Презентация. 1 слайд.
Цель занятия: Закрепить умения дифференцировать звуки [с]-[ш].
Задачи:
- Коррекционно-образовательная: учить различать звуки [с]-[ш].
-
Коррекционно-развивающие:
-
развивать фонематического слуха;
- развивать слоговую структуру слова;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова; - совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова;
упражнять в умении составлять предложения из трех, четырех слов;
развивать общую, мелкую моторику.
- Коррекционно-воспитательная: воспитывать самоконтроль.
Оборудование: зеркала, схема символов произношения звуков [с]-[ш], разноцветные фишки двух размеров, предметные картинки на звуки[с]-[ш], игрушка собака, экран/проектор.
Ход занятия
I. Организационный момент
А) Как мы должны говорить на занятии?
2 слайд.
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, и в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим!
Б) Артикуляционная гимнастика.
- А чтобы говорить правильно, что нужно делать? (Зарядку для язычка)
3-7 слайд.
1. Заборчик
2. Трубочка.
3. Часики.
4. Лошадка.
5. Почистить зубки (сначала верхние, затем нижние зубы).
1. Введение в тему
- Перед тобой фишки. Слушай задание.
8 слайд
- Отложи столько фишек, сколько звуков в слове сом? Назови первый звук?
- Отложи столько фишек, сколько звуков в слове шуба? Назови первый звук?
- Какие звуки выделили в словах? [с] - [ш]
2. Сообщение темы занятия
- Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах и словах.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать меня и не выкрикивать).
II. Основная часть
1. Уточнение и сравнение артикуляционных и акустических признаков [с]-[ш]. Характеристика звуков
(Работа с зеркалом)
9-10 слайд
- Давай, я произнесу звук [с], послушай, с - с - с (так свистит ветер, так течет вода, так работает насос)
- Возьми зеркало, произнеси звук [с], в каком положении губы (губы улыбаются), где расположен язычок (за нижними зубками), дует «холодный ветерок», звук [с] - согласный, глухой.
- А теперь послушай, я произнесу звук [ш], так шипит змея, или сдувается шарик, или сдувается колесо у машины
- Возьми зеркало, произнесите звук [ш], в каком положении губы (губы округлены), где расположен язычок (за верхними зубками), дует «теплый ветерок», звук [ш] - согласный, глухой.
Вывод: если произносим звук [ш] где находится язычок, вверху, если
произносим звук [с] язычок, внизу.
2. Дифференциация звуков [с]-[ш] на слух и в произношении
А) Дифференциация изолированных звуков [с]-[ш]
11 слайд
- Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.
Б) Дифференциация изолированных звуков[с][ш] в слогах.
12 слайд
Игра «Эхо»
- Повторите слоги, как эхо.
Са-ша-са |
ас-аш-ас |
шо-со-шо |
Ош-ос-ош |
су-су-шу |
ус-ус-уш |
Ши-ши-сы |
ыш-ыш-ыс |
В) Дифференциация изолированных звуков [с]-[ш] в словах
13 слайд
Игра «Наоборот»
- Замени звук [c] на [ш].
Сок-… |
басня-… |
миска-… |
нас-… |
Сутки-… |
каска-… |
усы-…. |
вас-… |
Г) выделение звуков из [с]-[ш] из состава слова.
14-16 слайд
- А у нас еще один гость. Это собака Стеша. И однажды она попала в магазин, и так разыгралась, что все предметы с полок попадали на пол. Стеша очень расстроилась, т.к. сложить вещи обратно у нее не получалось, потому что есть одно правило: на одну полку предметы со звуком [с], а на другую - со звуком [ш].Давайте ей поможем. Картинки показаны на экране. У нас есть подсказка… Слева - предметы со звуком С, справа - со звуком Ш.
3. Физминутка
17 слайд
Пальчиковая гимнастика: «Шарик»
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты к друг другу. Произноситься звук [c] и одновременно пальцы округляются. Изображая шар. Затем произноситься звук [Ш] - пальцы принимают исходное положение.
4. Дифференциация изолированных звуков [с]-[ш] в предложении. Формирование грамматического строя речи
18 слайд
- А теперь собака Стеша просит тебя помочь ей подобрать картинки к словам, которые стоят слева.
5. Звуко-буквенный анализ слов
19 слайд
Работа с загадками.
- А еще Стеша подготовила тебе загадки (на слайде).
1.
Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт.
2.
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда. А лишь тогда,
Когда бывают холода
3.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
4.
Белая звёздочка
С неба упала.
Мне на ладошку.
Легла и пропала
5. Два брюшка, четыре ушка.
6.
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы.
7.
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …
8.
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
6. Определи слово по первым звукам названий предметов на картинках
20 слайд.
7. Закончи слово нужным звуком
21 слайд
8. Составление предложений
22 слайд
- Ребята, составьте предложения из данных слов - отгадок: Собака, Кошка.
Дети составляют предложения.
III. Итог занятия
- Послушайте, как звучит слово Стеша.
Почему собака по имени Стеша пришла к вам в гости? Покажите, как вы научились произносить звуки [с] и [ш].
23 слайд.