Мастер-класс: "Робототехника. Мы воспитываем инженерное поколение"

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, робототехника, взаимодействие педагога и семьи


В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:

  • позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)
  • дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
  • формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Цели:

  • Изучение зубчатой передачи и установление взаимосвязи между параметрами зубчатого колеса (диаметром и количеством зубьев) и скоростью вращения.
  • Сборка модели «Карусель», научить создавать программы и помочь участникам испытать свои модели.

Задачи:

  • построение, программирование и испытание модели «Карусель»;
  • повышение профессиональной компетенции педагогов.

Ход занятия

Работая с конструктором LEGO WeDo у ребёнка формируется: внимание, пространственное воображение, техническое мышление, коммуникативные навыки, мелкая и крупная моторика.

Педагогу конструктор LEGO WeDo позволяет достичь комплекс образовательных и воспитательных целей и задач. Это и познавательно- исследовательская деятельность, и проектная деятельность, экспериментирование, игра, конструирование, моделирование, программирование, коммуникация, интеграция образовательных областей, развитие волевых качеств личности и навыков партнёрского взаимодействия.

Таким образом работа с конструктором способствует всестороннему развитию ребёнка, что соответствует ФГОС.

Конструктор LEGO WeDo включает в себя 158 элементов.

В комплект входят 12 заданий которые разбиты на 4 раздела, по три задания в каждом.

Каждый раздел имеет свою предметную область.

В разделе «забавные механизмы «предметной областью является физика. Дети знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами, рычагами, кулачками, а также знакомятся с основными видами движения.

  • В разделе «Звери» основной предметной областью является технология. Дети начинают понимать, что система реагирует на своё окружение.
  • Раздел «Футбол» сфокусирован на математике. Дети измеряют расстояние, на который улетает бумажный мячик. Подсчитывают количество голов.
  • Раздел «Приключения» сфокусирован на развитии речи. Модель используется для драматургического эффекта.

Занятия делятся на три этапа.

  • Беседы о жизни животного, среде его обитания.
  • Конструирование.
  • Программирование.

Прежде чем начать работать с конструктором ,нужно ознакомиться с техникой безопасности работы с конструктором LEGO WeDo. Изучить словарь.

Сначала мы знакомим детей с первыми подвижными механизмами. Червячный, кулачковый, ременной, зубчатый.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из механизмов - это зубчатый механизм.

Сказка про зубчатое колесо

Я не просто колесо.
Я - колесо особое.
И вращаться без других
Просто не способно я.

Если ты меня возьмёшь,
Я не выскользну из рук,
Потому что у меня
Много зубчиков вокруг.

Меня выточили так,
Что я стало шестеренкой,
И могу крутиться лишь
Вместе с братом и сестренкой.

Вместе мы - одна семья,
И всё у нас получится.
А в одиночку шестеренки
Будут только мучиться.

Нас вытачивал Творец
Для очень важной цели:
Чтобы мы крутились вместе,
Чтоб любить умели.

Вместе сможем мы решить
Важную задачу:
Работать дружно, как один,
С любовью - на отдачу.

Но если хоть один из нас
Крутиться перестанет -
Всё движение замрет,
И машина встанет.

Зубчики сплелись, как руки,
Все мы вместе как один.
Ни уныния, ни скуки -
Только радость впереди.

Шестеренки, точно люди,
К цели катятся своей.
Каждый день счастливым будет,
Если мы среди друзей.

Я предлагаю сегодня собрать карусель.

Карусель, которая раскручивается за счёт зубчатой передачи.

Для этого нам понадобится:

  • Платформа, 2 соединительных штифта, 2 круглых кирпичика, 1 жёлтый кирпичик с шестью шипами.
  • Мотор, коронное зубчатое колесо, ось трёхмодульная, балка с шестью шипами.
  • Большое зубчатое колесо, ось на 6, втулка, балка серая.

Схема сборки.

  • Балка серая, 2 балки с 16 шипами.

Схема сборки.

  • Подсоединяем мотор к лего-коммутатору.
  • Подсоединяем коммутатор к компьютеру. Программируем.

Ура! Модель заработала.

И в заключение мы с ребятами подводим итог нашей работы.

  • Какую модель мы сегодня с вами собирали?
  • Как работает наша модель?
  • Как мы составили программу?
  • Разбираем детали, складываем всё в коробочку.

Спасибо за внимание, надеемся, вы узнали для себя что-то новое.

Презентация

Список литературы

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. № 2. - С. 48-50.
  2. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П.А.Венгер. - М.: Академия, 2009. - 230 с.
  3. Волкова С.И. Конструирование. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. - 118 с.
  5. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. - Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. - 131 с.
  6. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  7. Корягин А.В «Образовательная техника Lego»
  8. ПервоРобот LEGO WeDo
  9. Конструируем: играем и учимся LEGO DACTA// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. - 37 с.
  10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  11. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника. // Вопросы психологии, 1995. - С. 27-32.
  12. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 104 с.
  13. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
  14. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2009. - 97 с.
  15. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.