Введение
В данной методической разработке представлена организация работы над разноуровневым групповым внеурочным массовым мероприятием «Шекспириада», посвященному 460 летию со дня рождения У.Шекспира. Празднование этой даты состояло из проведения литературно-музыкального события «До чего же изумителен Шекспир!» и прохождении интеграционного квеста «Поэтический шедевр Шекспира». По завершению данных мероприятий, восьмиклассниками был оформлен информационно-творческий проект «Потрясающий копьем!», а вся информация о событии опубликована в школьном журнале «8TEENS24» на английском языке и на сайте школы. Таким образом, данная внеурочная деятельность через массовое мероприятие стала ресурсом соорганизации и кооперации деятельности субъектов образовательного процесса по формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся.
Схема 1. «Объединение мероприятий по формированию функциональной грамотности»
Актуальность литературно-музыкального события «До чего же изумителен Шекспир!» в том, что оно осуществлялось в рамках интеграции предметных областей: литературы, английского языка, истории, театрализации, изобразительного искусства, музыки. Значимостью и прикладной ценностью квеста «Поэтический шедевр Шекспира» было развитие умений учащихся работать в команде в нахождении ответов на вопросы о жизни и творчестве великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира; умении выразительного чтения отрывков художественного произведения; мотивации учащихся к дальнейшему прочтению произведений великого классика. Кроме того, совместная деятельность участников образовательного процесса привело к развитию их информационной и коммуникативной компетентности с использованием английского языка для оформления проекта и написания статей в третий номер школьного журнала на английском языке «8TEENS24».
Данная внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Обучающиеся не только узнают, но и учатся действовать, чувствовать, принимать решения. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов ученик выбирает ценности, ориентиры, потребности исходя из своих интересов, мотивов.
В практику моей внеклассной работы вошло проведение различных праздников, посвященных английскому языку в интеграции с другими учебными предметами. Для праздников более характерны мероприятия массового, познавательно-развлекательного и интеллектуального характера.
Чтобы быть успешным сегодня нужны такие навыки как сотрудничество, креативность и решение проблем, а также качества характера: настойчивость, любознательность и инициатива. Задания к мероприятиям во внеурочной деятельности помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития обучающихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель литературно-музыкального события: выполнение задания по информационно-творческому проекту «Потрясающий копьем!»
Задачи события:
Образовательные:
- познакомить с литературным наследием и вневременной ценностью произведений В.Шекспира в эпоху Возрождения.
Развивающие:
- развивать у обучающихся интерес к познанию многогранной культуры мира,
- чтению классической литературы;
- раскрыть творческий потенциал учащихся, совершенствовать навыки литературной декламации и публичных выступлений.
Воспитательные:
- воспитание чувства уважения и интереса к культуре и литературе страны изучаемого языка и своей родной страны.
Цель интеграционного квеста: обзор жизненного и творческого пути У.Шекспира.
Задачи квеста:
- Посетить литературно-музыкальное событие «До чего же изумителен Шекспир!» для ознакомления с его жизненными этапами и творчеством.
- Принять участие в конкурсе оформления плакатов с высказываниями о писателе и ценные фразы из произведений В.Шекспира.
- Пройти интеграционный квест ― «Поэтический шедевр Шекспира».
- Проанализировать проведенное мероприятие через опрос участников квеста.
Проект массового мероприятия осуществлялся в рамках интеграции предметных областей:
- Литература;
- Английский язык;
- Русский язык;
- История;
- Театрализация;
- Изобразительное искусство;
- Хореография;
- Музыка.
Форма организации события:
- разно-уровневое групповое внеурочное мероприятие с участием 8-11 классов: литературно-музыкальное событие в актовом зале 16 декабря с 10.00-11.00;
- интеграционный квест с 11.00-12.00;
- Задействованы кабинеты 307, 308, 309, 301, 316, 317;
- награждение с 12.00-12.30.
Таблица 2: «Дорожная карта» по формированию функциональной грамотности»
№ |
Этапы |
Участники |
Формирующие
|
Дата |
1 |
Подготовительный
|
Среднее и старшее
|
Умение работать в команде* |
Октябрь 2023 |
2а |
Разработка мероприятия
|
Старшее звено: 10-11 классы |
Техническая грамотность;
|
Ноябрь 2023 |
2б |
Разработка мероприятия
|
Старшее звено: 9,
|
управление временем;
|
Ноябрь 2023 |
3 |
Основной
|
Среднее и старшее
|
публичное выступление****;
|
Декабрь 2023 |
4 |
Оформление проекта «Потрясающий копьем!» |
Парный 8-классы |
Эффективное управление проектной работой;
|
Январь-март
|
5 |
Транслирование:
|
Среднее и старшее звено: 8-9 классы |
Техническая грамотность**;
|
Январь-март
|
Формирование компетенций (планируемые результаты):
*умение работать в команде (взаимодействие со всеми участниками творческого события, разрешение конфликтов, поиск путей решения для достижения результата, эффективная коммуникация, навык конструктивной обратной связи);
**техническая грамотность (владение компьютером, различными программами для презентаций, звуковой аппаратурой, работа с микрофоном);
** публичное представление и выступление;
*** управление временем (умение расставлять приоритеты и выполнять то, что нужно в то время, в которое нужно, умение составлять расписание, эффективно укладываться в определенное время);
***креативность (способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений);
****эффективное управление проектной работой (планирование, подготовка, активное участие, проведение, подведение итогов, оценка результата);
**** публичное представление и выступление (общение с аудиторией, умение отвечать на вопросы аудитории);
*****логическое мышление - принять решение, анализировать полученные ранее знания, применить их для решения поставленных задач.
Алгоритмы участия обучающихся школы в массовом мероприятии «Шекспириада» по развитию функциональной грамотности у разных возрастных групп под руководством педагогов и волонтеров:
I. Подготовительный этап:
Схема 3: «Задания разным возрастным группам»
Источники информации, методическое и дидактическое обеспечение
- Горбунов А.Н. Уильям Шекспир Сонеты [Электронный ресурс]/ А.Н.Горбунов// Москва: Наука. - 2016. - Режим доступа: https://djvu.online/file/JcJ8S972B5dQh. Дата обращения: 18.04.2024
- Дивинская Э.А. Английский язык: Учеб. для 11-го кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз. / Э.А.Дивинская, Е.А.Виноградова. - 7-е изд. - Москва: Просвещение, 1992. - 192, [164-166] с.- ISBN 5-09-004225-X
- Левшина Г.А. В стране великого Шекспира: методические рекомендации к 450-летию со дня рождения У.Шекспира [Текст]/ Г.А.Левшина - МБУК «Шебекинская ЦРБ», методический отдел - 2014. - 20 [8]с.
Оборудование
- портрет английского драматурга У.Шекспира;
- книжная выставка с произведениями писателя (сотрудничество со школьной и городской библиотеками);
- музыкальное и видеосопровождение с видеороликами, фильмами, видеосюжетами,
- клипами, фонограммой (сотрудничество со школьными педагогами организаторами);
- мультимедийный экран, компьютер, микрофоны, презентации в PowerPoint (сотрудничество со школьными системными администраторами);
- декорация сцены с балконом из «Ромео и Джульетты» на сцене в актовом зале;
- 7 столов и стулья в актовом зале расставлены по схеме;
- оформление стен постерами и плакатами с цитатами Шекспира и высказываниями о нем, иллюстрациями к произведениям драматурга разместить на передвижной выставке в актовом зале;
- 6 кабинетов для оформления станций в квесте.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать коммуникативную компетенцию участников массового мероприятия на основе навыков владения лексическим и грамматическим материалом и представить через публикацию разно уровнего события на английском языке;
Развивающие:
- развивать индивидуальные творческие способности, активность, инициативы учащихся;
- развивать навыки индивидуальной и групповой деятельности, проявляя уважительное отношение к личности партнера в коллективной работе;
- развивать информационную культуру через публикацию статей в печатном издании и в электронном виде;
- развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, умения работать в группе и самостоятельно.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
- применение речевого умения в письменной форме с использованием лексического и грамматического материала c дополнительной лексикой повышенной сложности, используемой в данном массовом мероприятии для журнала «8TEENS24»;
- повышение качества знаний по предмету;
- индивидуальные достижения обучающихся.
метапредметные:
- коммуникативные
- умение организовать сотрудничество, работать индивидуально, в парах и в группах;
- проявление уважительного отношения к личности партнера в коллективной работе;
- использование языковых клише для отображения своих мыслей в письменной речи.
- регулятивные
- развитие умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки;
- развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- познавательные
- умение структурировать знания;
- умение делать выводы;
- умение высказать свои впечатления, показать эмоции в рефлексии.
личностные
- формирование уважительных и доверительных отношений между учителем и учащимися;
- оптимизация межличностного общения;
- возможность для участников пробы в разных позициях и ролях;
- умение демонстрировать ораторские навыки;
- умение работать с оборудованием; умение ценить свое здоровье.
организационные компоненты:
- разновозрастное сотрудничество;
- каждый участник имеет право определять содержание и форму своего участия в мероприятии.
Скриншот 4: «Педагогические технологии, использованные в массовом мероприятии»
Обучение практическому овладению иностранным языком - на сегодняшний день, одна из актуальных и главных целей современной школы. Рациональное применение оптимальных методов и средств обучения не только на уроках иностранного языка, но и во внеурочной деятельности способствует активизации познавательного интереса обучающихся. В работе использую инновационные технологии, представленные в скриншоте №3, а также интернет- ресурсы, информационные технологии.
Важно, чтобы ученик использовал полученные знания, умения и навыки, как на уроке, так и во внеурочное время в практической жизни, реальных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность фиксирует необходимый уровень готовности личности для осуществления ее деятельности.
Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка поддерживаю через проведение массовых разноуровневых групповых мероприятий, где обучающиеся осваивают дополнительные знания с другими учениками в партнерстве с учителем, учатся самостоятельно добывать, а после обобщать и классифицировать материал, дискутировать, отстаивая собственные взгляды, создавать творческие материалы. Именно впечатления являются основой для формирования устойчивой учебной мотивации у школьников в процессе обучения иностранному языку. А технология события практически вбирает в себя сотрудничество учащихся разных ступеней, активизирует волонтерство, проектную деятельность.
Развитие компетенции учащихся - это интегративный процесс в рамках совместной внеурочной деятельности, которая развивает учеников разносторонне. Показателем сформированности компетенций является информированность и применимость, творческое использование полученных знаний в новых ситуациях. В этом и заключается задача современного образования.
II а). Разработка литературно-музыкального события «До чего же изумителен Шекспир!»
Все ссылки к методической разработке представлены на моем персональном сайте.
- Сценарий литературно-музыкального события "До чего же изумителен Шекспир!"
https://gaina-zagor.ucoz.net/scenarij_literaturno-muzykalnogo_sobytija.pdf - Презентация к литературно-музыкальному событию "До чего же изумителен Шекспир!"
https://gaina-zagor.ucoz.net/prezentacija_shekspiriada.pdf - Образцы чтения сонет на видеозапись для предварительного ознакомления жюри:
https://gaina-zagor.ucoz.net/video/vip/18/1/belousova_elizaveta_11a_sonet_116 https://gaina-zagor.ucoz.net/video/vip/19/1/mendaliev_danial_11b_sonet_140 - Волонтеры 9 классы были зарегистрированы по этой ссылке: https://dobro.ru/event/10563209
Формы /Компоненты функциональной грамотности, использованные в данном литературно-музыкальном событии:
- Информационная грамотность: находили и отбирали необходимую информацию из книг, справочников, журналов.
- Коммуникативная грамотность: работали в команде; приспособились к новым непривычным требованиям и условиям по выполнению творческих заданий для достижения поставленных целей и задач.
- Компьютерная грамотность: искали информацию в сети Интернет; пользовались цифровыми сервисами; учились делать качественную видеозапись; создавали дизайн наградных материалов при помощи линейки в ехель.
- Деятельностная грамотность: планировали и осуществляли самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, готовили материалы к выступлению.
- Финансовая грамотность: сформировали финансовые навыки, мотивацию и уверенность, посчитали необходимые денежные средства для организации мероприятия.
- Математическая грамотность: использовали математические понятия и инструменты в своих исследованиях для формулирования объективного мнения и анализа опроса среди учащихся 8-11-х классов.
- Читательская грамотность: находили, извлекали, использовали, интегрировали и интерпретировали информацию из произведений драматурга; осмысливали и оценивали содержание и форму сонет Шекспира, которые потом использовали в мероприятиях.
- Креативное мышление: смогли в команде придумать дизайн балкона из подручных средств, то есть дали вторую жизнь использованным вещам и оформить презентацию к событию, используя воображение. Поставили танец, подобрали музыку, костюмы, маски. Научились критически оценивать свои действия, увидели их сильные и слабые стороны.
- Социальная грамотность: поведенческая модель ученика в организации совместной деятельности. Научились договариваться, уступать, оценивать общую работу.
- Грамотность в вопросах здоровья: заботились о сохранении собственного психического и физического здоровья; рационально использовали внеурочное время для выполнения творческих заданий; научились давать здоровьесберегающие советы своим одноклассникам и знакомым.