Цель: снизить уровень тревожности у школьников перед предстоящей ГИА.
Используемый материал:
- 2 листа белого ватмана,
- 1 коробка восковых мелков,
- скотч для закрепления листов к доске.
Психо-эмоциональное напряжение у подростков перед сдачей ГИА возрастает. Это показывают проводимая диагностика и беседы с учащимися. Напряжение чувствуется как в эмоциях (увеличивается уровень энергетического «заряда» эмоций, так и в «зажимах» в теле). Предложенная методика соединяет эти два аспекта для снижения напряжения. Коррекция состояния подростков происходит через рисование своего личного «напряжения» и «ресурса» в общем рисунке класса.
Описание и ход работы
1 этап. Крепятся два листа ватмана на доску. На первом листе школьникам нужно нарисовать коллективный образ «тревожности». Педагог-психолог предлагает подросткам войти (вспомнить) в свое максимально тревожное состояние при сдаче прошедших экзаменов для выпускников 11-го класса (вспоминают экзамены 9 класса и другие этапы внешней оценки их знаний) и недавние проверочные работы для выпускников 9-го класса (у них еще нет опыта сдачи ГИА). Войдя в это состояние, перенести вниманием эту «тревожность» в руки и через нажим на руку начать рисовать. Подростки подходят по очереди в заданном эмоциональном состоянии к листу ватмана и начинают рисовать какую-то часть человека (бровь, глаз, овал лица и т.д.) по желанию. По необходимости и по ощущениям учащиеся подходят к листу и рисуют от 1 до 3 раз.
Акцент делается на общий рисунок, поскольку дети испытывают через «общее поле» схожие эмоции и ощущения и «передают» их друг другу. Вывод сделан на основе семилетней практики наблюдения при сопровождении выпускников на проверочных работах.
2 этап. После завершения рисунка, педагог-психолог снимает с доски и кладет на одну из первых парт со следующей инструкцией: каждый кто участвовал в рисовании, подходит, и «собирая» остатки тревожности и страхов в руки, разрывает этот лист на куски. Таким образом, происходит высвобождение напряжения максимально.
3 этап. Предлагается вспомнить подросткам любой эпизод из жизни (любого возраста), когда они преодолели легко и без потерь любое препятствие (например, перепрыгнул через большую лужу в пять лет). Войти в это состояния «победы» и прорисовать по принципу первого рисунка (перенеся внимание на руки) часть Человека. Таким образом, на втором листе ватмана появляется коллективный образ (Человек) ресурсного состояния детей. Этот рисунок можно хранить в классе.
Заключение: общий эмоциональный выброс, который происходит во время процесса рисование через нажим руки, снижает психо-эмоциональное и телесное напряжение у подростков.
Методику разработала педагог-психолог Кумалагова М.К.