Вид проекта: информационно-творческий.
Участники: дети старшей группы.
Взаимодействие педагогов: воспитатели, дети 5-6 лет.
Срок реализации проекта: 1 неделя.
Проблема: «Какие бывают обитатели моря».
Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир».
Цель: Расширять знания детей о подводном мире и его обитателях. Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
- расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
- развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
- развивать способность вслушиваться в звуки природы;
- развивать познавательный интерес, творческие способности;
- учить охранять окружающую среду;
Ожидаемые результаты проекта:
- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- знать о взаимосвязи с другими обитателями;
- иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
- постановка проблемы;
- разработка плана проекта;
- создание соответствующей развивающей среды в группе;
- сбор и накопление материала по проблеме;
2 этапы. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;
- знакомство с литературными произведениями: «Азбука С.Сахарнов «Кто в море живёт?», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г.Х.Андерсен «Русалочка»;
- просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
Ресурсное обеспечение: Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, пластилин.
Реализация проекта: Совместная деятельность детей и педагогов.
Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.
Рассматривание иллюстраций (энциклопедий «Море и его мир»).
Рассматривание видеороликов:
- «Морской мир». «Подводный мир»
- Мультфильмы: «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина; «Немо».
- Видеоролики: «Рыбка немо», «Рыбка зебра»… «Рыбка-клоун».
Чтение художественной литературы
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;
Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.
Х.-К. Андерсен "Русалочка".
Вечер загадок, стихов о морском мире.
Дидактические игры
Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
- «Четвертый лишний»
- «Чей силуэт»
- Угадай звук животного»
- «Чья тень?»
- «Кто здесь живет?»
Настольно-печатные игры
- «Парные картинки»
- «Узнай, что изменилось»
- «Лото»
Словесные
Цель.
- Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.
- Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.
- «Опиши животное», «Чьи детки?»
Продуктивные виды деятельности
Выставка рисунков и поделок «Море и морские тайны».
Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Коллективная аппликация «В морских глубинах»
Лепка «Веселые осьминожки»
Рисование «Волшебный подводный мир»
Оригами «Морские рыбки»
Цель:
- Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений.
- Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей.
- Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.
Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина».
Сюжетно-ролевые игры:
- «Путешествие на корабле»,
- «Подводная экспедиция»
- «Путешествие в подводный мир »
Подвижные
Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.
«Рыбак и рыбки», «Море волнуется»
Вывод: Проект можно считать полностью раскрытым, т.к. реализованы запланированные результаты. Знания, полученные во время реализации проекта, пополнили словарный запас детей, познакомились с редкими видами морских животных, проект сплотил группу воспитанников при выполнении совместных творческих работ, научил делать выводы о схожести и различии рыб и месте их обитания, поведении. Усвоили для некоторых новые понятия «морские животные», «моллюски», «каракатица» и т.д.