Игропрактика как средство формирования читательского интереса. Разработка и проведение цикла литературных квизов для учащихся начальной школы (2–4-е классы) в 2023–2024 гг.

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Классы: 2, 3, 4


Цель проекта: Формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы у учащихся начальной школы.

Задачи проекта:

  • Определить темы игр и отобрать произведения для подготовки учащихся к участию в играх;
  • Составить регламент проведения цикла квизов;
  • Разработать вопросы для проведения игры;
  • Провести цикл литературных квизов;
  • Проанализировать результаты, полученные в процессе подготовки к играм и по их итогам.

Участники проекта: Учащиеся 2-4 классов.

Описание проекта

Цикл литературных квизов для учащихся начальных классов состоит из четырех игр: осенней, зимней, весенней и финальной игры. Все игры, кроме финальной, носят тематический характер. Для каждой игры подготовлен список литературы с учетом возрастных особенностей младших школьников и тематики игры. Финальная игра не предполагает предварительной подготовки, вопросы составлены с опорой на общий читательский кругозор учащихся начальной школы.

Для участия в игре классные руководители 2-4 классов формируют команды. От каждого класса в игре может участвовать одна или две команды не более шести человек в каждой. На протяжении всей серии игр количество команд не меняется, участники в командах могут меняться.

Игры проводятся по параллелям, продолжительность игры составляет 40-45 минут. Каждая игра состоит из четырех раундов по 5 вопросов в каждом. Сложность вопросов увеличивается с порядковым номером раунда. Среди команд, набравших одинаковое количество баллов, победившей считается та, которая набрала больше баллов в раунде с большим порядковым номером.

Команды, занявшие первое, второе и третье места, награждаются дипломами, все команды поощряются сладкими призами.

Абсолютные победители среди учащихся 2-х классов определяются по сумме баллов, набранных в трех играх. В финальной игре принимают участие по пять команд из параллелей 3-х и 4-х классов, набравших наибольшее количество баллов по сумме трех игр. Абсолютные победители определяются среди команд 3-х и 4-х классов по результатам финальной игры и получают памятные дипломы финалистов.

Описание игры

Каждая игра состоит из четырех раундов, в каждом раунде пять вопросов. Все вопросы составлены с опорой на прочитанные произведения из списка. В финальной игре пять раундов по пять вопросов. Вопросы финальной игры составлены с учетом круга чтения учеников начальной школы и общей читательской грамотности. Время ответа на один вопрос - от 30 секунд до 1 минуты. Общее время игры составляет 40-45 минут.

Игра начинается с представления команд. Далее участники знакомятся с правилами игры. Каждой команде выдается набор специальных бланков для записи ответов по количеству раундов. В каждой команде заранее выбирается участник, который будет записывать ответ в бланк. Текст вопроса представляется на экране, ведущий прочитывает его вслух. Во время обсуждения звучит музыка. После окончания раунда, соведущие собирают бланки ответов и подсчитывают баллы. Как только все бланки собраны, ведущий представляет правильные ответы.

После заключительного раунда подводится итог и награждение победителей.

Структура игры

Первый раунд в каждой игре - «Разминка». Он состоит из пяти вопросов с выбором ответов. Участники должны вписать в бланк только букву правильного варианта ответа.

Второй и третий раунды содержат вопросы на логическое мышление и детальное знание текста. В некоторых играх в этих раундах могут быть использованы вопросы на составление пар соответствия, аудиовопросы, в которых после прослушивания фрагмента текста надо дописать одно слово или несколько, вопросы на основе иллюстраций к произведениям.

Четвертый раунд предполагает наличие сложных вопросов для ранжирования команд. Он также может включать вопросы на знание текста, вопросы с картинками и вопросы со сложными формулировками.

Текст вопроса или иллюстрация демонстрируется на экране. Ведущий озвучивает текст вопроса. После 1-3 раундов ведущий повторно прочитывает вопросы. После 4-го раунда вопросы не повторяются. На экране идет отсчет времени подготовки ответа.

Место проведения

Все игры проводятся в зале, позволяющем одновременно разместить запланированное количество участников. Зал оборудован проектором, большим экраном, колонками, удобными посадочными местами для всех команд.

Тематика игр

  • Осенняя игра - рассказы и повести Н.Носова, В.Драгунского, Э.Успенского и М.Зощенко о детях
  • Зимняя игра - авторские сказки А.Волкова, Ю.Магалифа, С.Хоппа, М.Бонда, Р.Даля и М.Метерлинка
  • Весенняя игра - рассказы В.Бианки, Е.Чарушина, В.Чаплиной, Д.Мамина-Сибиряка, Н.Сладкова, К.Паустовского и М.Пришвина о животных

Ожидаемые результаты

  • Формирование и укрепление читательского интереса;
  • Выработка регулярного навыка чтения;
  • Формирование вдумчивого чтения, включающего в себя запоминание содержания и внимание к деталям;
  • Умение работать в команде.

Подробная информация о каждой игре размещена на сайте МБОУ Лицей №130 г. Новосибирск

Примеры вопросов

1. В повести Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал» главная героиня проходит сквозь зеркало и встречает своё отражение - девочку по имени …
А - Ашам
Б - Яло
В - Анел
Г - Яна

2. В Цивильске около районного Дома культуры, открыли памятник известному литературному персонажу. Напишите профессию этого литературного героя.

3. Кто лишний?
А - Евгений Чарушин
Б - Даниил Хармс
В - Сергей Есенин
Г - Корней Чуковский

4. Полицейский - это сотрудник правоохранительных органов, который занимается обеспечением правопорядка, расследованием правонарушений, соблюдением законности. Раньше эта профессия называлась так же, как новая кличка кота-Ворюги из рассказа К.Г.Паустовского. Напиши, как называлась профессия полицейского раньше?

5. Название этих маленьких птичек с пушистым оперением буровато-серого цвета с белыми пухлыми щечками из рассказа М.Пришвина «Этажи леса» похоже на ласковое название одного из предметов на картинках. Напишите название этих птиц двумя словами.

Правильный ответ - гаечки-синички (в рассказе именно гаечки, хотя правильное название «гаички»)

Итоги проекта

  1. Длительность проекта - с 1 октября 2023 г. по 11 апреля 2024 г.
  2. Общее количество участников проекта - учащиеся 2-4 классов - 423 человека
  3. В каждой сезонной игре принимало участие по 148 учащихся, в финальной игре - 60 учащихся
  4. При готовке к игре в рамках проекта было прочитано 35 произведений.
  5. Всего было подготовлено 85 вопросов для всего цикла игр
  6. Максимальный балл на финальной игре составил 22 из 25, средний бал 18 из 25

Выводы. Данная игропрактика продуктивно формирует интерес к чтению и удерживает его длительное время. От классных руководителей, родительской общественности и учащихся был получен запрос на продолжение серии игр в 2024-2025 учебном году.

Отзывы администрации Лицея и эксперта

  • «Квизы были одним из ключевых событий событием 2023-2024 учебного года. А.Э.Мезенцевой удалось встроить в популярную игру образовательную составляющую. Данный проект несомненно является примером эффективной игропрактики» - Е.В.Ходакова, заместитель директора МБОУ Лицей № 130 по УВР.
  • «Литературно-образовательный квиз был направлен на поддержание интереса к чтению и формированию общей читательской культуры обучающихся младшей школы. Данное мероприятие логично продолжает общую концепцию внеурочной деятельности в Лицее. Этот вывод следует из следующих впечатлений. Во-первых, целевая направленность мероприятия была связана с решением триединой задачи, а именно формирование общей читательской культуры младших школьников, развитие их эстетического чувства и формирование вкуса, воспитание нравственно-этических качеств и развитие коммуникативных умений и навыков межличностного взаимодействия. Во-вторых, большого уважения заслуживает отбор содержательного материала для игры, полностью соответствует возрастным и социокультурным особенностям участников мероприятия. В-третьих, методическая сторона мероприятия отражает психолого-педагогическую компетентность автора, поскольку используемые в процессе квиза средства эмоциональной выразительности полностью обеспечили поддержание включенности, познавательной активности, интереса и приподнятого настроения участников. Атмосфера была психологически благоприятной и доброжелательной, не смотря на соревновательный жанр» - И.И.Шульга, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института физико-математического, информационного и технологического образования НГПУ.

Отзывы участников

  • «Мне очень понравилось играть в квиз. Но чтобы попасть в команду, надо было внимательно читать книги» Аня Б., ученица 2 класса.
  • «Когда квиз закончился, я расстроился, потому что не знал, что теперь читать. Мне особенно понравились рассказы про животных Чарушина, но в списке их было мало, а в книге много. Я решил их прочесть все» Тима К., ученик 3 класса.
  • «Оказалось, что книги надо читать внимательно! А потом еще договариваться с ребятами в команде, если мнения не совпадают. Интересно, а 5-м классе квиз будет?» Саша С., ученик 4 класса.
  • «Очень интересный опыт! Плюс умение выступать в команде и договариваться, про чтение я вообще молчу! Столько книг еще никогда не читали!» Юлия Х, мама ученика.
  • «Мне очень понравилось, как они именно командой сыграли! Сегодня сыграли финальный литературный Квиз! Получилось очень классно, азартно, весело. Вопросы были такие, что учителя, что сидели рядом со мной, часто были в затруднении. Но дети знали больше, чем мы!!» Ирина Б., мама ученика.
  • «Спасибо огромное за игру, это прямо праздник какой-то! Атмосфера была огонь, команды играли прямо как взрослые!! Были капитаны, было обсуждение, мозговой штурм, рождение версий! А мы еще жалуемся, что у нас «нечитающее поколение» растет! Сегодня я удостоверилась, что мы зря волнуемся.
  • Дети вспомнили и какой цветок вырос у Маленького Принца, и как звали девочку, которая должна была купить брату баранки, и даже кто лишний - Есенин или Хармс!!! Не говоря уже про точный рост Конька-Горбунка или чем Оле-Лукойе с Дамблдором отличаются от Пиноккио.» Татьяна Викторовна Л., учитель начальных классов.