Введение
Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью нее ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают для своих детей народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Продолжительность: краткосрочный, с 22 января по 20 февраля 2024 года.
Возраст детей: 2-я младшая группа «Соловушки».
Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители.
Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- развивать познавательные интересы, художественно-эстетический вкус, мышление;
- воспитывать интерес к народному творчеству, патриотические чувства;
- формировать знания детей о разнообразии русской народной игрушки;
- учить выделять характерные особенности народных игрушек.
1 этап. Разработка проекта
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет-ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
Ожидаемый результат:
- начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;
- освоят элементы росписи;
- овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
- возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;
- у детей сформируются знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке.
2 этап. Реализация проекта
Дата |
Работа с детьми |
Цель |
Совершенствование предметно-развивающей среды |
Работа с родителями |
1-я неделя
|
Беседа «Мои любимые игрушки» |
Закрепить у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. Формировать привычку убирать игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
Раскраски по теме «Народные игрушки» Внесение народных музыкальных инструментов: ложки, дудки, свистульки, трещотки и т.д. |
Озвучивание темы и задач проекта. Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего» |
Дидактическая игра «Найди пару» |
Учить сравнивать картинки. Находить одинаковые изображения матрешек. |
|||
Пальчиковая игра «У Матрешкиной сестрицы» |
Развивать мелкую моторику рук, речь, память. |
|||
Речевая деятельность «Народные игрушки» |
Формировать представления о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь. Продолжить знакомить народными промыслами. |
|||
Музыкальная деятельность «Ложки - народный музыкальный инструмент» |
Формировать представления детей о ложках как о музыкальном инструменте;
|
|||
Подвижная игра «Веснянка» |
Закрепить умение координировать движения с речью, развивать двигательную активность. |
|||
Чтение и разучивание потешек. |
Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи. |
|||
Чтение В.Берестов «Матрешкины потешки» |
Воспитывать интерес к чтению, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом |
|||
Драматизация РНС «Волк и семеро козлят» |
Воспитывать интерес к РНС, развивать умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой, развивать творческий потенциал детей. |
|||
|
Беседа «Матрешка - символ страны» |
Расширять представления детей об обычаях русского народа, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну. |
Разрезные картинки «Матрешка» Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Ярмарка» Дидактическая игра «Найди пару» |
Предложить родителям совместно с детьми прочитать русские народные сказки и обсудить их. |
Дидактическая игра «Собери матрешку» |
Закрепить знания о матрешках, упражнять в умении собирать целое из частей, развивать мышление, воображение. |
|||
Знакомство с пословицами и поговорками. |
Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи. |
|||
Познавательная деятельность «Дымковская игрушка» |
Познакомить с дымковской росписью. Формировать целостную картину мира, интерес к истории своего народа, расширять кругозор, воспитывать интерес к народному творчеству. |
|||
Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» |
Воспитывать интерес к чтению, помочь охарактеризовать характер и поступки героев, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом. |
|||
Разучивание потешки «Чище мойся, воды не жалей, будут ладошки снега белей» |
Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору. Продолжить формировать навыки самообслуживания. |
|||
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» |
Развивать интерес к игре, учить вежливому, тактичному обращению в ходе ролевого взаимодействия, формировать умение переносить полученную информацию в игровую среду. |
|||
2-я неделя
|
Беседа «Тряпичная и соломенная кукла» |
Познакомить детей с самодельными игрушками, расширить кругозор |
Иллюстрации тряпичных и соломенных игрушек
Пополнение книжного уголка книгой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Атрибуты с сюжетно-ролевой игре «Магазин игрушек» |
Папка-передвижка «Как приобщить детей к русской культуре» |
Пальчиковая игра «Солнышко - ведрышко" |
Развивать мелкую моторику рук, речь, память |
|||
Дидактическая игра «Угадай и расскажи» |
Закрепить знания о народной игрушке, формировать умение узнавать игрушку по изображению, называть ее |
|||
Речевая деятельность. Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
Познакомить новым произведением, помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их. Учить замечать и использовать выразительные средства языка и сказки, развивать речь, активный словарь |
|||
Изобразительная деятельность. Рисование «Дымковская лошадка» |
Продолжит знакомить детей с дымковской росписью, закрепить умение рисовать нетрадиционным способом - ватной палочкой, воспитывать эстетическое восприятие, чувство цвета. Развивать интерес к народному творчеству. |
|||
Подвижная игра «Горелки» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
|||
Чтение сказки «Коза-Дереза» |
Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи. |
|||
Заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были» |
Формировать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи. |
|||
Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» |
Совершенствовать умение объединяться в игре в группы, распределять роли, выполнять игровые роли |
|||
Чтение сказки «Про Иванушку-дурачка» |
Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи. |
|||
Хороводная игра «Ходит Ваня» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
|||
|
Беседа «Береги игрушки» |
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, повторить правила пользования игрушками, учить отвечать на вопросы полным предложением. |
Презентация «Русские народные игрушки» Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Путешествие в мир игрушек» Макет «Русская изба» |
Предложить родителям прослушать вместе с детьми русские народные песенки |
Рассматривание иллюстраций «Народные промыслы» |
Познакомить детей с народными промыслами, учить отвечать на вопросы. |
|||
Подвижная хороводная игра «Мы веселые ребята» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
|||
Изобразительная деятельность. Лепка из соленого теста «Дымковская лошадка» |
Продолжить знакомить с народным декоративно-прикладным искусством, развивать желание лепить игрушку своими руками, учить лепить лошадку комбинированным способом. |
|||
Пальчиковая игра «Соня - пастушок» |
Развивать мелкую моторику рук, речь, память. |
|||
Музыкальная деятельность. Разучивание русской народной песенки «Вот уж зимушка проходит» |
Развивать интерес к народному фольклору, формировать устойчивое слуховое внимание, умение петь хором. |
|||
Просмотр презентации «Народные игрушки» |
Продолжить знакомить детей с народными промыслами, народными игрушками (дымковская, филимоновская, каргапольская, гродецкая и т.д.) учить отвечать на вопросы. |
|||
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в мир игрушек» |
Упражнять в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции, распределять роли, действовать согласно принятой роли, формировать интерес к совместным играм |
|||
Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль» |
Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи. |
|||
Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок |
Формировать интерес к мультфильмам по мотивам РНС, учить находить в них главную мысль. |
|||
3-я неделя |
Беседа «Как можно играть с игрушками» |
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать связную речь, памятью |
Раскраски «Матрешка», «Дымковские игрушки»
Атрибуты к игре «Как котик в гости ходил» |
Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций» |
Пальчиковая игра «Дымковская барышня» |
Развивать мелкую моторику рук, речь, памятью |
|||
Дидактическая игра «Что лишнее?» |
Закрепить знания детей о народных игрушках: деревянных и глиняных, об их отличии друг от друга. |
|||
Русская народная хороводная игра «Заинька» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
|||
Ситуативный разговор «Наша-то хозяюшка» |
Познакомить с новой прибауткой, закрепить умение пользоваться основными предметами домашней утвари |
|||
Раскрашивание раскрасок по теме «Народная игрушка» |
Закрепить навык закрашивания рисунка, не выходя за границы, воспитывать аккуратность, усидчивость |
|||
Игра малой подвижности «У Маланьи у старушки» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
|||
Сюжетно-ролевая игра «Как котик в гости ходил» |
Знакомить с обычаем ходить в гости с гостинцами, приобщать у русским традициям |
|||
Подвижная игра «Огуречик» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
|||
|
Рассматривание иллюстраций «Русская народная утварь» |
Знакомить с обстановкой и утварью русской избы, расширять кругозорю |
Внесение куклы в народном костюме Иллюстрации по теме «Русская утварь и русский быт» Атрибуты для драматизации сказки «Каша из топора» Трафареты для рисования |
Предложить родителям поиграть с детьми в русские народные подвижные игры |
Отгадывание загадок по теме «Народная игрушка» |
Формировать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, логического мышления, связной речи. |
|||
Дидактическая игра
|
Закрепить знание о народной игрушке - матрешке, развивать умение выделять фигуры по величине и цветую |
|||
Речевая деятельность «Кукла в народном костюме» |
Познакомить с бытом и традициями русского народа, рассказать о русском наводном костюме, познакомить с символикой в украшении костюма, расширять кругозор, развивать любознательностью |
|||
Подвижная игра «Мороз Красный нос» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
|||
Чтение стихов о народных игрушках |
Воспитывать интерес к чтению, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом |
|||
Чтение и драматизация русской народной сказки «Каша из топора» |
Воспитывать интерес к РНС, развивать умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой, развивать творческий потенциал детей. |
|||
Дидактическая игра «Подбери узор» |
Закрепить знания детей о дымковской, филимоновской и городецкой росписи |
|||
Изобразительная деятельность «Укрась сарафан, платок, кокошник» |
Развивать умение создавать узоры на трафарете, раскрашивать рисунок, не выходя за границы, воспитывать аккуратность, усидчивость |
|||
Подвижная игра «Бабка Ежка» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
|||
4-я неделя |
Беседа «История Матрешки» |
Уточнить и закрепить знания о русской народной игрушке, как изготавливается, кем и из чего. |
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Принимаем гостей» Пополнение книжного уголка РНС «Крошечка-Хаврошечка» Разрезные картинки |
Предложить родителям принести экспонаты для мини-музея «Народная игрушка» |
Дидактическая игра «Угадай и назови сказку» |
Закрепить знание русских народных сказок, героев, их отличительные признаки |
|||
Чтение РНС «Крошечка - Хаврошечка» |
Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи. |
|||
Дидактическая игра «Придумай предложение» |
Формировать умение составлять предложения со словом «игрушка», развивать диалогическую речь |
|||
Познавательная деятельность «Русский быт» |
Приобщать детей к русской культуре; воспитывать интерес к жизни наших предков; закреплять знания о предметах быта, русском костюме, обычаях; познакомить детей с предметом русского быта: коромысло; приобщать детей к традиционной русской культуре на основе использования фольклора. |
|||
Подвижная игра «Ремешок» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
|||
Конструирование из бумаги «Ванька - встань-ка» |
Формировать умение преобразовывать разные по величине полоски в кольца, учить приклеивать аккуратно к основной форме детали, развивать воображение, аккуратность. |
|||
Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» |
Закрепить знание о традициях, русском гостеприимстве, продолжить формировать умение переносить знания в игровую среду |
|||
Дидактическая игра «Сложи разбитую тарелку» |
Закреплять умение складывать целое из частей, познакомить с гжелью, развивать воображение и логику. |
|||
Подвижная игра «Горелки» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
|||
|
Беседа «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?» |
Стравить старинную одежду и современную, закрепить знания детей о русском народном костюме |
Иллюстрации русских народных костюмов Атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Мастерская игрушек» Пополнение книжного уголка книгой «По щучьему велению» |
Попросить принести платки для девочек на развлечение. |
Пальчиковая игра «Матрешка» |
Развивать мелкую моторику рук, речь, память |
|||
Изобразительная деятельность «Роспись дымковского коня» |
Формировать умение замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: учить выделять элементы геометрического узора, развивать чувства ритма и цвета, интерес к народным промыслам |
|||
Речевая деятельность. Чтение художественной литературы
|
Побуждать понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки, анализировать их, воспитывать интерес к русскому народному устному творчеству |
|||
Подвижная игра «Сова» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
|||
Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» |
Повторить сказку, на примере героев повторить правила поведения за столом во время принятия пищи (не разговаривать, не торопиться, не баловаться и т.д.) |
|||
Сюжетно-ролевая игра «Мастерская игрушек» |
Совершенствовать умение объединяться в игре в группы, распределять роли, выполнять игровые роли, переносить полученные знания в игровую среду. |
|||
Дидактическая игра «Угадай игрушку» |
Закрепить знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, каргапольская, гродецкая и т.д.) |
|||
Чтение РНС «Хвосты» |
Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи. |
|||
5-я неделя |
Беседа «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок» |
Учить понимать поступки персонажей, формировать понятие «взаимопомощь», совершенствовать себя через поступки героев, развивать эмоциональную отзывчивость, развивать связную речь. |
Иллюстрации русской народной избы, терема Пополнение фонотеки русскими народными песнями Пополнение видеотеки мультфильмами по русским народным сказкам |
Фотоотчет о проведенном проекте. |
Дидактическая игра «Угадай, что звучит» |
Закрепить знания детей о русских народных музыкальных инструментах, развивать слуховое внимание. |
|||
Изобразительная деятельность. Аппликация из крупы «Матрешка» |
Познакомить с нетрадиционной формой аппликации: аппликация крупой, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, усидчивость. Закрепить умение пользоваться клеем и кисточкой. |
|||
Подвижная игра «Каравай» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. Выявить симпатии в группе |
|||
Рассматривание иллюстрации «Теремок» |
Познакомить с традиционными элементами русского дома: ставни, конек, наличники, крыльцо и т.д. |
|||
Прослушивание русских народных песенок |
Формировать интерес к народному творчеству, формировать устойчивое слуховое внимание, чувство ритма |
|||
Просмотр мультфильма «По щучьему велению» |
Формировать интерес к мультфильмам по мотивам РНС, учить находить в них главную мысль. |
|||
Дидактическая игра «Найди названный предмет» |
Закреплять знания о предметах быта, русском костюме |
|||
Подвижная игра «Васька кот» |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность |
3 этап. Заключительный
Мастер-класс с родителями по изготовлению русской народной куклы.
Цель: закрепить знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке и народных играх.