания, приобретать навыки практической работы, опыт решения реальных проблемных ситуаций. В результате этого мы повышаем финансовую грамотность, учимся экономить и копить. Реализация социально-значимого проекта открыла значительные возможности для планирования бюджета в рамках будущей своей семьи.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Реализованный социально значимый проект «Семейный бюджет» предусматривает дальнейшее развитие в 2021-2022 учебном году. При возобновлении проекта возможны шаги по расширению знаний учащихся.
Литература
- Боровков И. Экономика семьи. - М., 2013.
- Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. / Кочетков А.И. - Москва, 2010.
- Семейная экономика. / Симоненко В.Д., Шелепин О.И. - М.: «Вита-Пресс», 2010;
- Уроки экономики в школе. / Савицкая Е.В. - М.: «Вита-Пресс», 2012;
- Познавательная математика. Математика и мы./ Запольский В.А. - «Вектор», 2017;
- http://dic.academic.ru/
- http://economsovet.ru/kak-planirovat-semejnyj-byudzhet.html
- http://gks.ru/
- http://ru.wikipedia.org/
- http://ru.wiktionary.org/
- http://slovari.yandex.ru/
- http://www.about-how.ru/
- http://www.family-budget.su/ru/