Использование цифровых образовательных ресурсов для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках информатики

Разделы: Информатика


Качество образовательных результатов современного школьника оценивается через его функциональную грамотность - это метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.

Компьютерная функциональная грамотность - это умение находить информацию в сети интернет, пользоваться электронной почтой, создавать и распечатывать тексты, работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью. Следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результат своей деятельности;
  • использовать продуктивные формы групповой работы;
  • обеспечить переход от фронтальных форм обучения к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося.

В настоящее время широко используется понятие «Цифровые образовательные платформы», «цифровые образовательные инструменты», «цифровые образовательные ресурсы».

Все это создано для формирования и оценки функциональной грамотности.

Актуальность проблемы заключается в том, что быстрый темп современной жизни, постоянные изменения в информационном обществе, не всегда своевременно позволяют изменять, дополнять учебный материал с помощью «бумажного» учебника, а разработанные электронные средства обучения предоставляют возможность несложного оперативного тиражирования. Данное утверждение основано, прежде всего на возможности динамичного изменения, дополнения содержания электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науки, культуры и т.п.

Информационно содержательное обеспечение включает две группы ЦОР:

1. Информационные источники. На уроках информатики часто используется этот материал:

а) Тексты специальных словарей, энциклопедий, тексты из научной литературы.

б) Статистические изображения. Динамические изображения, кино-, видеофрагменты.

в) Мультимедиа среды. Информационно-справочные источники, практикумы, тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия, виртуальные экскурсии и т.д.

2. Информационные ресурсы. Информационные средства обеспечивающие работу с информационными источниками.

Так же целесообразно отметить, что на уроках информатики используются следующие виды ЦОР по образовательно-методическим функциям:

1) Электронные учебники:

  • Прототипы традиционных учебников;
  • Предметные обучающие системы;
  • Предметные обучающие среды.

2) Электронные учебные пособия:

  • Тренажеры;
  • Репетиторы;
  • Игровые;
  • Справочники;
  • Контролирующие.

3) Электронные учебно-методические комплексы:

  • Програмно-методические комплексы;
  • Учебно-методические среды;
  • Инновационные УМК.

4) Электронные издания контроля:

  • Тесты;
  • Тестовые задания;
  • Методические рекомендации по тестированию;
  • Инструментальные средства.

Заслуживает внимания и такой аспект, как классификация ЦОР по типу информации:

  1. ЦОР с текстовой информацией (учебные пособия, справочники, энциклопедии, нормативно-правовые документы, числовые данные).
  2. ЦОР с визуальной информацией (иллюстрации, портреты, фотографии, видеофрагменты процессов и явлений, видеоэкскурсии, демонстрация опытов, моделей, схемы, диаграммы, формулы, карты).
  3. ЦОР с комбинированной информацией.
  4. ЦОР с аудио- и видеоинформацией.
  5. Интерактивные модели.
  6. ЦОР со сложной структурой (учебники, учебные пособия, первоисточники, энциклопедии).

Таким образом, использованное ЦОР ориентирует на формирование и оценку функциональной грамотности на уроках информатики и способствует развитию интеллектуального потенциала не только за счет овладения содержанием, но и по средствам обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а так же, что особенно важно, формирует способность самостоятельно отыскивать путь к новым знаниям.