Статус программы: авторская.
Возраст детей: 15-16 лет (9 класс).
Срок реализации: 9 месяцев.
Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и требования к образовательным программам дополнительного образования России ставят основными задачи формирования правового сознания и гражданской ответственности обучающихся.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» ставит задачу сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей как основы обеспечения национальной безопасности РФ. «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Перечисленные в Указе Президента ценности содержатся в Конституции РФ, следовательно, изучение основного закона государства способствует реализации задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Построение в России гражданского общества, сохранение и передача традиционных ценностей, противодействие деструктивной идеологии не могут быть реализованы без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения.
Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях.
Изучение курса создает условия для формирования у обучающихся устойчивого познавательного интереса к обществоведческим дисциплинам, дает возможность более основательно подготовиться к ОГЭ, сориентироваться в дальнейшем на получение юридической специальности. Занятия способствуют формированию аналитических умений учащихся.
Актуальность данного курса состоит в том, что он помогает целенаправленному формированию правового сознания подростков, воспитанию у них гражданской позиции, знанию содержания Конституции - основного правового документа Российской Федерации, умению ориентироваться в современной политической ситуации, умению ведения дискуссии по актуальным вопросам современности, развитию исследовательских навыков, даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации, поставить перед ними практические задачи, решение которых требует знание закона.
Цель дополнительной образовательной программы: Ознакомить учащихся с основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации, основами конституционного строя РФ, основными обществоведческими понятиями, документами отечественного права на фоне современных исторических событий.
Задачи дополнительной образовательной программы:
- Получение учащимися полного представления о Конституции Российской Федерации как основном законе нашей страны.
- Воспитание гражданского и правового сознания, патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны.
- Развитие политического мышления и культуры, интереса к истории своего государства.
- Формирование умений и навыков, важных в повседневной жизни.
- Подготовка к успешной сдаче ОГЭ.
- Профессиональное самоопределение учащихся, формирование личности, адаптированной к сознательному выбору профессии.
Дополнительная образовательная программа «Основы конституционного строя» предназначена для изучения обучающимися 9 класса (15-16 лет), рассчитана на 36 часов (занятия 1 раз в неделю).
Основные формы проведения занятий:
- Лекции;
- Дискуссии;
- Подготовка мини-проектов;
- Практическая работа (решение правовых задач, работа с документами);
- Игры (дидактические, развивающие, познавательные).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты программы отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско- юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
- идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
- осознание духовных ценностей российского народа;
- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
- мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;
- разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков;
- вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении учебно-познавательных, жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.
- осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
- формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт;
- уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, учебных и внеучебных источников информации;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
- владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
- оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
- оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся будет:
- владеть знаниями основ конституционного строя Российской федерации, структуры Конституции РФ;
- владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностно-нормативной основе их деятельности, об организации органов государственной власти в РФ И ИХ основных функциях;
- владеть знаниями о принципах федерализма, разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами;
- уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно-публицистического характера,
- уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности;
- проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников,
Формы контроля.
Предполагается текущий и итоговый контроль.
- Текущий контроль осуществляется в форме устного опроса, выполнения письменных заданий.
- Итоговый контроль проводится в форме тестирования.
Содержание
Программа курса состоит из 7 тем, отражающих основное содержание Конституции Российской Федерации.
Тема № 1. Конституция: сущность и содержание. История конституционализма. Первые конституции РСФСР и СССР. Основные черты и ценности Конституции РФ.
Практическое занятие: чтение и анализ Преамбулы Конституции.
Тема № 2. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Тема № 3. Федеративное устройство.
Тема № 4. Органы власти Российской Федерации.
Тема № 5. Местное самоуправление.
Тема № 6. Права и свободы человека в России.
Тема № 7. Обязанности российских граждан.
Учебно-тематический план
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Сроки
|
|
Тема № 1. Конституция: сущность и содержание |
3 (2 ч. теории,
|
сентябрь |
1 |
Конституция: история и современность. |
1 |
|
2 |
Развитие конституционализма в России. |
1 |
|
3 |
Основные черты Конституции 1993 года. |
1 |
|
|
Тема № 2. Основы конституционного строя в Российской Федерации |
5 (3 ч. теории,
|
сентябрь-ноябрь |
4 |
Основы конституционного строя в России. |
1 |
|
5 |
Россия - правовое государство. |
1 |
|
6 |
Россия - демократическое государство. |
1 |
|
7 |
Россия - федеративное государство. |
1 |
|
8 |
Россия - социальное государство. |
1 |
|
|
Тема № 3. Федеративное устройство |
3 (2 ч. теории,
|
ноябрь |
9 |
Принципы федерализма. |
1 |
|
10-11 |
Федеральная власть и субъекты Российской Федерации, разграничение полномочий. |
2 |
|
|
Тема № 4. Органы власти Российской Федерации |
8 (5 ч. теории,
|
декабрь-январь |
12 |
Разделение властей. |
1 |
|
13 |
Президент Российской Федерации как глава государства. |
1 |
|
14 |
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания и его структура. |
1 |
|
15 |
Государственная Дума: полномочия, структура, порядок формирования. |
1 |
|
16 |
Правительство России как орган исполнительной власти. |
1 |
|
17 |
Конституционные основы судебной власти в России. |
1 |
|
18 |
Прокурорский надзор. |
1 |
|
19 |
Счетная палата. |
1 |
|
|
Тема № 5. Местное самоуправление |
2 (1 ч. теории,
|
январь |
20-21 |
Местное самоуправление в России. |
2 |
|
|
Тема № 6. Права и свободы человека в России |
10
|
февраль-апрель |
22 |
Защита прав человека - главная обязанность государства. |
1 |
|
23 |
Личные (гражданские) права. |
1 |
|
24 |
Свобода совести и вероисповедания. |
1 |
|
25 |
Политические права и свободы граждан. |
1 |
|
26 |
Экономические права. |
1 |
|
27 |
Социальные права. |
1 |
|
28 |
Защита материнства, детства и семьи. |
1 |
|
29 |
Право на охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни. |
1 |
|
30 |
Право на судебную защиту. |
1 |
|
|
Тема № 7. Обязанности российских граждан |
6 (3 ч. теории,
|
апрель-май |
31 |
Конституционные обязанности граждан России. |
1 |
|
32 |
Защита Отечества - право и обязанность граждан. |
1 |
|
33 |
Обязанность получить основное общее образование. |
1 |
|
34 |
Зачем нужно платить налоги. |
1 |
|
35 |
Обязанность сохранять природу и окружающую среду. |
1 |
|
36 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы: Все занятия проводятся с использованием презентаций, организуется работа с документами.
Использованная литература
- Конституция Российской Федерации.
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Федеральный закон № 131 «О местном самоуправлении».
- Всеобщая Декларация прав человека.
- Конвенция о правах ребенка.