Спонтанная речь есть речь неподготовленная, осуществляемая говорящим в постоянно меняющихся коммуникативных условиях.
Именно потому спонтанная речь представляет реальный показатель уровня языковой компетенции говорящего.
Какие инструменты должен включить учитель иностранного языка, для того чтобы подготовить своего воспитанника к выходу в спонтанную речь?
На помощь приходят интерактивные технологии. Слово «интерактив» происходит от английского слова interactive «взаимодействие».
Лексика - живая материя языка. Устойчивое овладение лексикой это первый этап по развитию навыков спонтанной речи. На помощь в успешном освоении лексики приходит интерактивная технология «Карусель». Каждому ученику дается карточка с новым словом или новым выражением. Задача ученика - найти перевод слова, а учителя проконтролировать правильность перевода и произношения слова.
Затем ребята выстраиваются в два круга, поворачиваются друг к другу и по команде учителя начинают читать и переводить каждый свое слово. Дают команду друг другу «Repeat please». После этого учитель считает «One, two, three», и внешний круг по часовой стрелке передвигается. Круг пройден - звучит новая команда «Change your places». Учащиеся меняются местами и проходят еще раз по кругу. Ребята с удовольствием выступают в роли учителя. После выполнения упражнения «Карусель» учитель повторяет всю пройденную лексику, и те учащиеся, чьи слова запомнил класс в большем количестве, получают звание «The best assistant». Особенно эффективно данная технология срабатывает на учащихся 5-7 классов.
Развитию навыков спонтанной речи способствует также организация и развитие диалогового общения. По статистике диалогическая речь составляет 70% от всей разговорной речи. В ходе диалогового общения учащиеся выходят в коммуникацию, учатся принимать совместные продуманные решения, делают умозаключения, находят совместный выход из различных жизненных трудностей.
Работа по обучению диалогической речи, как правило, начинается с того, что педагог рассаживает ребят по парам. На каждом уроке, формируются новые пары. Самые слабые пары работают при сопровождении учителя.
Затем всем парам предъявляется один общий диалог. Задача каждой пары - прочитать диалог по ролям и найти «рыбу», т.е. ключевые выражения, на которых строится диалог. Ключевые выражения фиксируются в тетради. Слабые учащиеся записывают и перевод выражений. Следующий этап - это подготовка своих диалогов на предложенную тему.
Далее идет презентация учащимися своих диалогов. В зависимости от уровня владения языком и навыками диалогической речи, ребята могут вести диалог с опорой на ключевые выражения; если слабый уровень, то возможно просто прочтение. Сильные ребята представляют свой диалог без опор.
Затем педагог вызывает учащихся из разных пар и предлагает разговор на заданную тему. В таком диалоге, конечно, используются ключевые выражения, но, как правило, спонтанные ответы на вопросы помогают ребятам выйти на уровень свободного общения.
Для поднятия интереса к урокам иностранного языка, использую технологию театрализации, с применением дополнительного реквизита. Например, если мы изучаем тему «In the shop», в качестве реквизита использую мягкие игрушки, которые будут продаваться в магазине». Здесь же распределяются роли «мама», «папа», «брат» и «сестра», «продавец». Обстановка становится более комфортная и ребята могут легче преодолеть языковой барьер.
Залог успешности развития навыков спонтанной речи зависит и от умения педагога создать атмосферу естественного, творческого общения. В осенне-весенний период провожу с ребятами уроки на открытом воздухе.
Учащимся ставится одно условие: в течение всего урока они общаются только на английском языке. Допускается язык жестов. Конечно, предварительно на уроках изучается лексика по тематике погружения, отрабатываются необходимые грамматические структуры. И только после этого проходит урок на улице. Темы могут быть разные. Например, «My pet». Задание: нарисуй на асфальте свое любимое животное. Опиши его, ответь на вопросы одноклассников и вопросы учителя! Тема погружения «How can I get to…». Учащиеся делятся на «туристов» и «местных». «Туристам» дается пункт назначения и точка начала пути. «Турист» задает вопросы, а «местный» на них отвечает. Вместе приходят в пункт назначения. Знакомятся, и каждый рассказывает о себе, своих увлечениях, друзьях. На последних уроках учебного года можно организовать тематическое погружение «hello, summer!» с использованием сообщений о своих летних планах, описанием погоды и настроения. Можно поиграть с ребятами в подвижные игры, придумать дружеский шарж на одноклассника, сделать подарок другу из средств подручных материалов или сфотографировать друг друга и придумать смешные комментарии к фотографиям.
Таким образом, учащиеся приобретают опыт погружения в естественную среду использования языка.
Большой творческий пласт работы, направленной на выход учащихся в спонтанную речь, оказывает работа над проектом. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Данная технология требует соблюдения нескольких условий: проблема формируется так, чтобы ориентировать ученика на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Еще одно важное условие - это вовлечение в работу всех учащихся группы с учетом уровня языковой подготовки. И третье условие - это актуальность проекта. Тема, взятая из реальной жизни и значимая для ученика, вызывает личный интерес. Проект может быть выполнен как индивидуально, так и в группе. Важно распределить группы так, чтобы они были равны по силам.
Работая в старших классах, всегда даю возможность защитить свой проект в самых различных формах: презентация, статья, коллаж, брошюра, журнал, графическое изображение. Учащиеся с разными способностями становятся успешными. Желание защитить свой проект на достойном уровне, особенно в команде воспринимается не как обязательное домашнее задание, а интересное творческое задание.
И еще очень важный момент. После демонстрации проекта каждый в группе может задать вопрос, включая педагога. В такие моменты ученик, защищающий проект, и демонстрирует выход в спонтанную речь.
Развитие умения свободно говорить на иностранном языке требует высокого напряжения, систематических усилий от учащихся. Формулировать свои мысли красиво не всегда получается и на родном языке, а выходить в спонтанную современную грамотную речь считается мастерством высшего класса. В связи с этим очень важно дать понять детям, что на уроке иностранного языка они погружаются в атмосферу англоязычной страны. Пусть не всегда получается выразить все свои мысли четко, но, благодаря интерактивным технологиям, эффективным упражнением и огромному желанию учителя дать детям знания, - из урока в урок развитие навыков спонтанной речи однозначно будут совершенствоваться.