Предмет: русский язык.
Класс: 7.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель:
- Ученик научится раздельному написанию частиц же, ли, бы.
- Ученик получит возможность применять правило в различных ситуациях.
Задачи урока:
обучающие:
- формировать понятия раздельного написания частиц;
- умение употреблять частицы в речи;
- формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций;
- формирование у учащихся умения работать в паре, группах.
развивающие:
- развивать орфографическую зоркость;
- активизировать мыслительные операции, познавательную активность на уроках русского языка;
- развивать коммуникативные и информационные компетентности;
- раскрывать творческий потенциал учащихся.
воспитательные:
- создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
- развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, рабочие листы, учебник, воздушные шары.
Свой урок строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. В процессе обучения формировала следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;
- организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сопоставления способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценивание.
Ход урока
1. Оргмомент
С добрым утром, дети! Доброе утро, уважаемые гости!
2. Постановка темы и целей урока
Прежде чем записать тему урока,обратимся к одной истории. Будьте внимательны, потому что после ее прочтения Вам необходимо будет дать ответ на вопрос по содержанию текста.
Чтение лингвистической сказки
Жили-были, не тужили три частицы - …
И всё бы было хорошо, но скучно им жилось, потому что никак они не могли прийти к согласию.
Первая всегда что-то утверждала.
Вторая всегда в чем-то сомневалась.
Третья бесконечно о чем-то мечтала.
О каких частицах идет речь?
Главные героини сказки - это частицы бы, ли, же.
Прием «Найдите частицы в словах и определи верное написание».
Были-же сомнения, были же мечты, но былиже и надежды, что сомнения развеются, а мечты - осуществятся!
Были же сомнения, были же мечты, но были же и надежды, что сомнения развеются, а мечты - осуществятся!
Я вижу у вас возникли сомнения, когда вы работали с предложением.
Как написать частицу же со словом правильно?
Сегодня мы будем говорить о… Попробуйте сформулировать тему урока.
Записи в тетради. («Правописание частиц бы, ли, же со словами»)
Вы любите мечтать?Мечтают и взрослые,и дети. Интересно о чём мечтают ученики и педагоги нашей школы? Давайте посмотрим.
В процессе подготовки к уроку мне потребовалась своих коллег и учеников. В ходе опроса необходимо было закончить предложение, которое начиналось со слов «Я мечтала бы…»
Устная работа
- мечтала (бы) обладать крепким здоровьем.
- мечтала (бы) иметь материальный достаток.
- мечтала (бы) поехать учиться в Санкт-Петербург.
- мечтала (бы) о здоровье для своих близких.
- мечтала(бы)научиться плавать.
- мечтал(бы)научиться играть в шахматы
- мечтала(бы)увидеть младшую сестру.
Как пишется частица бы со словами? Правило стр.76.
Вывод: частица бы во всех предложениях будет писаться раздельно.
Выкл. Проектор
Мечтать можно и об определенной профессии, как герой из упражнения учебника.
4. Работа с учебником. Упр. 438(5) у доски
Мне вслед за братом хочется стать программистом.
Необходимо переделать предложение, включив в него частицы бы, ли, же.
Посмотрим как пишутся частицы ли и же со словами. Правило стр.76.
Давайте вспомним к какому разряду относятся наши частицы?
(бы - формообразующая; же, ли - смысловые).
Какие значения вносят в предложение?
(Бы - выражает предположительную возможность действия, же - усилительная, ли - вопросительная)
- Мне вслед за братом хотелось бы стать программистом.
- Хочется ли мне вслед за братом стать программистом?
- Мне же вслед за братом хочется стать программистом.
Мечтают не только учителя и их ученики, но и люди других профессий: врачи, юристы, писатели, агрономы и айти-специалисты.
Программист и айти-специалист - это одно и тоже понятие?
Сегодня на уроке мы проследим о чём мечтают герои из произведений известного русского писателя и поэта.
Мы с детства знакомы с его удивительными сказками. Мамы и бабушки читали нам их перед сном,а когда мы засыпали, то нам снилось сказочное Лукоморье.
Ответы детей. Это А.С.Пушкин.
Сколько лет исполнилось писателю и поэту в этом году? Портрет
5. Динамическая пауза «Волшебная коробочка» музыка «Прекрасное далеко…»
Прежде, чем начать наше путешествие, хочу спросить у вас: вы умеете хранить секреты?
У меня есть волшебная коробочка, в которой лежит фотография самого любимого моего ученика. Чтобы его увидеть:нужно сохранять тишину. Хотите узнать кто это?
6. Парная работа с ПК. Работа в WORD
Найдите на рабочем столе папку «Урок 18.04». Задание «Работа с текстом».
Инструкция: Найдите частицы в тексте и определите их разряды.
Формообразующие частицы выделите фиолетовым цветом, отрицательные - зеленым, смысловые - синим. Сохраните файл с работой на рабочем столе для дальнейшей проверки и оценивания, указав свои фамилии.
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне». - Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги - и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо, -
Ей царевна говорит, -
На же, лови!» - и хлеб летит.
Из какой сказки данный отрывок? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Чтение
О чём мечтала царица? (быть самой красивой на свете)
7. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Шум моря
Герои из какой сказки жили на берегу моря ровно 30 лет и три года? (Старик и старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»). Куклы
Представим, что мы оказались рядом с ним. Закроем глаза и отдохнем немного. Нарисуем глазами изогнутые линии-морские волны.
8. Самостоятельная работа. Работа в WORD
Папка «Урок 18.04». Документ «Загадай желание»
В какой сказке А.С.Пушкина герою посчастливилось поймать золотую рыбку?
Инструкция: Представьте, что вам повезло и вы тоже поймали эту прекрасную обитательницу морских глубин. Запишите в документе свое желание в виде предложения с частицей. Сохраните файл с работой под своей фамилией.
По сказкам знаменитого поэта снимаются фильмы, ставятся спектакли. Сейчас сказку не только можно увидеть на сцене, но и послушать, например в Хабаровской краевой филармонии.
Что нам сообщает о том, когда и где состоится представление? (афиша)
- Какие сказки А.С.Пушкина вы еще помните?
Загадка:
Золотую эту птицу посадил
Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все смирно.
(Золотой Петушок)
9. Групповая работа с афишей к сказке «Золотой петушок»
Распечатать афишу на парту + рабочий лист
Инструкция: Составить 2 вопроса по содержанию афиши с частицами бы, же.
Пример:
1. Можно (ли)прослушать сказку в Хабаровской краевой филармонии? +
Каждая группа сейчас обменивается работами. Напротив каждого вопроса необходимо проставить пометки: плюс (+), если вопрос соответствует содержанию афиши и - (минус), если - нет.
Обсуждение. Давайте озвучим несколько примеров. слайд 7
Не забудьте подписать свои рабочие листы и оставить на партах. Фамилий на рабочем листе будет несколько, т.к. вы - одна команда.
10. Домашнее задание
Слайд 8
Какие сказки мы не назвали сегодня?
- Герой из какой сказки мечтал вылечить людей от жадности необычным способом? (Балда)
- Выписать из сказки «О попе и о работнике его Балде» примеры предложений по теме урока
- Поработать на образовательной платформе «Учи.ру» в разделе,выданные задания.
- Творческое задание. Дописать сказку,которая звучала в начале урока. Файл с началом истории я отправлю в рабочую группу класса.
11. Итоги
О чем мы сегодня говорили?
Какие частицы помогали нам сегодня в работе? Бы, ли, же. Как они пишутся?
слайд 9
Вернемся к началу урока.
Как правильно пишутся частицы? Выберите правильный вариант ответа.
Итак, мечтать - это полезное качество. Мечтать разрешено каждому, и если суметь подобрать правильный подход к осуществлению, то она обязательно сбудется. Нужно верить, в первую очередь, только в себя и в свои возможности.
Есть ли цвет у мечты? У каждого он свой.
Чтение стихотворения
Мечты у нас всех разные
Зелёные и красные
Оранжевые, жёлтые как солнца первый луч
Ещё они, наверное,
Бывают снежно-белыми
Но точно знаю, чёрных нет
Закрашенных, под грусть…
12. Рефлексия
Выберите воздушный шарик,который соответствует вашему настроению.Почему вы сделали такой выбор?Обоснуйте.
Спасибо за работу! До новых встреч! Слайд 11
Резервные задания
Просмотр фрагмента из сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде» по ссылке https://yandex.ru/video/preview/9549820259737706177
(2:07)
Беседа по вопросам:
- Покупал ли поп на базаре у торговца колбасные изделия?
- Сопровождал ли медведь Балду?
- Играл ли Балда на гармошке?