Цель проекта: Формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы у учащихся начальной школы.
Задачи проекта:
- Определить темы игр и отобрать произведения для подготовки учащихся к участию в играх;
- Составить регламент проведения цикла квизов;
- Разработать вопросы для проведения игры;
- Провести цикл литературных квизов;
- Проанализировать результаты, полученные в процессе подготовки к играм и по их итогам.
Участники проекта: Учащиеся 2-4 классов.
Описание проекта
Цикл литературных квизов для учащихся начальных классов состоит из четырех игр: осенней, зимней, весенней и финальной игры. Все игры, кроме финальной, носят тематический характер. Для каждой игры подготовлен список литературы с учетом возрастных особенностей младших школьников и тематики игры. Финальная игра не предполагает предварительной подготовки, вопросы составлены с опорой на общий читательский кругозор учащихся начальной школы.
Для участия в игре классные руководители 2-4 классов формируют команды. От каждого класса в игре может участвовать одна или две команды не более шести человек в каждой. На протяжении всей серии игр количество команд не меняется, участники в командах могут меняться.
Игры проводятся по параллелям, продолжительность игры составляет 40-45 минут. Каждая игра состоит из четырех раундов по 5 вопросов в каждом. Сложность вопросов увеличивается с порядковым номером раунда. Среди команд, набравших одинаковое количество баллов, победившей считается та, которая набрала больше баллов в раунде с большим порядковым номером.
Команды, занявшие первое, второе и третье места, награждаются дипломами, все команды поощряются сладкими призами.
Абсолютные победители среди учащихся 2-х классов определяются по сумме баллов, набранных в трех играх. В финальной игре принимают участие по пять команд из параллелей 3-х и 4-х классов, набравших наибольшее количество баллов по сумме трех игр. Абсолютные победители определяются среди команд 3-х и 4-х классов по результатам финальной игры и получают памятные дипломы финалистов.
Описание игры
Каждая игра состоит из четырех раундов, в каждом раунде пять вопросов. Все вопросы составлены с опорой на прочитанные произведения из списка. В финальной игре пять раундов по пять вопросов. Вопросы финальной игры составлены с учетом круга чтения учеников начальной школы и общей читательской грамотности. Время ответа на один вопрос - от 30 секунд до 1 минуты. Общее время игры составляет 40-45 минут.
Игра начинается с представления команд. Далее участники знакомятся с правилами игры. Каждой команде выдается набор специальных бланков для записи ответов по количеству раундов. В каждой команде заранее выбирается участник, который будет записывать ответ в бланк. Текст вопроса представляется на экране, ведущий прочитывает его вслух. Во время обсуждения звучит музыка. После окончания раунда, соведущие собирают бланки ответов и подсчитывают баллы. Как только все бланки собраны, ведущий представляет правильные ответы.
После заключительного раунда подводится итог и награждение победителей.
Структура игры
Первый раунд в каждой игре - «Разминка». Он состоит из пяти вопросов с выбором ответов. Участники должны вписать в бланк только букву правильного варианта ответа.
Второй и третий раунды содержат вопросы на логическое мышление и детальное знание текста. В некоторых играх в этих раундах могут быть использованы вопросы на составление пар соответствия, аудиовопросы, в которых после прослушивания фрагмента текста надо дописать одно слово или несколько, вопросы на основе иллюстраций к произведениям.
Четвертый раунд предполагает наличие сложных вопросов для ранжирования команд. Он также может включать вопросы на знание текста, вопросы с картинками и вопросы со сложными формулировками.
Текст вопроса или иллюстрация демонстрируется на экране. Ведущий озвучивает текст вопроса. После 1-3 раундов ведущий повторно прочитывает вопросы. После 4-го раунда вопросы не повторяются. На экране идет отсчет времени подготовки ответа.
Место проведения
Все игры проводятся в зале, позволяющем одновременно разместить запланированное количество участников. Зал оборудован проектором, большим экраном, колонками, удобными посадочными местами для всех команд.
Тематика игр
- Осенняя игра - рассказы и повести Н.Носова, В.Драгунского, Э.Успенского и М.Зощенко о детях
- Зимняя игра - авторские сказки А.Волкова, Ю.Магалифа, С.Хоппа, М.Бонда, Р.Даля и М.Метерлинка
- Весенняя игра - рассказы В.Бианки, Е.Чарушина, В.Чаплиной, Д.Мамина-Сибиряка, Н.Сладкова, К.Паустовского и М.Пришвина о животных
Ожидаемые результаты
- Формирование и укрепление читательского интереса;
- Выработка регулярного навыка чтения;
- Формирование вдумчивого чтения, включающего в себя запоминание содержания и внимание к деталям;
- Умение работать в команде.
Подробная информация о каждой игре размещена на сайте МБОУ Лицей №130 г. Новосибирск
- «Как хорошо уметь читать» - Осенний Квиз https://licey130nsk.ru/tpost/e1rdlu5za1-kak-horosho-umet-chitat
- «Игра продолжается» - Зимний квиз https://licey130nsk.ru/tpost/zkkh3d5u91-literaturnii-kviz
- «Очень важная игра» - Весенний квиз http://licey130nsk.ru/news/tpost/vi0u3hhgl1-vesennii-kviz
- «Когда выигрывают все» - Финальный квиз http://licey130nsk.ru/news/tpost/hga1s6fdk1-kogda-viigrivayut-vse
Примеры вопросов
1. В повести Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал» главная героиня проходит сквозь зеркало и встречает своё отражение - девочку по имени …
А - Ашам
Б - Яло
В - Анел
Г - Яна
2. В Цивильске около районного Дома культуры, открыли памятник известному литературному персонажу. Напишите профессию этого литературного героя.
3. Кто лишний?
А - Евгений Чарушин
Б - Даниил Хармс
В - Сергей Есенин
Г - Корней Чуковский
4. Полицейский - это сотрудник правоохранительных органов, который занимается обеспечением правопорядка, расследованием правонарушений, соблюдением законности. Раньше эта профессия называлась так же, как новая кличка кота-Ворюги из рассказа К.Г.Паустовского. Напиши, как называлась профессия полицейского раньше?
5. Название этих маленьких птичек с пушистым оперением буровато-серого цвета с белыми пухлыми щечками из рассказа М.Пришвина «Этажи леса» похоже на ласковое название одного из предметов на картинках. Напишите название этих птиц двумя словами.
Правильный ответ - гаечки-синички (в рассказе именно гаечки, хотя правильное название «гаички»)
Итоги проекта
- Длительность проекта - с 1 октября 2023 г. по 11 апреля 2024 г.
- Общее количество участников проекта - учащиеся 2-4 классов - 423 человека
- В каждой сезонной игре принимало участие по 148 учащихся, в финальной игре - 60 учащихся
- При готовке к игре в рамках проекта было прочитано 35 произведений.
- Всего было подготовлено 85 вопросов для всего цикла игр
- Максимальный балл на финальной игре составил 22 из 25, средний бал 18 из 25
Выводы. Данная игропрактика продуктивно формирует интерес к чтению и удерживает его длительное время. От классных руководителей, родительской общественности и учащихся был получен запрос на продолжение серии игр в 2024-2025 учебном году.
Отзывы администрации Лицея и эксперта
- «Квизы были одним из ключевых событий событием 2023-2024 учебного года. А.Э.Мезенцевой удалось встроить в популярную игру образовательную составляющую. Данный проект несомненно является примером эффективной игропрактики» - Е.В.Ходакова, заместитель директора МБОУ Лицей № 130 по УВР.
- «Литературно-образовательный квиз был направлен на поддержание интереса к чтению и формированию общей читательской культуры обучающихся младшей школы. Данное мероприятие логично продолжает общую концепцию внеурочной деятельности в Лицее. Этот вывод следует из следующих впечатлений. Во-первых, целевая направленность мероприятия была связана с решением триединой задачи, а именно формирование общей читательской культуры младших школьников, развитие их эстетического чувства и формирование вкуса, воспитание нравственно-этических качеств и развитие коммуникативных умений и навыков межличностного взаимодействия. Во-вторых, большого уважения заслуживает отбор содержательного материала для игры, полностью соответствует возрастным и социокультурным особенностям участников мероприятия. В-третьих, методическая сторона мероприятия отражает психолого-педагогическую компетентность автора, поскольку используемые в процессе квиза средства эмоциональной выразительности полностью обеспечили поддержание включенности, познавательной активности, интереса и приподнятого настроения участников. Атмосфера была психологически благоприятной и доброжелательной, не смотря на соревновательный жанр» - И.И.Шульга, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института физико-математического, информационного и технологического образования НГПУ.
Отзывы участников
- «Мне очень понравилось играть в квиз. Но чтобы попасть в команду, надо было внимательно читать книги» Аня Б., ученица 2 класса.
- «Когда квиз закончился, я расстроился, потому что не знал, что теперь читать. Мне особенно понравились рассказы про животных Чарушина, но в списке их было мало, а в книге много. Я решил их прочесть все» Тима К., ученик 3 класса.
- «Оказалось, что книги надо читать внимательно! А потом еще договариваться с ребятами в команде, если мнения не совпадают. Интересно, а 5-м классе квиз будет?» Саша С., ученик 4 класса.
- «Очень интересный опыт! Плюс умение выступать в команде и договариваться, про чтение я вообще молчу! Столько книг еще никогда не читали!» Юлия Х, мама ученика.
- «Мне очень понравилось, как они именно командой сыграли! Сегодня сыграли финальный литературный Квиз! Получилось очень классно, азартно, весело. Вопросы были такие, что учителя, что сидели рядом со мной, часто были в затруднении. Но дети знали больше, чем мы!!» Ирина Б., мама ученика.
- «Спасибо огромное за игру, это прямо праздник какой-то! Атмосфера была огонь, команды играли прямо как взрослые!! Были капитаны, было обсуждение, мозговой штурм, рождение версий! А мы еще жалуемся, что у нас «нечитающее поколение» растет! Сегодня я удостоверилась, что мы зря волнуемся.
- Дети вспомнили и какой цветок вырос у Маленького Принца, и как звали девочку, которая должна была купить брату баранки, и даже кто лишний - Есенин или Хармс!!! Не говоря уже про точный рост Конька-Горбунка или чем Оле-Лукойе с Дамблдором отличаются от Пиноккио.» Татьяна Викторовна Л., учитель начальных классов.