Подготовка к итоговой контрольной работе по русскому языку в 4-м классе

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык


Единица содержания: применение алгоритма этапов учебных задач урока для проверки знаний учащихся.

обучающий аспект:

  • уметь определять орфограмму в корне слова (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь выполнять морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический разборы (познавательные универсальные учебные действия);
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, правильно писать орфограммы в словах (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь работать с текстом, извлекать информацию из различных источников (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

  • развивать умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы (регулятивные универсальные учебные действия);
  • развивать умение слушать и слышать учителя; вступать в диалог с другими детьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в группе, формировать собственное мнение (регулятивные универсальные учебные действия).

воспитывающий аспект:

  • воспитывать интерес к изучению русского языка (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать культуру продуктивной совместной деятельности (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • воспитывать дисциплинированность и аккуратность, организованность и ответственное отношение к своей работе (личностные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок закрепления знаний.

Этапы урока:

  1. подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  2. закрепление,
  3. итог на рефлексивной основе,
  4. домашнее задание.

Презентация

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 5 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: /репродуктивный, продуктивный/.
Форма работы: /фронтальная, индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организует настрой на активную работу на уроке.
2. Организует знакомство с рабочим листом (РЛ) 1 и 2 (прил.1)
3. Сообщает тему урока и форму работы (слайд 1).
Знакомит с алгоритмом этапов учебных задач урока (слайд 2).
Настраиваются на урок, продолжая предложение: «Сегодня на уроке я хочу…»
Знакомятся с РЛ. Определяют кол-во заданий и их оценивание. (Текст задания №4 скрыт за полоской бумаги).
Формулируют задачи урока с помощью учителя

4. Организует работу деления класса на группы (по 4 чел), закрепляет знания правил работы в группе по схеме (Слайд 3)

Делятся на группы. Называют правила работы в группе. Слушают инструктаж работы по схеме.
Гр.1. Миша, Тоня, Артем, Ксюша
Гр.2. Полина, Гера, Ева, Федя
Гр.3. Даня, Родя, Маша, Саша

Закрепление знаний* 32 мин.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения и применения знаний на репродуктивном уровне; выявление пробелов, неверных представлений, типичных ошибок и их коррекция.
Метод: /репродуктивный, продуктивный/.
Форма работы: /индивидуальная, групповая, парная/.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организует подготовительную работу по закреплению знаний орфограмм в корне слова:
- Какие вы знаете орфограммы в корне слова?
- Назовите правила проверки орфограмм.
2. Знакомит с заданием 1 (слайд 4)
У каждого из вас есть карточка с пропущенными орфограммами в корне слова и общий лист группы (Прил.2)
По инструкции (Слайд 4)
1) вставляете пропущенные буквы;
2) находите «лишнее» слово и подчеркиваете его;
3) определяете вид орфограммы и приклеиваете карточку в таблицу на общий лист группы;

Ответы правил проверки орфограмм:
- безударный гласный в корне (Миша)
- парный согласный в корне (Поля)
- непроизносимый согласный в корне (Гера)
- удвоенный согласный в корне (Саша)

1 ур. Миша, Поля, Даня
2 ур. Тоня, Гера, Родя
3 ур. Артем, Ева, Маша
4 ур. Ксюша, Федя, Саша
Выполняют задание индивидуально на карточке по инструкции; определяют орфограмму и наклеивают карточку в общий лист группы. Проверка по слайду 5.

4) совместно проверяете задания и прикрепляете лист группы на доску.
(карточки дифференцированно по уровням)
1 ур. - безударный гласный в корне
2 ур. - парный согласный в корне
3 ур. - непроизносимый согласный в корне
4 ур. - удвоенный согласный в корне (Прил.2)
Устно называют проверочные слова и доказывают выбор «лишнего слова»
Оценивание: без ошибок 2 балла, 1 ошибка 1 балл, 2 и более ошибок 0 баллов. (2-1-0).
Записывают баллы в РЛ.

3. Отмечает выполнение задания в алгоритме задач урока (Слайд 6)

Обводят этап урока в таблице в РЛ (прил.1)

4. Организует работу по заданию 2
(Слайд 7)
Запишите в РЛ выделенные слова из задания 1 и выполните морфемный разбор слов.

Самостоятельно. Записывают в РЛ слова
(Слайд 7) и разбирают их по составу.
У доски: Родя (прилетел), Федя (прекрасный), Саша (издавна), Гера (Россия)
Проверка (да/нетки). Исправляют ошибки, если есть.
Оценивание 2-1-0 в РЛ (см.выше)

5. Отмечает выполнение задания в алгоритме задач урока(Слайд 8)

Обводят этап урока в таблице в РЛ (прил.1)

6. Организует работу в парах по заданию 3 «Угадай слово» по характеристике звуков в парах. (Слайд 9)
По очереди находите в словах звук по его характеристике и записываете в таблицу. Отгадываете слово. Далее записываете в РЛ кол-во слогов, букв и звуков угаданного слова.

Работа в парах по посадке:
Артем-Поля, Маша-Тоня, Саша-Родя, Гера-Миша. Федя- Ксюша, Ева - Даня.
Находят в словах звук по характеристике и записывают в таблицу. Отгадывают слово и записывают кол-во слогов, букв, звуков. Проверка по слайду 10. Оценивание 2-1-0 в РЛ (см.выше)

7. Отмечает выполнение задания в алгоритме задач урока (Слайд 11)

Обводят этап урока в таблице в РЛ (прил.1)

8. Организует работу по заданию 4 (работа с текстом) Слайд 12
Подготовительные вопросы:
- Назовите лексическое значение слова щурка.
- Узнать про щурку поможет текст, закрытый полосой бумаги. Отклейте ее.
Прочитайте текст и определите тип текста.
(дифференцированное задание по уровням) (Прил. 1, задание 4)
1 в. - текст-описание
2в. - текст-повествование

- О какой щурке написано в текстах?
Демонстрация фото (Слайд 13)

(проблемный вопрос )
В РЛ отклеивают полосу, читают текст, определяют тип текста и записывают в РЛ.
1 в. Артем, Маша, Саша, Гера, Федя, Ева
2 в. Поля, Тоня, Родя, Миша, Ксюша. Даня
Проверка: пересказывают текст и доказывают к какому типу он относится.
Ева (1в), Ксюша (2в).
Проверка: использование (да/неток)
Оценивание: 1 балл - верно, 0 баллов - неверно. (1-0) в РЛ
О золотистой щурке. Рассматривают фото, сравнивают с описанием.

9. Отмечает выполнение задания в алгоритме задач урока (Слайд 14)

Обводят этап урока в таблице в РЛ (прил.1)

10. Организует физминутку. Видео «Шустрая синица» (Слайд 15)

Выполняют движения по видео.

11. Организует работу по заданию 5 (Слайд 16):
1) составьте из слов предложение, изменив форму слова;
2)выполните синтаксический разбор предложения;
3)запишите в РЛ, что не является словосочетанием.

Составляют и записывают из слов предложение. У доски Тоня. Устно дает характеристику предложения.
Проверка: да/нетки
Синтаксический разбор предложения выполняет Поля за закрытой доской. Остальные уч-ся выполняют разбор самостоятельно.
Проверка: да/нетки.
Оценивание 2-1-0 в РЛ (см.выше)
В РЛ записывают, что не явл. словосочетанием
Проверка (Миша). Оценивание 1-0 в РЛ

12. Отмечает выполнение задания в алгоритме задач урока (Слайд 17)

Обводят этап урока в таблице в РЛ (прил.1)

13. Организует работу по заданию 6. (Слайд 18)
В РЛ выполните морфологический разбор прилагательного золотистая (щурка)

Самостоятельно. За закрытой доской работает Артем.
Проверка: да/нетки.
Оценивание 2-1-0 в РЛ (см.выше)

14. Отмечает выполнение задания в алгоритме задач урока.(Слайд 19)

Обводят этап урока в таблице в РЛ (прил.1)

  1. Информация о домашнем задании - 2 мин.

Задача: фиксация содержания домашнего задания
Методы: репродуктивный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сообщение о домашнем задании.
Выполнить задание 7 в РЛ
(дифференцированно по уровням). (Слайд 20)
1 ур. - предложения с однородными членами
2 ур. - сложные предложения

1 уровень Артем, Маша, Саша, Гера, Федя, Ева
2 уровень Поля, Тоня, Родя, Миша, Ксюша.Даня
Знакомятся с заданием 7 в РЛ (Прил.1).
Задают уточняющие вопросы.

Итог на рефлексивной основе 6 мин.

Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей
Метод: /репродуктивный, продуктивный/.
Форма работы: / индивидуальная, фронтальная/.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организует оценивание работы на уроке по шкале перевода баллов в отметку (Слайд 21) В РЛ подсчитывают баллы за урок; выставляют отметку в соответствии с критериями:
9-11 б. - «5»
6-8 б. - «4»
3-5 б. - «3»
2. Организует рефлексию. (Слайд 22)
- Назовите основной признак птиц.
В таблице РЛ вы отмечали этапы работы на уроке.
Оцените свои знания и обведите перышко:
- хорошо знаю материал (желтое);
- испытываю затруднение (красное).
После выполнения дз проанализируйте свои знания и завершите работу с таблицей.

перья
Обводят перья в таблице РЛ (Прил.1.)

3. Организует итог урока. (Слайд 23)
- Продуктивным был урок?
- Что нового узнали?
- Какое задание больше всего понравилось?
- Кто доволен своей работой?

Спасибо за урок! (Слайд 24)

Фронтальные ответы детей.