Актуальность темы не нуждается в дополнительных комментариях и обусловлена общечеловеческими ценностями. Общение - необходимое условие существования человеческого сообщества, осознание себя частью целого!
Второй компонент,"online", мы понимаем, как способ объединиться, преодолеть временные и пространственные преграды, он также обусловлен необходимостью использования современных цифровых технологий в быстро меняющемся мире.
Современный человек, если он желает быть таким, просто обязан чувствовать себя как дома в так называемой «виртуальной реальности». В свою очередь то, как мы пользуемся новыми технологиями, сможем ли применить их себе во благо, зависит как от уровня компьютерной и технической грамотности, так и от нашего кругозора, образования и эрудиции. Поэтому так важно уделять внимание культуре обращения с интернетом, воспитывать её уже с детства.
Новые понятия и термины: цифровое гражданство, информационные технологии, виртуальный мир и т.п. - стремительно ворвавшись в нашу жизнь, уже стали неотъемлемыми реалиями процесса образования. Эпоха пандемии также внесла коррективы в обучение: Zoom, MS Teams революционизировали образовательные технологии. Из ставших привычными форм обучения родились новые, оказавшиеся более эффективными в современных условиях. Эти преобразования затронули и преподавание иностранных языков, ведь развитие коммуникативных навыков предполагает общение во всем многообразии его форм.
Мы поделимся практическим опытом обучения школьников межкультурному пониманию в контексте глобального и цифрового гражданства через одну из форм, которую мы применяем на своих уроках иностранных языков, а именно - онлайн-общение с партнерами из разных регионов, и покажем, насколько действенным и полезным он является для повышения качества образования.
Цифровое гражданство в преподавании подразумевает не только работу на уроке с применением гаджетов, но и знание цифрового этикета, умение правильно выстроить коммуникацию, а в нашем случае еще и владение иностранным языком и использование его для общения.
E-Mail-проекты, которые проводились в нашей школе с 2001 года не являются единственным направлением в преподавании языков, но играют важную роль как в предметном обучении - тренировка навыков письма, так и незаменимы для развития междисциплинарных навыков. Единственное условие для проведения проекта, - чтобы в школах-партнерах изучался тот же иностранный язык, причем учащиеся не обязательно должны быть носителями языка. Школы-партнеры могут находиться и в одной стране, и даже в одном городе, но, конечно, гораздо интереснее, если они расположены в отдаленных регионах. Инициатором проекта являются учителя, они находят коллег-единомышленников и подбирают группы, подходящие по возрасту и численному составу. Перед школьниками ставится задача вести переписку на иностранном языке, познакомиться с партнерами и узнать как можно больше о культуре региона или страны, иными словами, провести исследование со всеми необходимыми этапами, включающими постановку задачи, разработку плана, анализ результатов.
За все годы проведения данного проекта нашими партнерами стали более 30 школ. Причём, не только мы получаем информацию о партнёрах, но и они узнают о нашей школе и нашем городе, что способствует взаимопониманию и дружеским отношениям между школьниками, живущими в разных уголках земли.
Каждый проект совершенно неповторим, это и неудивительно: начиная общение, мы настраиваемся на «новую волну», стараемся понять, осознать непривычное, учимся быть толерантными. По ходу проекта возникают разнообразные формы и идеи: от обмена поздравительными открытками к праздникам до совместного чтения и драматизации произведений на языке оригинала.
Мы учимся не только иностранному языку, но и привыкаем к лексике, которая используется в виртуальном мире, и к особенностям общения в сети. Так, ребята с большим энтузиазмом пишут письма и с нетерпением ждут ответа.
После завершения проекта был проведен небольшой опрос. Во всех анкетах, не сговариваясь, школьники отмечают, что участвовать в виртуальной переписке «очень интересно». Чем же их привлекает такая формы учебной деятельности?
«Очень интересно общаться со сверстниками из других городов, узнавать о них что-то новое», - это наиболее часто повторяющееся мнение.
«Общаться, не видя человека, - в этом есть что-то особенное. Оказывается, даже через переписку, можно узнать и понять его!»
Конечно, для многих привлекательна новизна, необычная форма урока:
"Меня это очень заинтересовало, так как мы раньше никогда не участвовали в подобных проектах. К тому же, я просто люблю компьютер, и мне гораздо интереснее на уроке, когда мы работаем online."
В начале проекта обязательно должна присутствовать интрига: каждая группа подготавливает мини викторину о своем городе, ее нужно разгадать, чтобы узнать, откуда родом партнеры. Следующим этапом является самостоятельное составление профиля, который необходим, чтобы каждый участник мог найти себе друга по интересам.
Студенты всегда с особой тщательностью выбирают партнеров, и всегда отмечают, что «сделали хороший выбор».
Учитывая, что иностранный язык не является родным, на первый взгляд может показаться, что для свободного общения не хватит знаний. Но ребята так увлекаются, что порой удивляются, насколько они хорошо владеют языком. Во всяком случае контрольная работа по иностранному языку в жанре «письмо другу», а также письменная часть экзаменов ОГЭ и ЕГЭ уже не представляют большой проблемы. Таким образом достигаются образовательные цели, ведь проекты имеют практическую направленность.
Возможность учиться языку в новой увлекательной форме осознали и оценили многие участники проекта:
«Мне этот проект очень понравился, так как я узнала больше новых слов, научилась писать письма, поняла структуру письма».
«Мне было приятно, что мы с моим партнером примерно на одном уровне знаем иностранный язык. В процессе переписки мы познаем язык, на котором общаемся и постигаем культуру страны».
Некоторых студентов вопрос о том, какие трудности пришлось преодолевать, заставил критично отнестись к своим знаниям и «подналечь на иностранный язык»:
«Если не знаешь слов, то трудно выразить свои эмоции».
«Трудность только одна - слишком долго мы ждали ответа». Действительно, несмотря на скорость электронной почты, приходится проявлять терпение, ведь проекту отводится строго определённое время.
С развитием новых технологий возникают новые формы общения, такие как видеоконференции и голосовые сообщения, которые также можно эффективно использовать в образовательных целях. Еще одним опытом, которым мы хотим поделиться стал разговорный клуб, давший возможность общаться в реальном времени и компенсировать отсутствие практики живого общения.
Посредством регулярных видеоконференций студенты обменивались информацией о культуре своего региона, вели диалоги по интересам, готовили викторины.
Отдельно хочется отметить активную роль самих студентов, которые с радостью поддержали идею проекта, принимали самое активное участие в выборе тем общения, форм проведения встреч и предложивших использование различных приложений для осуществления других видов коммуникаций помимо конференций по Zoom. Так родилась идея обмена видео-открытками о школах, письмами на изучаемых языках, викторинами. Было использовано большое количество приложений, видео и фоторедакторов для монтажа снятых видео, накладывания звука, редактирования изображений.
«Этот проект учит двум вещам: мы учимся общению и учим язык», - абсолютно точно подводят итоги участники проектов.
Таким образом, использование современных технологий является не только необходимостью, но и невероятно мотивирует школьников активно включаться в процесс, участвовать в подготовке уроков наравне с учителем, внедряя и предлагая использование различных ресурсов и технологий для успешной коммуникации онлайн. Виртуальное общение нередко перерастает после их окончания в настоящую дружбу, некоторые студенты уже обменялись личными адресами и поддерживают связь через мессенджеры и соцсети.
В заключение хотелось бы отметить, что возможности проектов, основанных на виртуальном общении, далеко не исчерпаны. Перспективным направлением нам представляется использование электронных ресурсов, таких как обучающие приложения. Они предоставляют большой выбор упражнений для отработки различных видов речевой деятельности, при этом позволяют сэкономить время на поиск партнеров по переписке. Они дают возможность задать вопрос в режиме online, получить рекомендации и обратную связь. А также все большую популярность приобретает использование искусственного интеллекта в обучении; который дает возможность практики языкового общения, но конечно, не может заменить настоящего собеседника.