Конспект методической разработки. Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 3-го класса по теме "Дифференциация звуков С–Ш"

Разделы: Логопедия

Класс: 3

Ключевые слова: звуки с-ш


Презентация. 1 слайд.

Цель занятия: Закрепить умения дифференцировать звуки [с]-[ш].

Задачи:

  • Коррекционно-образовательная: учить различать звуки [с]-[ш].
  • Коррекционно-развивающие:
      развивать фонематического слуха;
    • развивать слоговую структуру слова;
    • развивать лексико-грамматический строй речи;
      упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
    • совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова;
      упражнять в умении составлять предложения из трех, четырех слов;
      развивать общую, мелкую моторику.
  • Коррекционно-воспитательная: воспитывать самоконтроль.

Оборудование: зеркала, схема символов произношения звуков [с]-[ш], разноцветные фишки двух размеров, предметные картинки на звуки[с]-[ш], игрушка собака, экран/проектор.

Ход занятия

I. Организационный момент

А) Как мы должны говорить на занятии?

2 слайд.

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, и в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим!

Б) Артикуляционная гимнастика.

- А чтобы говорить правильно, что нужно делать? (Зарядку для язычка)

3-7 слайд.

1. Заборчик
2. Трубочка.
3. Часики.
4. Лошадка.
5. Почистить зубки (сначала верхние, затем нижние зубы).

1. Введение в тему

- Перед тобой фишки. Слушай задание.

8 слайд

- Отложи столько фишек, сколько звуков в слове сом? Назови первый звук?

- Отложи столько фишек, сколько звуков в слове шуба? Назови первый звук?

- Какие звуки выделили в словах? [с] - [ш]

2. Сообщение темы занятия

- Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах и словах.

- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать меня и не выкрикивать).

II. Основная часть

1. Уточнение и сравнение артикуляционных и акустических признаков [с]-[ш]. Характеристика звуков

(Работа с зеркалом)

9-10 слайд

- Давай, я произнесу звук [с], послушай, с - с - с (так свистит ветер, так течет вода, так работает насос)

- Возьми зеркало, произнеси звук [с], в каком положении губы (губы улыбаются), где расположен язычок (за нижними зубками), дует «холодный ветерок», звук [с] - согласный, глухой.

- А теперь послушай, я произнесу звук [ш], так шипит змея, или сдувается шарик, или сдувается колесо у машины

- Возьми зеркало, произнесите звук [ш], в каком положении губы (губы округлены), где расположен язычок (за верхними зубками), дует «теплый ветерок», звук [ш] - согласный, глухой.

Вывод: если произносим звук [ш] где находится язычок, вверху, если
произносим звук [с] язычок, внизу.

2. Дифференциация звуков [с]-[ш] на слух и в произношении

А) Дифференциация изолированных звуков [с]-[ш]

11 слайд

- Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

Б) Дифференциация изолированных звуков[с][ш] в слогах.

12 слайд

Игра «Эхо»

- Повторите слоги, как эхо.

Са-ша-са

ас-аш-ас

шо-со-шо

Ош-ос-ош

су-су-шу

ус-ус-уш

Ши-ши-сы

ыш-ыш-ыс

В) Дифференциация изолированных звуков [с]-[ш] в словах

13 слайд

Игра «Наоборот»

- Замени звук [c] на [ш].

Сок-…

басня-…

миска-…

нас-…

Сутки-…

каска-…

усы-….

вас-…

Г) выделение звуков из [с]-[ш] из состава слова.

14-16 слайд

- А у нас еще один гость. Это собака Стеша. И однажды она попала в магазин, и так разыгралась, что все предметы с полок попадали на пол. Стеша очень расстроилась, т.к. сложить вещи обратно у нее не получалось, потому что есть одно правило: на одну полку предметы со звуком [с], а на другую - со звуком [ш].Давайте ей поможем. Картинки показаны на экране. У нас есть подсказка… Слева - предметы со звуком С, справа - со звуком Ш.

3. Физминутка

17 слайд

Пальчиковая гимнастика: «Шарик»

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты к друг другу. Произноситься звук [c] и одновременно пальцы округляются. Изображая шар. Затем произноситься звук [Ш] - пальцы принимают исходное положение.

4. Дифференциация изолированных звуков [с]-[ш] в предложении. Формирование грамматического строя речи

18 слайд

- А теперь собака Стеша просит тебя помочь ей подобрать картинки к словам, которые стоят слева.

5. Звуко-буквенный анализ слов

19 слайд

Работа с загадками.

- А еще Стеша подготовила тебе загадки (на слайде).

1.

Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт.

2.

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда. А лишь тогда,
Когда бывают холода

3.

В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.

4.

Белая звёздочка
С неба упала.
Мне на ладошку.
Легла и пропала

5. Два брюшка, четыре ушка.

6.

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы.

7.

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …

8.

Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.

6. Определи слово по первым звукам названий предметов на картинках

20 слайд.

7. Закончи слово нужным звуком

21 слайд

8. Составление предложений

22 слайд

- Ребята, составьте предложения из данных слов - отгадок: Собака, Кошка.

Дети составляют предложения.

III. Итог занятия

- Послушайте, как звучит слово Стеша.

Почему собака по имени Стеша пришла к вам в гости? Покажите, как вы научились произносить звуки [с] и [ш].

23 слайд.