Не секрет, что в наши дни остро стоит вопрос воспитания самостоятельного, инициативного, ответственного и мотивированного ученика. В этом помогает проектная, социально-значимая деятельность на уроках и внеурочных занятиях.
Социально-значимая деятельность - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующим позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной среде.
Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность направлена на получение конкретного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами, и который можно использовать в жизни (плакат, постер, брошюра, видеофильм, журнал, мини словарь, макет, стендовый доклад и т.п.). Защита проекта - это иллюстрация образовательных достижений учащегося.
Реализация социально-значимой деятельности, проектной в школе идет через совместную работу школьников, учителя или специалистов из разных областей знаний.
Работая в разных классах, учителя часто выполняют на уроках проектные задания социально-значимой направленности на английском языке. У многих учащихся в процессе подготовки и представления проектов снимаются трудности с лексикой и грамматикой, улучшаются произносительные навыки, развиваются навыки аудирования. Иностранный язык выступает средством всестороннего развития ребенка. Таким образом, обучающиеся готовятся к основной процедуре итоговой оценки достижения метапредметных результатов - защите итогового индивидуального проекта.
Наша школа работает по линейке учебников «Spotlight» авторов Ю.Е.Ваулина, Д.Дули. В данных учебниках есть проектные задания, направленные на формирование социально-значимой деятельности и метапредметных навыков. На рисунках 1, 2, 3, представлены задания из учебников за 6, 8, 10 классы, в которых я работаю в этом учебном году.
Рисунок 1 - задания для 6 класса
Рисунок 2 - задания для 8 класса
Рисунок 3 - задания для 10 класса
Учащимся предлагается создать листовку/брошюру на английском и русском языках для соседей по дому, друзей или одноклассников о проблемах окружающей среды, загрязнении морей, рек и озер, представить свой проект и провести субботник. Тем самым, результатом данной деятельности является освоение социальных ролей, выполнение общественно значимого дела в соответствии с индивидуальными возможностями.
На примере социально-значимой деятельности, организуемой в гимназии, рассмотрим реализацию нескольких проектов в моем классе, одним из которых является проект «Чтобы не было беды!». Цель данного проекта - привлечь внимание учащихся к проблеме пожаров в домах и в лесах. Данный проект выполнялся в группах в течение двух недель. Результатом стали плакаты, которые повесили на школьном стенде.
Во время международного праздника Всемирного дня доброты 13 ноября, была проведена акция «Поделись своей добротой». Цель - напомнить людям о том, что совершать добрые поступки совсем несложно, а результат от благих дел может быть колоссальным, особенно, когда добро совершается массово. И чтобы замотивировать учащихся, было проведено соревнование. Чьи поступки окажутся добрее, тот класс и получит главный приз. Свои добрые поступки ребята фотографировали и прикрепляли на специальном стенде. Хотя наш класс и не победил, но главное в этой акции не победа.
В рамках реализации гимназических социально-значимых проектов, ученики нашего класса приняли участие в таких акциях, как:
- Ёлка желаний (декабрь 2022) - покупка новогодних подарков для детей из детского дома.
- Благотворительная акция «Посылка солдату» (2023-2024) - оказание поддержки и поднятие боевого духа солдат, участвующих в специальной военной операции (открытки, письма, покупка продуктов и вещей первой необходимости).
- День Победы (2020 - 2023) - плакаты, посвященные Сталинградской битве, блокаде Ленинграда, детям-героям и их подвигам во время Великой отечественной войны.
- Благотворительная ярмарка (2023) - продажа поделок и сувениров, выпечки, сладостей и солений, сделанных руками гимназистов и их родителей. Все вырученные средства направлены в фонд «Помоги ребенку и ты спасешь мир».
Данные проекты и акции являются важным средством гражданского воспитания и социализации учащихся, а социальные установки и ценности, практические навыки и умения во многом определяют перспективы ребят. Работая над социально-значимыми проектами, ученики своим трудом создают продукты, уважают труд и ценят красоту, учатся любить и беречь природу, становятся гражданами своей страны.
Литература
- Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся [Электронный ресурс]: https://infrescenter.ucoz.ru/Shk_Bibliotek/proekt_deyat/2013/leontovich.pdf, (дата обращения: 15.01.2024).
- Абрамова Н.М. Социально-значимая деятельность в школе [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/socialnoznachimaya-deyatelnost-v-shkole-2508030.html, (дата обращения: 15.01.2024).
- Селиванова Л.И. Социально значимая деятельность обучающихся: структурно-логическая характеристика в контексте идейно-нравственного саморазвития личности [Электронный ресурс]: https://elib.gsu.by/bitstream/123456789/7590/1/Selivanova%20L.I..pdf, (дата обращения: 19.01.2024).