Качество образовательных результатов современного школьника оценивается через его функциональную грамотность - это метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.
Компьютерная функциональная грамотность - это умение находить информацию в сети интернет, пользоваться электронной почтой, создавать и распечатывать тексты, работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью. Следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результат своей деятельности;
- использовать продуктивные формы групповой работы;
- обеспечить переход от фронтальных форм обучения к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося.
В настоящее время широко используется понятие «Цифровые образовательные платформы», «цифровые образовательные инструменты», «цифровые образовательные ресурсы».
Все это создано для формирования и оценки функциональной грамотности.
Актуальность проблемы заключается в том, что быстрый темп современной жизни, постоянные изменения в информационном обществе, не всегда своевременно позволяют изменять, дополнять учебный материал с помощью «бумажного» учебника, а разработанные электронные средства обучения предоставляют возможность несложного оперативного тиражирования. Данное утверждение основано, прежде всего на возможности динамичного изменения, дополнения содержания электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науки, культуры и т.п.
Информационно содержательное обеспечение включает две группы ЦОР:
1. Информационные источники. На уроках информатики часто используется этот материал:
а) Тексты специальных словарей, энциклопедий, тексты из научной литературы.
б) Статистические изображения. Динамические изображения, кино-, видеофрагменты.
в) Мультимедиа среды. Информационно-справочные источники, практикумы, тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия, виртуальные экскурсии и т.д.
2. Информационные ресурсы. Информационные средства обеспечивающие работу с информационными источниками.
Так же целесообразно отметить, что на уроках информатики используются следующие виды ЦОР по образовательно-методическим функциям:
1) Электронные учебники:
- Прототипы традиционных учебников;
- Предметные обучающие системы;
- Предметные обучающие среды.
2) Электронные учебные пособия:
- Тренажеры;
- Репетиторы;
- Игровые;
- Справочники;
- Контролирующие.
3) Электронные учебно-методические комплексы:
- Програмно-методические комплексы;
- Учебно-методические среды;
- Инновационные УМК.
4) Электронные издания контроля:
- Тесты;
- Тестовые задания;
- Методические рекомендации по тестированию;
- Инструментальные средства.
Заслуживает внимания и такой аспект, как классификация ЦОР по типу информации:
- ЦОР с текстовой информацией (учебные пособия, справочники, энциклопедии, нормативно-правовые документы, числовые данные).
- ЦОР с визуальной информацией (иллюстрации, портреты, фотографии, видеофрагменты процессов и явлений, видеоэкскурсии, демонстрация опытов, моделей, схемы, диаграммы, формулы, карты).
- ЦОР с комбинированной информацией.
- ЦОР с аудио- и видеоинформацией.
- Интерактивные модели.
- ЦОР со сложной структурой (учебники, учебные пособия, первоисточники, энциклопедии).
Таким образом, использованное ЦОР ориентирует на формирование и оценку функциональной грамотности на уроках информатики и способствует развитию интеллектуального потенциала не только за счет овладения содержанием, но и по средствам обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а так же, что особенно важно, формирует способность самостоятельно отыскивать путь к новым знаниям.