Тема недели: «Наша Родина - Россия».
Тема занятия: «Я люблю тебя Россия».
Приоритетная образовательная область: основы науки и естествознания.
Задачи:
- Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам;
- Развивающие: Развивать патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
- Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственной символике.
Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС) наглядно-дидактические пособия по теме занятия, ноутбук, картинка цветок ромашка, шаблон матрешки, салфетки.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Ход занятия
Здравствуйте, гости! (Руки к гостям)
Здравствуй, небо, (Руки вверх)
Здравствуй, земля, (Приседают)
Здравствуйте, мои друзья! (Руки вперёд)
Здравствуйте, мои маленькие россияне! Ребята, а почему я вас так назвала - россияне?
Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя - РОССИЯ!
Вместе повторим это слово - «Россия». А мы с вами граждане России - россияне. Ребятки, ответьте мне, пожалуйста, а как зовут жителей Франции? Во Франции живут?.. В Испании живут?.. В Китае живут?.. В Италии живут?.. В Германии живут?!.. (Ответы детей)
- Ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок символизирующий Россию. Я бы выбрала ромашку (воспитатель берёт в руки ромашку и ею любуется). Белая ромашка - это истинно русский цветок.
Вот только РОМАШКА наша грустит… (На доске расположена жёлтая серединка ромашки с грустным личиком, без лепестков)
Ах, это же проказник ветер сорвал лепестки с ромашки и раздул их по всей нашей огромной стране. Надо бы Ромашке помочь. Ребятки, поможем Ромашке собрать лепестки? (Да!) Тогда предлагаю отправиться в путешествие по России, чтобы разыскать лепестки и вернуть их нашей Ромашке.
- Ребятки, а на каком транспорте можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе, который нас уже ждёт. Но для того, чтобы занять места в салоне, надо приобрести билеты.
Цена билета - ваша улыбка (на билете указан номер)
(Дети подходят к воспитателю и приобретают билеты)
Дети проходят в салон автобуса, (который составлен из детских стульчиков) и занимают места, согласно номеру билета.
Мы отправляемся в путь. Посмотрите направо, там красивая березовая роща, посмотрите налево, там течет река Самарка, посмотрите прямо, там видим гору Маяшку.
Остановка № 1: «Широка страна моя родная!»
Ребята, а как можно увидеть сразу всю страну? (На глобусе, на карте)
- Я что такое глобус? (Маленькая модель Земли) Дима найдет Россию на глобусе.
- Ребята, посмотрите, это карта России. (Карта расположена на мольберте. Вероника нам покажет на карте)
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. (Воспитатель обводит указкой территорию нашей страны). Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться на поезде с одного края нашей страны на другой надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.
Ребята, а кто ответит мне на один сложный вопрос: «На каком материке располагается Россия?» (Страна Россия расположена на материке Евразия, который включает две части света: Европу и Азию).
Физминутка «Наша Родина - Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Ой, ребятки, кажется, я вижу лепесток Ромашки! (Воспитатель поднимает с пола спрятанный лепесток). Ура! Мы его нашли и отдадим нашей Ромашке! (Ребёнок прикрепляет на доске лепесток). Ну, что отправляемся дальше! Поехали! Предлагаю поиграть в игру-разминку «Хорошо» (дети стоят в кругу):
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть россиянином? (выставляют большие пальцы)
Хорошо!
Остановка № 2: «Символы России»
Воспитатель:
Россия - Родина святая!
Люблю тебя я всей душой.
Россия - ты обитель рая,
Горжусь великою страной!
У каждой страны есть свои государственные символы: (ответ детей: герб, флаг и гимн). Ребятки, посмотрите на герб.
Герб - это эмблема государства. "Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона".
Флаг Российской Федерации имеет три цвета: (ответы детей: белый, синий и красный).
Белый цвет означает мир, чистоту; синий цвет символ веры и верности; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Поиграем в игру.
А я хочу сейчас проверить вашу внимательность с помощью флажков. Когда я подниму белый флажок, вы дружно кричите «Я», синий «ЖИВУ», красный «В РОССИИ».
Гимн. Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. Наш гимн написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков.
Давайте прослушаем гимн России.
(Дети встают. Воспитатель включает гимн Российской Федерации) поем.
Интерактивная игра.
(Находим с ребятами ещё один лепесток, ребенок прикрепляет его к Ромашке.
Едем дальше, звучит музыка: «Шум двигателя едущего автобуса»).
Остановка № 3 «МОСКВА»
Продолжаем путешествие по России.
(На доске иллюстрация с изображением Москвы)
Воспитатель: Вот мы с вами приехали в самое сердце России! Как вы думаете, где мы? В каком городе? (Ответы детей). Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)
- А что вы знаете о Москве?
Москва - это Красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя!
Воспитатель: мальчики сейчас соберут пазл где изображена Москва, а девочки выберут картинки нашей столицы (давайте проверим мальчиков правильно ли они собрали пазл, теперь проверим девочек правильно ли они нашли картинки нашей столицы). Молодцы, вы все правильно все сделали.
(Находим с ребятами ещё один лепесток, ребёнок прикрепляет лепесток на доску)
(Едем дальше, звучит музыка: «Шум двигателя едущего автобуса»)
Ножками потопали, ручками похлопали!
Остановка № 4: «Президент»
(на экране портрет)
Воспитатель: Скажите, кто управляет нашим государством? (Президент)
- Как его зовут? (Владимир Владимирович Путин)
- Вы правы, В.В.Путин уже много лет управляет страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надежного человека. Посмотрите на портрет нашего президента В.В.Путина.
Показ портрета президента России.
Президент России имеет большие полномочия и обладает огромной властью! Все дела президента очень важны, они определяют нашу жизнь! Президент вникает и в жизнь простых людей. Интересуется их зарплатами, здоровьем, жильём, количеством детей в семьях, образованием, культурой. Проблемная ситуация «Качества президента» Как вы думаете, какими качествами должен обладать президент для того, чтобы выполнять свои обязанности хорошо? (быть сильным, внимательным, ответственным, находчивым и т.д.). Наш президент, Владимир Владимирович Путин, много знает и обладает широким кругозором, любит читать книги и занимается охраной редких животных. Быть всегда в хорошей форме, поддерживать здоровье на должном уровне помогает президенту спорт. Он занимается восточными единоборствами, мастер спорта по дзюдо и самбо, умеет управлять мотодельтапланом, самолётом, любит аквадайвинг. Любит Путин на лыжах и коньках прокатиться: и просто так, и в хоккей сразиться. Как и любого человека, у президента есть свои увлечения. У него есть коллекция географических карт и почтовых марок с изображениями выдающихся людей. Наш президент любит слушать разную музыку, и сам умеет играть на рояле.
Ребята, а если бы вы были президентом страны, то что бы вы сделали, какие законы придумали? ( Детям дать микрофон и послушать их ответы)
(Находим с ребятами ещё один лепесток, ребёнок прикрепляет лепесток на доску)
(Едем дальше, звучит музыка: «Шум двигателя едущего автобуса»).
Остановка № 5: «Россия - страна мастеров»
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
- Ребята, я предлагаю вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства русских мастеров.
Отгадайте загадки:
Эта роспись просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком… (Гжель) показ полотенца и прихваткиВыросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке… (Хохлома) рассматривание картинок- Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это?.. (Матрёшки)
- Правильно, ребята. Матрешка - это тоже символ России. Так, где же Родина нашей матрешки? (В России)
Верно! Вот и помогли мы матрешке обрести свою Родину. Россия - это и наша Родина тоже. Ребятки, какие вы молодцы! За верные ответы и активное участие вам подарочки: МАТРЁШКИ - РАСКРАСКИ! Раскрашивайте с радостью и на свой вкус! (воспитатель раздает шаблоны матрешки наносим салфеткой нетрадиционный рисунок монотипия гуашью).
(Находим с ребятами ещё один лепесток, ребёнок прикрепляет лепесток на доску).
Поехали дальше!
Остановка № 6: «РОДИНА»
Катя рассказывает стихотворение:
Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колосится.
Много у Родины общего с мамой
Самой красивой, ласковой самой!
Так и должно быть: что дорого нам:
Напоминает всегда наших мам!
- Россия - наша Родина. Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)
Давайте теперь поиграем, я буду говорить начало, а вы будет продолжать…
Наша страна называется - Россия.
Граждане России, т.е. мы с вами - Россияне
Столица России город - Москва
Давайте все вместе ей скажем «Ура».
А наш город называется - Карасук
Скажем ей тоже скажем дружней «Ура Карасук!»
Родина - место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна.
Рассматриваем достопримечательности Новосергиевки (картинки)
Правильно, мы живём В городе Карасук. Карасук - это наша малая Родина.
- Ой! Я, кажется, заметила последний лепесток. Ура! Давайте отдадим нашей Ромашке.
Прикрепляем последний лепесток к Ромашке. (Меняем желтую «грустную» серединку на «улыбающуюся» и читаем с детьми, что нам говорит Ромашка).
- Ромашка любит город Карасук, потому, что она здесь выросла. Карасук - это и её Родина тоже. Ребятки, а вы любите свою Родину? (Да!)
(Воспитатель достает обруч, на нем завязаны разного цвета ленточки и предлагает детям развязать одну и ответить на вопрос: за что я люблю свою Родину).
Ответы детей: (за то, что она самая большая; самая красивая; за то, что здесь живу; за то, что здесь живет моя мама…..)
- О! тогда вас можно назвать юными патриотами.
Патриот - это человек, который любит свою Родину.
Пора в дорогу собираться,
Обратно в садик отправляться.
Под музыку на автобусе дети едут обратно.
Исполняется песня «Родине спасибо»
Вот и закончилась наша игра-путешествие. Надеюсь, что вам оно понравилось. Вы вспомнили, а может, и узнали что-то новое о нашей Родине. Вы сегодня были - большие молодцы! Что вам понравилось, запомнилось в нашем путешествии? Чтобы вы хотели повторить, чем вы поделитесь вечером с мамой. Ребятки, любите свою Родину и гордитесь ею!!!
Рефлексия: кому мы сегодня помогали? что узнали интересного? Что вам запомнилось? Где испытывали трудности?