Реализация ФГОС для детей с ОВЗ в практику начальной школы

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ОВЗ


Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка -
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!

Для многих людей, родителей, учителей сегодня словосочетание "инклюзивное образование" звучит не то что не привычно, но и не знакомо, по-заморски. Такое словосочетание воспринимается как пришедшее из-за рубежа и не имеющего никакого отношения к российскому образованию. Хотя инклюзивное образование закреплено законом "Об образовании в Российской Федерации" и условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах. Главное, что в настоящее время, инклюзивное образование становится более распространенным и привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще приводят своих детей в общеобразовательные учреждения, где их дети совместно обучаются с другими детьми. Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода к каждому ребенку не на словах, а на деле.

Формирование модели инклюзивного образования детей с ОВЗ - это создание для них "безбарьерной" среды обучения. Под "безбарьерной" средой я понимаю:

  • самостоятельное написание и использование АООП НОО;
  • применение современных образовательных технологий и методов обучения и воспитания;
  • использование бесплатных специальных учебников, учебных пособий;
  • использование специальных технических средств обучения для индивидуального пользования;
  • создание пандусов, лифтов, туалетов для "особых" детей, т.е изменение архитектурных строений зданий;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
  • оказание индивидуальной коррекционной работы с узкими специалистами: дефектологом, логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом;
  • детям должна оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь;
  • организация кружков по интересам и возможно еще многие пункты.

В нашей школе для школьников с ОВЗ реализуется эта доступная "безбарьерная" среда. Ведь школа должна обеспечить "особого" ребенка не только знаниями, а подготовить его к жизни. Выпустить не идеального выпускника - эрудита с широким кругозором, видением картины мира, а человека, умеющего поставить перед собой цель, попытаться и достигнуть ее, уметь общаться, быть информированным в разных вопросах, быть ответственным и уметь решать проблемы.

Для реализации стандарта мы осуществляем обучение по учебным пособиям адаптированных на категорию этих детей. В процессе обучения мы используем учебники, электронные приложения, отвечающие требованиям ФГОС содержание, которых повышает учебную мотивацию младших школьников. Есть учебный кабинет, который оснащен специальной школьной мебелью, компьютером, мультимедийным проектором, имеется доступ в Интернет, также есть специальные приспособления (сенсорная клавиатура) и т.д.

Деятельность учителя ориентирована не только на овладение детьми предметных результатов, но и на формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Для реализации познавательной и творческой активности в учебном процессе я использую современные образовательные технологии (личностно-ориентированная, игровые, технологии на основе активизации деятельности учащихся (проблемное обучение), технология уровневой дифференциации (работа с группой), компьютерные и здоровьесберегающие технологии). Данные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

Зная, что в основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.

Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:

  • знаний и представлений об окружающем мире;
  • умственных операций, действий и навыков;
  • речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;
  • познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;
  • регуляции поведения.

У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении.

С 1 сентября 2015 я приступила к реализации на практике ФГОС НОО для ребенка с ОВЗ (диагноз - аутизм) в 1 классе. Это была девочка, родители ее очень хотели, чтобы их ребенок социализировался, общался с детьми, хотя понимали, что ей очень сложно. Девочка не говорила и понять, понимает ли она все то, что я пытаюсь до нее донести, было сложно.

Я начала свою работу с составления адаптированной рабочей программы по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта. Далее начались наши занятия, которые строились в зависимости от того, в каком настроении, состоянии находился ребенок. Сначала мы пытались учиться писать буквы, числа, слоги, учились проговаривать их. Но в течение такой работы, девочка быстро уставала и настроение ее, мягко говоря, портилось очень сильно. Появилась необходимость зонирования пространства с выделением учебной зоны, зоны отдыха и создание четкой образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка. На уроках мы стали учиться переключаться с одного вида деятельности, например, с выполнения письменных заданий, на другой - проведение физкультминутки или на игровую деятельность с использованием компьютера или развивающих игрушек. Иногда даже приходилось уделять время на то, чтобы ребенок покушал. На каждом занятии проводились разные виды работ, которые стали интересны для ученицы. Она начала проявлять интерес к учебе. Читать мы не научились, так как девочка практически не говорила, а издавала только отдельные звуки, но научились понимать прочитанное и услышанное. Она могла своими эмоциями, движениями, мимикой изобразить все что поняла. Немного научилась считать на пальцах в пределах 10, но не всегда получалось правильно.

От меня, как от учителя, также требовалось развивать познавательные и творческие возможности, воспитывать личность в соответствии с требованиями современного общества, формировать жизненные компетенции. Для того, чтобы видеть на сколько плодотворна и правильна моя работа, мы с родителями решили приобрести папку для портфолио ученика, потому что одной из задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. В папку мы решили положить все что угодно: фотографии, где запечатлены разные виды деятельности на уроке; тетради, прописи, рисунки и т.п. Основная функция портфолио - показать динамику развития родителям. Портфолио становится «зеркалом» обучения и воспитания на всем протяжении обучения. Каждый из родителей ждет от педагогов положительной динамики развития своего ребенка, при этом зачастую перекладывая роль воспитания и развития на педагогов. Поэтому составлять, оформлять и пополнять портфолио приходится учителю.

В заключение, считаю, что главное в нашей работе с детьми с ОВЗ - помочь им максимально овладеть УУД исходя из зоны ближайшего развития. Прежде всего, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия - это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни.

Список литературы

  1. Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М., 2005
  2. http://uchkopilka.ru/korrektsionnaya-rabotahttp://uchkopilka.ru/obuchenie-po-viii-viduhttp://uchkopilka.ru/5414-portfolio8vid-201
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/06/29/osobennosti-realizatsii-trebovaniy-fgos-dlya