Формирование функциональной грамотности обучающихся через разноуровневое внеурочное массовое мероприятие «Шекспириада»

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Введение

В данной методической разработке представлена организация работы над разноуровневым групповым внеурочным массовым мероприятием «Шекспириада», посвященному 460 летию со дня рождения У.Шекспира. Празднование этой даты состояло из проведения литературно-музыкального события «До чего же изумителен Шекспир!» и прохождении интеграционного квеста «Поэтический шедевр Шекспира». По завершению данных мероприятий, восьмиклассниками был оформлен информационно-творческий проект «Потрясающий копьем!», а вся информация о событии опубликована в школьном журнале «8TEENS24» на английском языке и на сайте школы. Таким образом, данная внеурочная деятельность через массовое мероприятие стала ресурсом соорганизации и кооперации деятельности субъектов образовательного процесса по формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся.

Схема 1. «Объединение мероприятий по формированию функциональной грамотности»

Актуальность литературно-музыкального события «До чего же изумителен Шекспир!» в том, что оно осуществлялось в рамках интеграции предметных областей: литературы, английского языка, истории, театрализации, изобразительного искусства, музыки. Значимостью и прикладной ценностью квеста «Поэтический шедевр Шекспира» было развитие умений учащихся работать в команде в нахождении ответов на вопросы о жизни и творчестве великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира; умении выразительного чтения отрывков художественного произведения; мотивации учащихся к дальнейшему прочтению произведений великого классика. Кроме того, совместная деятельность участников образовательного процесса привело к развитию их информационной и коммуникативной компетентности с использованием английского языка для оформления проекта и написания статей в третий номер школьного журнала на английском языке «8TEENS24».

Данная внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Обучающиеся не только узнают, но и учатся действовать, чувствовать, принимать решения. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов ученик выбирает ценности, ориентиры, потребности исходя из своих интересов, мотивов.

В практику моей внеклассной работы вошло проведение различных праздников, посвященных английскому языку в интеграции с другими учебными предметами. Для праздников более характерны мероприятия массового, познавательно-развлекательного и интеллектуального характера.

Чтобы быть успешным сегодня нужны такие навыки как сотрудничество, креативность и решение проблем, а также качества характера: настойчивость, любознательность и инициатива. Задания к мероприятиям во внеурочной деятельности помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития обучающихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель литературно-музыкального события: выполнение задания по информационно-творческому проекту «Потрясающий копьем!»

Задачи события:

Образовательные:

  • познакомить с литературным наследием и вневременной ценностью произведений В.Шекспира в эпоху Возрождения.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся интерес к познанию многогранной культуры мира,
  • чтению классической литературы;
  • раскрыть творческий потенциал учащихся, совершенствовать навыки литературной декламации и публичных выступлений.

Воспитательные:

  • воспитание чувства уважения и интереса к культуре и литературе страны изучаемого языка и своей родной страны.

Цель интеграционного квеста: обзор жизненного и творческого пути У.Шекспира.

Задачи квеста:

  • Посетить литературно-музыкальное событие «До чего же изумителен Шекспир!» для ознакомления с его жизненными этапами и творчеством.
  • Принять участие в конкурсе оформления плакатов с высказываниями о писателе и ценные фразы из произведений В.Шекспира.
  • Пройти интеграционный квест ― «Поэтический шедевр Шекспира».
  • Проанализировать проведенное мероприятие через опрос участников квеста.

Проект массового мероприятия осуществлялся в рамках интеграции предметных областей:

  • Литература;
  • Английский язык;
  • Русский язык;
  • История;
  • Театрализация;
  • Изобразительное искусство;
  • Хореография;
  • Музыка.

Форма организации события:

  • разно-уровневое групповое внеурочное мероприятие с участием 8-11 классов: литературно-музыкальное событие в актовом зале 16 декабря с 10.00-11.00;
  • интеграционный квест с 11.00-12.00;
  • Задействованы кабинеты 307, 308, 309, 301, 316, 317;
  • награждение с 12.00-12.30.

Таблица 2: «Дорожная карта» по формированию функциональной грамотности»

Этапы

Участники

Формирующие
компетенции

Дата

1

Подготовительный
(проектирование)

Среднее и старшее
звено: 8-11 классы

Умение работать в команде*

Октябрь 2023

Разработка мероприятия
(Совместное планирование деятельности по реализации литературно-музыкального события)

Старшее звено: 10-11 классы

Техническая грамотность;
публичное представление**

Ноябрь 2023

Разработка мероприятия
(Совместное планирование деятельности по реализации интеграционного квеста)

Старшее звено: 9,
11 классы

управление временем;
креативность***

Ноябрь 2023

3

Основной
(проведение мероприятий 2,5 часа)
Рефлексия

Среднее и старшее
звено: 8-11 классы

публичное выступление****;
креативность***;
логическое мышление*****
умение работать в команде*

Декабрь 2023

4

Оформление проекта «Потрясающий копьем!»

Парный 8-классы

Эффективное управление проектной работой;
публичное выступление****

Январь-март
2024

5

Транслирование:
Написание статей о событии и квесте в журнал
«8TEENS24»

Среднее и старшее звено: 8-9 классы

Техническая грамотность**;
Креативность***

Январь-март
2024

Формирование компетенций (планируемые результаты):

*умение работать в команде (взаимодействие со всеми участниками творческого события, разрешение конфликтов, поиск путей решения для достижения результата, эффективная коммуникация, навык конструктивной обратной связи);

**техническая грамотность (владение компьютером, различными программами для презентаций, звуковой аппаратурой, работа с микрофоном);
** публичное представление и выступление;

*** управление временем (умение расставлять приоритеты и выполнять то, что нужно в то время, в которое нужно, умение составлять расписание, эффективно укладываться в определенное время);

***креативность (способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений);

****эффективное управление проектной работой (планирование, подготовка, активное участие, проведение, подведение итогов, оценка результата);

**** публичное представление и выступление (общение с аудиторией, умение отвечать на вопросы аудитории);

*****логическое мышление - принять решение, анализировать полученные ранее знания, применить их для решения поставленных задач.

Алгоритмы участия обучающихся школы в массовом мероприятии «Шекспириада» по развитию функциональной грамотности у разных возрастных групп под руководством педагогов и волонтеров:

I. Подготовительный этап:

Схема 3: «Задания разным возрастным группам»

Источники информации, методическое и дидактическое обеспечение

  1. Горбунов А.Н. Уильям Шекспир Сонеты [Электронный ресурс]/ А.Н.Горбунов// Москва: Наука. - 2016. - Режим доступа: https://djvu.online/file/JcJ8S972B5dQh. Дата обращения: 18.04.2024
  2. Дивинская Э.А. Английский язык: Учеб. для 11-го кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз. / Э.А.Дивинская, Е.А.Виноградова. - 7-е изд. - Москва: Просвещение, 1992. - 192, [164-166] с.- ISBN 5-09-004225-X
  3. Левшина Г.А. В стране великого Шекспира: методические рекомендации к 450-летию со дня рождения У.Шекспира [Текст]/ Г.А.Левшина - МБУК «Шебекинская ЦРБ», методический отдел - 2014. - 20 [8]с.

Оборудование

  • портрет английского драматурга У.Шекспира;
  • книжная выставка с произведениями писателя (сотрудничество со школьной и городской библиотеками);
  • музыкальное и видеосопровождение с видеороликами, фильмами, видеосюжетами,
  • клипами, фонограммой (сотрудничество со школьными педагогами организаторами);
  • мультимедийный экран, компьютер, микрофоны, презентации в PowerPoint (сотрудничество со школьными системными администраторами);
  • декорация сцены с балконом из «Ромео и Джульетты» на сцене в актовом зале;
  • 7 столов и стулья в актовом зале расставлены по схеме;
  • оформление стен постерами и плакатами с цитатами Шекспира и высказываниями о нем, иллюстрациями к произведениям драматурга разместить на передвижной выставке в актовом зале;
  • 6 кабинетов для оформления станций в квесте.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать коммуникативную компетенцию участников массового мероприятия на основе навыков владения лексическим и грамматическим материалом и представить через публикацию разно уровнего события на английском языке;

Развивающие:

  • развивать индивидуальные творческие способности, активность, инициативы учащихся;
  • развивать навыки индивидуальной и групповой деятельности, проявляя уважительное отношение к личности партнера в коллективной работе;
  • развивать информационную культуру через публикацию статей в печатном издании и в электронном виде;
  • развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать организованность, умения работать в группе и самостоятельно.

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

  • применение речевого умения в письменной форме с использованием лексического и грамматического материала c дополнительной лексикой повышенной сложности, используемой в данном массовом мероприятии для журнала «8TEENS24»;
  • повышение качества знаний по предмету;
  • индивидуальные достижения обучающихся.

метапредметные:

  • коммуникативные
    • умение организовать сотрудничество, работать индивидуально, в парах и в группах;
    • проявление уважительного отношения к личности партнера в коллективной работе;
    • использование языковых клише для отображения своих мыслей в письменной речи.
  • регулятивные
    • развитие умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки;
    • развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
    • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • познавательные
    • умение структурировать знания;
    • умение делать выводы;
    • умение высказать свои впечатления, показать эмоции в рефлексии.

личностные

  • формирование уважительных и доверительных отношений между учителем и учащимися;
  • оптимизация межличностного общения;
  • возможность для участников пробы в разных позициях и ролях;
  • умение демонстрировать ораторские навыки;
  • умение работать с оборудованием; умение ценить свое здоровье.

организационные компоненты:

  • разновозрастное сотрудничество;
  • каждый участник имеет право определять содержание и форму своего участия в мероприятии.

Скриншот 4: «Педагогические технологии, использованные в массовом мероприятии»

Обучение практическому овладению иностранным языком - на сегодняшний день, одна из актуальных и главных целей современной школы. Рациональное применение оптимальных методов и средств обучения не только на уроках иностранного языка, но и во внеурочной деятельности способствует активизации познавательного интереса обучающихся. В работе использую инновационные технологии, представленные в скриншоте №3, а также интернет- ресурсы, информационные технологии.

Важно, чтобы ученик использовал полученные знания, умения и навыки, как на уроке, так и во внеурочное время в практической жизни, реальных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность фиксирует необходимый уровень готовности личности для осуществления ее деятельности.

Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка поддерживаю через проведение массовых разноуровневых групповых мероприятий, где обучающиеся осваивают дополнительные знания с другими учениками в партнерстве с учителем, учатся самостоятельно добывать, а после обобщать и классифицировать материал, дискутировать, отстаивая собственные взгляды, создавать творческие материалы. Именно впечатления являются основой для формирования устойчивой учебной мотивации у школьников в процессе обучения иностранному языку. А технология события практически вбирает в себя сотрудничество учащихся разных ступеней, активизирует волонтерство, проектную деятельность.

Развитие компетенции учащихся - это интегративный процесс в рамках совместной внеурочной деятельности, которая развивает учеников разносторонне. Показателем сформированности компетенций является информированность и применимость, творческое использование полученных знаний в новых ситуациях. В этом и заключается задача современного образования.

II а). Разработка литературно-музыкального события «До чего же изумителен Шекспир!»

Все ссылки к методической разработке представлены на моем персональном сайте.

  1. Сценарий литературно-музыкального события "До чего же изумителен Шекспир!"
    https://gaina-zagor.ucoz.net/scenarij_literaturno-muzykalnogo_sobytija.pdf
  2. Презентация к литературно-музыкальному событию "До чего же изумителен Шекспир!"
    https://gaina-zagor.ucoz.net/prezentacija_shekspiriada.pdf
  3. Образцы чтения сонет на видеозапись для предварительного ознакомления жюри:
    https://gaina-zagor.ucoz.net/video/vip/18/1/belousova_elizaveta_11a_sonet_116 https://gaina-zagor.ucoz.net/video/vip/19/1/mendaliev_danial_11b_sonet_140
  4. Волонтеры 9 классы были зарегистрированы по этой ссылке: https://dobro.ru/event/10563209

Формы /Компоненты функциональной грамотности, использованные в данном литературно-музыкальном событии:

  • Информационная грамотность: находили и отбирали необходимую информацию из книг, справочников, журналов.
  • Коммуникативная грамотность: работали в команде; приспособились к новым непривычным требованиям и условиям по выполнению творческих заданий для достижения поставленных целей и задач.
  • Компьютерная грамотность: искали информацию в сети Интернет; пользовались цифровыми сервисами; учились делать качественную видеозапись; создавали дизайн наградных материалов при помощи линейки в ехель.
  • Деятельностная грамотность: планировали и осуществляли самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, готовили материалы к выступлению.
  • Финансовая грамотность: сформировали финансовые навыки, мотивацию и уверенность, посчитали необходимые денежные средства для организации мероприятия.
  • Математическая грамотность: использовали математические понятия и инструменты в своих исследованиях для формулирования объективного мнения и анализа опроса среди учащихся 8-11-х классов.
  • Читательская грамотность: находили, извлекали, использовали, интегрировали и интерпретировали информацию из произведений драматурга; осмысливали и оценивали содержание и форму сонет Шекспира, которые потом использовали в мероприятиях.
  • Креативное мышление: смогли в команде придумать дизайн балкона из подручных средств, то есть дали вторую жизнь использованным вещам и оформить презентацию к событию, используя воображение. Поставили танец, подобрали музыку, костюмы, маски. Научились критически оценивать свои действия, увидели их сильные и слабые стороны.
  • Социальная грамотность: поведенческая модель ученика в организации совместной деятельности. Научились договариваться, уступать, оценивать общую работу.
  • Грамотность в вопросах здоровья: заботились о сохранении собственного психического и физического здоровья; рационально использовали внеурочное время для выполнения творческих заданий; научились давать здоровьесберегающие советы своим одноклассникам и знакомым.

См. продолжение статьи