Роль музея учреждения дополнительного образования в сохранении исторической памяти о педагогической деятельности учителей г.Кузнецка

Разделы: Дополнительное образование, Профессия — педагог


Усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений, насаждение чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей нацеливает государство на принятие мер по сохранению традиционных ценностей в условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» традиционные ценности рассматриваются как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [6, с.2].

В данной статье мы акцентируем внимание на значимости сохранения у подрастающего поколения исторической памяти о созидательном труде многих поколений педагогов на благо развития детей и образования, роли музея учреждения дополнительного образования в выполнении этой миссии. Раскрывая роль музея в образовательном процессе школы, А.О.Таушканова отмечает, что его воспитательная функция состоит в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию [4]. По мнению данного автора, музей в силу своих специфических возможностей способен дать эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их с систему ценностных отношений обучающихся.

Мы остановимся на деятельности музея Дома детского творчества №1 в сохранении исторической памяти о прошлом поколении учителей Кузнецка и их последователей - поколении современных педагогов. Дом детского творчества №1 был организован в октябре 1956 года как филиал Дворца пионеров и школьников. Он расположен на территории Кузнецкого района, который является историческим ядром нашего города Новокузнецка. История образования Кузнецка начинается благодаря знаменательному событию - реформе в области народного образования, проведенной в 1803-1804 гг. императором Александром I. В 1803 г. издаются «Предварительные правила народного просвещения», где излагались основы новой учебной реформы. Впервые в России создавалась единая система образования, взаимосвязанная во всех своих звеньях. Руководство ею было централизовано и выделено в особую отрасль государственного управления - министерство народного просвещения. В работе Е.А.Калининой [1], посвященной школьной реформе Александра I, отмечается, что в данном документе проявилась установка вовлечь людей всех сословий в обучение грамоте. Каждый из губернских городов округа должен был иметь свое губернское училище или гимназию, находившуюся под наблюдением университета. В каждом уездном городе полагалось устроить по одному уездному училищу. В основу школьной системы были положены принципы бессословности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ с тем, чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Первой (низшей) ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй - уездное трех-четырехклассное училище, а третьей - шестиклассная губернская гимназия.

В Кузнецке в 1826 году было открыто первое учебное заведение города - уездное училище. Изысканиями новокузнецкого исследователя-краеведа В.С.Пилипенко [4], было установлено, что инициатором создания училища был выдающийся реформатор российского законодательства, генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский [2]. Именно по его настоянию в 1826 году училище было переведено из Нарыма в Кузнецк. Первоначально оно было одноклассным приходским училищем, затем - двуклассным, в 1828 г. становится уездным трехклассным училищем. По сословному составу в нем преобладали дети мещан, крестьян и духовенства. В 1902 году уездное училище, как устаревшее по своей структуре и содержанию учебного плана, было преобразовано в городское 3-х классное училище. В первые десятилетия ХХ века городское училище преобразовано в Кузнецкое смешанное высшее начальное училище. На базе училища возникает единая трудовая школа II ступени, единая трудовая школа с удлиненным сроком обучения (обучение в ней было девятилетним и был введен педагогический уклон). В 1932 году при объединении старого города (Кузнецка) с новой промышленной площадкой на левобережье Томи (Новокузнецком) образовательное учреждение становится школой № 10. С 1999 г. школа была переведена в новое здание, а в историческом здании училища (школы) был организован филиал Новокузнецкого краеведческого музея. С момента основания училища его педагогический состав по мере своих сил и возможностей осуществлял значимую для Кузнецка образовательную деятельность, результаты которой оказали существенное влияние на жизнь нашего города. Сохраняя и поддерживая традиции служения делу образования, педагогические коллективы образовательных организаций равняются на предшествующее поколение педагогов Кузнецка и Кузнецкого района.

В октябре 2001 года на базе нашего учреждения был создан клуб-музей «Кузнецкая школа». В основу создания музея легли материалы и экспонаты, посвященные учителям, внесшим значительный вклад в образование города Новокузнецка. Основными направлениями деятельности музея в настоящее время являются: поисково-исследовательская, выставочно-экспозиционная работа, экскурсионное деятельность, инновационно-методическая, культурно-массовая и общественно-полезная работа. За время существования музея собрано достаточно много краеведческого материала, который активно используется при проведении музейных занятий, образовательных и воспитательных мероприятий. Воспитательный потенциал клуба-музея «Кузнецкая школа» велик. Наш музей вмещает предметы, имеющие культурно-историческую ценность, знакомит посетителей (детей, педагогов, родителей, ветеранов педагогического труда) с краеведческими материалами посредством организации выставок-экспозиций, проводит музейные уроки и встречи, посвященные учителям Кузнецка и Кузнецкого района. В музее оформлены постоянные экспозиции: «Жизнь замечательных учителей» (посвящена учителям Кузнецкой школы), «История Дома пионеров и школьников Кузнецкого района», «Школьные принадлежности советского периода», «Моя малая родина Кузбасс» (посвящена истории родного края, природе края). Славной традицией музея является проведение музейных занятий «Уроки старой школы». На базе музея с 2022 года реализуется краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное занятие».

Формы работы музея меняются в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми системе дополнительного образования в целом и к работе музея, в частности. Акцент делается на использование интерактивных методов работы с детской и взрослой аудиторией, создание открытых диалоговых площадок для общения и обмена опытом по различным вопросам, презентации проектов и идей. Это организация работы с материалами, представленными в экспозициях и выставках на основе фондов музея; Уроки мужества; встречи с участниками и свидетелями исторических событий; краеведческие викторины, квесты, викторины, исторические и краеведческие игры, конференции, лекции, поездки по другим музеям; экскурсии; музейные уроки; консультации для педагогов; совместная поисково-исследовательская деятельность детей и педагогов. Включение в поисково-исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, города, школы, своей семьи у детей формируется чувство сопричастности к истории своей образовательной организации, района, города, формируется опыт деятельного участия в общественно-значимой работе по сохранению культурно-исторического наследия прошлого, осмысления вклада современного поколения педагогов в образование и воспитание подрастающего поколения, со-участия в создании истории своего города.

В клубе-музее «Кузнецкая школа» создано особое пространство, где проходят музейно-образовательные, культурно-творческие мероприятия, ведется экскурсионно-выставочная и клубная работа, апробируются музейные педагогические технологии. Эта многогранная деятельность направлена как на сохранение исторической памяти об учителях Кузнецкого района, так и на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Для этого используются различные формы музейной педагогики, в том числе и массовой научно-просветительной работы. Ежегодно музей посещают до тысячи посетителей, обучающиеся, их родители, гости с других территорий. Информация о деятельности музея размещена на сайте МАУ ДО «Дом детского творчества №1» (http://ddt1nvkz.ru/, http://ddt1nvkz.ru/klub-muzey-kuznetckaya-shkola); в сообществе клуб «Кузнецкая школа» ВКонтакте (https://vk.com/clubkuznezschool).

Музей открыт для социума, в его деятельности принимают активное участие ветераны педагогического труда Кузнецкого района. Совет ветеранов педагогического труда проводит на базе музея заседания, мероприятия, также сообща решаются вопросы планирования на каждый учебный год и подводятся итоги за год. Ветераны- учителя привлекаются для проведения музейных занятий «Уроки старой школы», «Уроков мужества», экскурсий по разной тематике. Именно по решению учителей-ветеранов музей назван клубом-музеем «Кузнецкая школа», клуб - как место встречи, сбора, объединяющих учителей Кузнецкого района. Сегодня Совет музея и Совет ветеранов педагогического труда организуют подготовку стенда «Учитель в пламени войны», посвященного учителям, участникам Великой Отечественной войны. К Году педагога и наставника ведется сбор материалов об учителях, внесших значительный вклад в образование Кузнецка, которые будут представлены на открытых педагогических чтениях образовательных организаций Кузнецкого района «Жизнь замечательных учителей».

Клуб-музей «Кузнецкая школа» является официально признанным. Паспорт - свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» получен в 2006 году. В 2009 году в городском смотре - конкурсе музеев образовательных учреждений клубу-музею «Кузнецкая школа» присвоено звание «Отличный музей». На протяжении многих лет клуб-музей «Кузнецкая школа» неоднократно становился победителем и лауреатом в областных, городских конкурсах музейной направленности. Клуб-музей «Кузнецкая школа» сотрудничает с филиалом муниципального автономного учреждения культуры «Новокузнецкий краеведческий музей «Уездное училище». В филиале музея более 10 лет совместно проводятся городской конкурс юных знатоков-краеведов «Конюховские чтения», педагогические чтения «Жизнь замечательных учителей», традиционное событие «Посвящение в учителя Кузнецкой школы». Клуб-музей «Кузнецкая школа» на протяжении многих лет плодотворно сотрудничает с музеем народного образования МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка имени Виктора Константиновича Демидова, талантливого руководителя и блестящего организатора, внесшего большой вклад в развитие образования Новокузнецка.

Дом детского творчества № 1 с 2015 года по 2020 год являлся опорной методической площадкой научно-методического инновационного проекта Комитета образования и науки г. Новокузнецка и МАОУ ДПО ИПК «Возможности музейной педагогики в развитии общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса». В ходе исследовательской деятельности были апробированы модели сетевого взаимодействия по обновлению содержания и форм музейной педагогики. По итогам инновационного проекта творческой группой педагогов были разработаны и проведены серия музейных занятий «Уроки старой школы» [5], подготовлены методические рекомендации по организации и проведению музейных занятий. Результатом участия в проекте можно считать и увеличение количества проведенных культурно-образовательных событий музейно-краеведческой направленности в Кузнецком районе. Опыт музейно-педагогической деятельности опорной площадки обобщен и включен в сборник «Возможности музейной педагогики в развитии общекультурной компетентности субъектов образовательной деятельности» [5].

С февраля 2023 г. Дом детского творчества № 1 стал муниципальной инновационной площадкой Комитета образования и науки г. Новокузнецка и МАОУ ДПО ИПК, тема нового проекта «Воспитательная система музея учреждения дополнительного образования как фактор формирования ценностного отношения обучающихся к истории малой родины». Основной акцент сделан на воспитании у молодого поколения детей и педагогов уважения к труду учителя, осознании его значимости для людей, своего города, края. В новом проекте музей «Кузнецкая школа» выступает ценностно-смысловом ядром в системе воспитания Дома детского творчества № 1, интегрируя в воспитательном пространстве детей и взрослых, разные виды деятельности, ориентированные воспитание таких ценностей как патриотизм, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, историческая память и преемственность поколений.

Литература

  1. Калинина Е.А. Школьная реформа Александра I и «Положение об училищах» 1804 года // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета.
  2. -2012. -№11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-reforma-aleksandra-i-i-polozhenie-ob-uchilischah-1804-goda (дата обращения: 11.04.2023). - Текст : электронный
  3. Новикова И.А., Рогачевская М.А., М.М.Сперанский в Сибири и о Сибири // ЭКО. - 2009. - №4 (418). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/m-m-speranskiy-v-sibiri-i-o-sibiri (дата обращения: 11.04.2023). - Текст: электронный.
  4. Пилипенко В. С. Кузнецкое уездное училище - памятник исторического прошлого // Баландинские чтения. - 2013. - №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kuznetskoe-uezdnoe-uchilische-pamyatnik-istoricheskogo-proshlogo (дата обращения: 11.04.2023). - Текст: электронный
  5. Таушканова, А.О. Роль музея в образовательном процессе школы / А.О.Таушканова, Е.А.Шанц // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - Санкт-Петербург: Реноме, -2012. - С. 98-100. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 28.03.2023). - Текст: электронный.
  6. Шаронова Т.С. Методическая разработка музейного занятия «Урок старой школы» Возможности музейной педагогики в развитии общекультурной компетентности субъектов образовательной деятельности: сборник материалов из опыта реализации муниципального научно-методического проекта / Е.А.Казанцева, И.Р.Примм, Г.И.Хлебоказова [и др.]; под общ. Ред. М.Б.Федорцевой. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2020. - 63 с. - ББК 79.1+74.200.5. - Текст: непосредственный.
  7. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019. (дата обращения: 11.04.2023). - Текст: электронный.