Класс: 7 класс.
Название раздела: «Россия в ХVII веке».
Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Россия в ХVII веке» изучается в курсе «История России» 7 класс - учебник «История России. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2024».
Цели и задачи урока:
- Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей страны.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Россия в ХVII веке».
- Способствовать сохранению исторической памяти, формированию патриотических и нравственных качеств.
- Развивать коммуникативные умения и навыки учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные:
- Научатся: актуализировать и обобщать знания по истории России ХVII века;применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия основных направлений развития России в ХVII в.; соотносить события истории России ХVII века по хронологическому признаку; доказывать, что история России является частью мировой истории.
- Получат возможность научиться:соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; приобретут опыт анализа конкретных исторических фактов и событий; высказывать собственное мнение, суждения.
2. Метапредметные УУД:
- Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
- Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий.
3. Личностные УУД:
- Понимают значение исторических знаний для человека и принимают их. Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Овладевают способами обобщения и систематизации знаний. Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.
Тип урока: обобщение, систематизация и контроль знаний.
Оборудование урока:
- мультимедийная презентация «Первые Романовы»;
- выставка книг «История династии Романовых»;
- фрагмент документального исторического фильма «Романовы» (фильм 1) (реж. М.Беспалый) https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 (дата обращения: 27.04.2024);
- фрагмент видеоролика М.И.Глинка Финал («Славься») из оперы «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») https://www.youtube.com/watch?v=i7vGnKXrVYI (дата обращения: 27.04.2024);
- грамоты и сувениры для награждения команд;
- многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.
Основные понятия и термины: самодержавие, челобитная, приказы, судебник, церковный раскол.
Форма проведения урока: интеллектуальная игра.
Подготовка к уроку: За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.
Домашнее задание: Составьте план экскурсии по Москве ХVII века.
При составлении плана экскурсии используйте цифровые образовательные ресурсы:
- Большая российская энциклопедия: [сайт]. URL: https://bigenc.ru/ (дата обращения 27.04.2024).
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 27.04.2024).
- История.РФ: главный исторический портал страны: [сайт]. URL: https://histrf.ru/ (дата обращения: 27.04.2024).
- Хронос: всемирная история в интернете: [сайт]. URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 27.04.2024).
Этапы урока-игры:
- Представление команд.
- Конкурс «Разминка (История в датах)».
- Конкурс «История в лицах».
- Конкурс «Домашнее задание».
- Конкурс «Историческая картина».
- Конкурс «Исторические ребусы».
- Конкурс капитанов.
- Конкурс «Исторический документ».
Ход интеллектуальной игры
Организационный момент
Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок в форме интеллектуальной игры «Первые цари из дома Романовых», где будет выявлена лучшая команда и награждены победители.
Объяснение правил игры: в игре принимают участие учащиеся 7 класса, разделенные на две команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
Выявляется победитель (команда).
Ученики, активно принимавшие участие в интеллектуальной игре, получают оценки.
Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.
Состав жюри интеллектуальной игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.
Интеллектуальная игра приобретает характер общественного смотра знаний [1].
Вступительное слово учителя: Проблемой урока является вопрос: «В чём проявилось укрепление самодержавной власти первых Романовых»? Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти на сегодняшнем уроке.
Этапы интеллектуальной игры
I. Представление команд (название, эмблема, девиз)
За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему, используя инструменты образовательного ресурса LearningApps.org - «Доска объявлений» (текст, рисунки, аудио, видео).
II. Конкурс «Разминка (История в датах)»
На интерактивной панели с сенсорным экраном соотнесите исторические даты и события, которые произошли в ХVII веке.
Задание для команды №1: Соляной бунт в Москве; Переяславская рада. Переход под власть России земель Войска Запорожского; Церковная реформа патриарха Никона, начало старообрядческого раскола; Царствование Алексея Михайловича Романова.
Задание для команды №2: Медный бунт в Москве, Принятие Соборного уложения; Царствование Михаила Федоровича Романова; Восстание Степана Разина.
Ответ:
Команда №1:
- 1648 г. - Соляной бунт в Москве.
- 1654 г. - Переяславская рада. Переход под власть России земель Войска Запорожского.
- 1653-1655 гг. - Церковная реформа патриарха Никона, начало старообрядческого раскола.
- 1645-1676 гг. - Царствование Алексея Михайловича Романова.
Команда №2:
- 1662 г. - Медный бунт в Москве.
- 1649 г. - Принятие Соборного уложения.
- 1613-1645 гг. - Царствование Михаила Федоровича Романова.
- 1670-1671 гг. - Восстание Степана Разина.
III. Конкурс «История в лицах»
Для оформления задания используется модуль «Найти пару» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.
Прочитайте описание исторических деятелей ХVII века. Назовите их имена.
Соотнесите изображения этих исторических личностей и их имена на интерактивной доске.
Задание для команды №1:
- Он венчался на царство в возрасте 17 лет. Во время его царствования ввёл новую систему управления - воеводскую. Созывались Земские соборы, основные политические вопросы царь решал совместно с Боярской думой. (Михаил Романов).
- Он провел церковную реформу. Царь Алексей Михайлович позволил ему именоваться наравне с ним «государем». (Патриарх Никон).
- «Великий мятежник был доставлен таким образом: впереди шел конвой из 300 пеших солдат. Позади его тем же порядком шло почти то же число солдат… А сам он на помосте под виселицей стоял с цепью вокруг шеи…», - так англичанин Хебдон описывал в 1671 году ритуал его ввода в Москву. (Степан Разин).
Задание для команды №2:
- Он был прозван «Тишайшим», любил охоту, лето проводил в селе Коломенском, где строил свой деревянный дворец. (Алексей Михайлович).
- Он был самым непримиримым противником церковной реформы середины ХVII. За свою веру был сожжен на костре. (Протопоп Аввакум).
- Он был отцом Михаила Романова. Он был высшим церковным иерархом России. Он получил титул «великий государь», и все официальные документы писались на имя или от имени отца и сына. (Патриарх Филарет).
Демонстрируется фрагмент документального исторического фильма «Романовы» (фильм 1) (реж. М.Беспалый) https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 (дата обращения: 27.04.2024)
IV. Конкурс «Домашнее задание»
Для оформления задания используется модуль «Аудио/видео контент» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.
Задание для команд №1, 2: Представьте план экскурсии по Москве ХVII века с демонстрацией мультимедийной презентации.
Ответ команды №1: Церковь Рождества Богородицы в Путинках (образец каменного шатрового зодчества).
Ответ команды №2: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (образец раннего московского барокко).
V. Конкурс «Историческая картина»
Рассмотрите картину, назовите её автора. Расскажите о каких событиях в истории ХVII века повествует картина? Какой архитектурный памятник изображен на картине?
Задание для команды №1:
Задание для команды №2:
Ответ:
Команда №1:
Художник Э.Э.Лисснер. Соляной бунт в Москве.
На картине изображен штурм Никольской башни Московского Кремля.
Команда №2:
Художник Э.Э.Лисснер. Медный бунт в Москве.
В центре картины изображена Церковь Вознесения Господня в Коломенском, первый каменный шатровый храм в России.
VI. Конкурс «Исторические ребусы»
Задание для команд №1, 2:
Отгадайте исторические ребусы [8]:
1. Переходная между иконой и светским произведением форма портрета.
2. Движение, возникшее в середине ХVII века в Русской православной церкви. Объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона.
3. Индивидуальное или коллективное письменное прошение.
4. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
5. Торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определенное время, куда съезжались крестьяне из ближайших и дальних деревень.
6. Монархическая форма правления в России, при которой государю принадлежало верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики.
Ответ:
- Парсуна.
- Раскол.
- Челобитная.
- Мануфактура.
- Ярмарка.
- Самодержавие.
VII. Конкурс капитанов
Для оформления задания используется модуль «Найти пару» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.
Капитаны! Найдите современников, личностей, которые жили в одно и то же время в России и в Западной Европе, и занимались одним и тем же видом деятельности.
Задание для команды №1: Михаил Федорович Романов, Патриарх Никон, Семён Иванович Дежнёв, Карл I Стюарт, Джулио Мазарини, Абел Янезон Тасман.
Ответ:
- ПРАВИТЕЛИ: Михаил Федорович Романов (1596-1645) и Карл I Стюарт (1600-1649).
- СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ: Патриарх Никон (1605 - 1681) и Кардинал Джулио Мазарини (1602-1661).
- ПУТЕШЕСТВЕННИКИ: Семён Иванович Дежнёв (1605-1673) и Абел Янезон Тасман (1603-1659).
Задание для команды №2: Алексей Михайлович Романов, Богдан Хмельницкий, Симон Ушаков, Людовик ХIV, Оливер Кромвель, Рембрант Харменс ван Рейн.
Ответ:
- ПРАВИТЕЛИ: Алексей Михайлович Романов (1629-1676) и Людовик ХIV (1638-1715).
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ: Богдан Хмельницкий (1595 - 1657) и Оливер Кромвель (1599-1658).
- ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ: Симон Ушаков (1626-1686) и Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669).
VIII. Конкурс «Исторический документ»
Для оформления задания используется модуль «Заполнить пропуски» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.
Исследуйте исторический документ и ответьте на вопрос: «О какой форме государственного правления ХVII века говорится в отрывке из сочинения В.О. Ключевского?».
Задание для команды №1: «Эта власть одинаково простирается как на духовных, так и на светских людей; ни от кого не завися, никому не давая отчёта в своих действиях, свободно располагает государь имуществом и жизнью своих подданных». Эта форма правления называется: ____________ .
Ответ: самодержавие, абсолютная монархия.
Задание для команды №2: «По описаниям иностранцев, этот государь стоит неизмеримо высоко над всеми подданными и властью своей превосходит всех монархов на свете… Боярин и последний крестьянин равны перед ним, одинаково безответны пред его волей». Эта форма правления называется: ____________ .
Ответ: самодержавие, абсолютная монархия.
Итог урока
А теперь давайте сформулируем ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале нашего урока: «В чём проявилось укрепление самодержавной власти первых Романовых»?
Укрепление самодержавной власти состояло в том, что:
- верховное право в принятии законов принадлежало царю,
- царь управлял страной,
- царь руководил армией и флотом,
- царь определял содержание внутренней и внешней политики,
- появился Приказ тайных дел, который контролировал все государственные учреждения,
- прекратились созывы Земского собора с 1653 г.
Все это свидетельствовало об усилении абсолютной, неограниченной власти государя.
Демонстрируется фрагмент видеоролика М.И. Глинка Финал («Славься») из оперы «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») https://www.youtube.com/watch?v=i7vGnKXrVYI (дата обращения: 27.04.2024)
На сегодняшнем уроке, который проводился в форме интеллектуальной игры, мы систематизировали и обобщили изученный материал. Интеллектуальная игра показала не только Ваши знания, но и умение применять их на практике. Вы продемонстрировали свои компетенции при анализе исторических событий и в работе с историческими документами. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, Вы справились с ними.
Рефлексия
Игра «Светофор»: Выразите свое мнение о сегодняшнем уроке, поднимая цветные флажки:
- Красный флажок - побольше таких уроков, урок был полезный и интересный.
- Желтый флажок - понравилось, но не всё.
- Зеленый флажок - не понравилось, сложно.
Домашнее задание: составьте синквейн по теме урока.
Жюри подводит итоги интеллектуальной игры.
Команда-победитель в интеллектуальной игре награждается почетной грамотой и сувенирами.
Библиографический список
- Гурьянова С.Ю. Игровая деятельность в цифровую эпоху. // Чешский научный журнал «Aktuální pedagogika». - №1. - 2018. - с. 15-20.
- Гурьянова С.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности школьников // Современные технологии: тенденции и перспективы развития: сборник статей III Международной научно-практической конференции (10 января 2022 г.). - Петрозаводск: МЦПН «Новая наука», 2022. - с. 15-24. DOI: 10.46916/12012022-2-978-5-00174-441-2.
- История России. Конец ХVI-ХVIII века. 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной / авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2005. - 447 с.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. - М.: ВАКО, 2012. - 208 с.
- Сорокина Е.Н. История России.7 класс. Поурочные разработки. К УМК под редакцией А.В. Торкунова. - М.: Вако, 2022. - 288 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 1. История России и её ближайших соседей / Сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996. - 670 с.
- LearningApps.org: [сайт]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 27.04.2024).
- Квестодел: [сайт]. URL: http://kvestodel.ru/generator-rebusov (дата обращения: 27.04.2024).