Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно…
В условиях модернизации образования необходимы такие педагогические технологии, которые ориентированы на развитие интеллектуальной и информационной культуры человека. Одной из важнейших формами реализации таких технологий является исследовательская деятельность обучающихся.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме.
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности обучающихся и педагога.
Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством - учителя-предметника.
Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности на уроках географии, решаю следующие задачи:
- обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
- учить приемам: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
- помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
- подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии.
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на факультативах, спецкурсах и кружках, исследовательские конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.
Методы географических исследований - способы получения географической информации.
- Традиционные методы географических исследований: метод наблюдения, картографический, статистический, исторический, сравнительный.
- Современные методы географических исследований: дистанционных исследований, географического прогноза и моделирования, геоинформационный.
Приведу несколько приемов и методов по организации исследовательской деятельности, которые применяю на уроках географии:
Прием: географический диктант
Географические диктанты, как приемы исследовательской работы, достаточно часто применяемы на уроке. Они могут быть очень разнообразными. Приведу лишь несколько примеров таких географических диктантов, активизирующих деятельность учащихся.
Географический диктант - это не только оперативная проверка знаний учащихся всего класса, но и возможность разнообразить урок. Кроме того, во время диктанта возможно комбинирование проверяемых знаний. В частности, проверку знаний топографических знаков можно успешно сочетать с проверкой знаний сторон света, в этом случае ребята не просто зарисовывают под диктовку условные знаки, но и ориентируют их в пространстве:
«Нарисуйте в центре листа условный знак, обозначающий отдельно стоящее дерево. К северу от него находится болото. К юго-западу от дерева - ручей с мостиком. Восточнее дерева изобразите заросли кустарника. Южнее зарослей кустарника находится пашня. К востоку от зарослей кустарника можно увидеть родник, с него начинается ручей, текущий на северо-восток».
В описательном диктанте школьники определяют географический объект по краткой характеристике, данной учителем, и записывают название в тетрадь. Возможен и такой вариант диктанта в восьмом классе, когда учащиеся наносят географический объект на контурную карту:
- Горы, расположенные на полуострове Таймыр. (Бырранга)
- Высочайшая гора России. (Эльбрус)
- Река, по которой проходит граница между Европой и Азией. (Эмба)
С интересом воспринимают школьники географические диктанты «Путь на контурной карте». Учитель ведет рассказ, а школьники наносят маршрут экспедиции на контурную карту, подписывая название географических объектов и стрелочками указывая путь, или «Имя на карте» учитель рассказывает о человеке, именем которого был назван какой-либо географический объект, а учащиеся на контурной карте подписывают проливы, моря, хребты, города и т.д. названные в честь знаменитого человека, например:
- Русский купец и исследователь Аляски. В наше время его называют «русским Колумбом». (Григорий Шелихов - залив Шелихова)
- Моряк, родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавлял Камчатские экспедиции и погиб в одном из них. (Витус Беринг - Берингово море, Берингов пролив).
Прием: Книга рекордов
Ну, никак нельзя объять необъятное. Даже самый замечательный учебник не может вместить в себя все факты, события и явления по изучаемой проблеме. Поэтому очень важны такие домашние задания, которые подтолкнули бы учащихся к поиску необходимой информации в справочниках, энциклопедиях, периодической печати. Хорошо стимулирует работу с дополнительной литературой составляемая детьми «Книга рекордов». В нее школьник (или группа учащихся) включает 1,5-3 десятка названий и явлений из числа «самое-самое» по изучаемой теме. «Книга рекордов» может быть посвящена стране, региону, отрасли экономики и т.д.
Написание исследовательской работы.
Учащимся после применения различных приемов и методов исследовательской деятельности, проводимых на уроках географии, появляется интерес к изучению данного предмета более детально изучать области географической науки.
Широкое применение получил Картографический метод. Здесь можно выделить две важных составляющих. С одной стороны, обучающиеся анализируют уже составленные карты, ведь такой вид представления информации наиболее удобен для человека. С другой стороны, они создают собственные карты, на которых в наглядной форме отражают собранные ими сведения. На картах могут отображать расположение физических объектов, торговые маршруты и водные течения, распределение средних температур, рельеф местности, плотность населения и уровень его доходов, разбиение территорий на регионы по физическим, политическим или экономическим признакам и многое другое. Второй вариант очень нравиться обучающимся.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
Предлагаю вашему вниманию выполнить легкие исследовательские работы по географии.
Делимся на 3 группы:
- 1 группа - Тема: «География на купюрах Российской Федерации»
- 2 группа - Тема: «Культурное и природное наследие Зарубежной Азии»
- 3 группа - Тема: «Необычные памятники России»
(Раздать мультифорки с материалом)
Эти и другие приемы работы позволяют сформировать необходимые умения для выполнения исследовательской деятельности на уроках. Соответственно, у детей с шестого класса формируется опыт исследовательской деятельности.
Таким образом, практически на каждом этапе урока мы можем проводить мини-исследования.
Из своего опыта работы могу отметить, что, занятия с исследовательской деятельностью учат учащихся работать с научной и справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами сети Интернет, проводить наблюдения и сравнения, обобщать свой опыт и опыт других авторов.
Кроме приемов и методов по организации исследовательской деятельности, которые применяю на разных этапах урока, провожу уроки-проекты и уроки-исследования. На этих уроках ребята имеют возможность проявить свое творчество, сообразительность, показать свои знания.
Подобные уроки учат:
- наблюдению,
- умению ставить проблему и искать пути ее решения (это обязательный структурный компонент урока-исследования),
- определять цели исследования,
- формулировать гипотезу,
- искать, отбирать и анализировать информацию,
- применять полученные знания для достижения целей,
- оформлять и представлять результаты работы.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!