Цели:
- развитие эмоционального интеллекта и творческих способностей учащихся через понимание русской поэзии;
- активизировать творческое прочтение художественной литературы на тему «Осень»;
- развивать читательский интерес и эстетический вкус;
- работать над выразительным чтением;
- воспитывать любовь к природе, поэзии, художественному слову;
- воспитывать читательский вкус и умение воспринимать художественное слово.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знание базовых эмоций .
- Умение заучивать стихотворения.
- Умение находить правильные эмоции для выражения собственных чувств.
Метапредметные:
- Способность понимать и называть свои эмоции и распознавать эмоции другого человека. Знание способов экологичного выражения разных эмоций.
- Умение решать нестандартные литературные задачи, работать с ассоциациями и подтектом писателя в произведении.
- Умение презентовать свою работу перед группой, найти емкие и точные определения.
Личностные:
- Развитие эмоционального интеллекта учащегося.
- Взращивание гуманистических ценностей и интереса к внутреннему миру человека.
Оформление:
- плакат «Славная осень»;
- выставка рисунков «Осень, осень, осень…»;
- «Листья осени», шары, плакат с указанием и названием мероприятия.
Оборудование: компьютер.
Музыкальное сопровождение: мелодии, песни об осени.
(Видеофрагмент «Осенний блюз»)
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Природа часто была предметом восхищения, изображения, мощным вдохновения. Очень часто человек стремится выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней.
Ведущий ребенок (старшеклассник): Мы сегодня собрались, чтобы порадовать друг друга умением рассказывать стихотворения и возможно среди вас найдутся те, кто делает это особенно хорошо. Стихи сегодня прозвучат очень разные, но все посвящены одному времени года. Какому? Вы узнаете, отгадав загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
- Правильно, это - осень. Она дарит нам необыкновенную красоту.
Учитель. Нашу программу мы назвали «В гостях у русской поэзии». Сегодня услышим стихи об осени. Они звучат в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов. Можно вспомнить А.С.Пушкина с его особым отношением к осени, много других русских поэтов, в творчестве которых природа занимала немалое место - Фет, Тютчев, Баратынский, Есенин, Пушкин, Блок.
Осень - самое живописное время года. Она радует нас своими красками. Когда выдаются ясные и тихие дни, в душе каждого, кто встречается с природой, поселяется покой и тихая радость. Мы будем любоваться чудесными картинами осенней природы, учиться видеть прекрасное во всём, что окружает нас, слушать стихи, которые вы приготовили к этому празднику. Ребята, я предлагаю поиграть. Я говорю предложение, а вы хлопаете, если всё верно и топаете если неверно.
- осенью дети надевают панамки, шорты, сандалии
- осенью птицы улетают на юг
- осенние месяцы: февраль, март, июнь.
- осень погода ясная, солнечная и тёплая
- А какие приметы осени вам известны? - Я говорю предложение, а вы подбираете противоположные по смыслу слова.
- солнце светит ярко (тускло)
- редко идёт дождь (часто)
- листья распускаются (опадают)
- дни стали длиннее (короче)
- дует тёплый ветер (холодный)
Дети читают стихи
Учитель. Действительно, как можно не любить осень? Летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы. Фея осень нарядила ясень и клёны в жёлтое, осинки в красное платье, разрумянила их, как спелые яблоки, берёзкам вплела золото в кудри, а могучий дуб словно заковала в медную броню. Осень - самое красивое время года, хотя от неё порой и веет нежной грустью и печалью. И тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту этой поры.
(Видеосюжет «Осень»)
Дети читают стихи
Ведущий ребенок (старшеклассник): Кружась в воздухе, падают пожелтевшие листья: этот спускается парашютиком, тот - мотыльком. Начался листопад. Листья падали и падали, косо ложась на сырую землю и создавая мягкий ковёр. Хорошо идти, шурша листьями, вдыхая пряный воздух. Тишина в природе и на душе…
Учитель. А теперь мы поиграем.
Викторина «Продолжи строчку»
Предлагаю вам небольшую стихотворную разминку.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает…
Когда это бывает? (осенью)
- О каком осенним месяце идёт речь в загадках.
Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
Наш конкурс мы назвали «Осенняя пора, очей очарованье!»
Мы будем любоваться чудесными осенними картинами, учиться видеть прекрасное в том, что нас окружает, слушать стихи, которые вы приготовили к этому дню. Тема осени звучит в произведениях многих писателей, например А.С.Пушкин.
Читает учитель
«Унылая пора! Очей очарованье!» Александр Пушкин (2 слайд)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Дети читают стихи
II. - Ребята, я предлагаю поиграть. Я говорю предложение, а вы хлопаете, если всё верно и топаете если неверно.
- сенью дети надевают панамки, шорты, сандалии
- осенью птицы улетают на юг
- осенние месяцы: февраль, март, июнь.
- осень погода ясная, солнечная и тёплая
- Осень бывает разная. Самая красивая - золотая осень. А почему так говорят-«золотая осень»? Многие поэты восхищались золотой осенью.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик).Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему … (штанишки).У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? … (Слон).Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался … (зайка).Я на уроке в первый раз, теперь я ученица.
Вошла учительница в класс - вставать или … (садиться).Красота! Красота!
Мы везём с собой … (кота).Тише, Танечка, не плач,
Не утонет в речке … (мяч).Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке … (лапу).
Ведущий (старшеклассник). Мне кажется, есть две осени. Одна - радостная и пышная, богатая урожаем, другая - невидная собой: идёт по лоскутьям преющей листвы под тихий плач дождя. Первую любят за щедрость, с какой она одевает нас своим богатством, а вторую, печальную, - не очень.
Дети читают стихи
Учитель. Чем яснее мы ощущаем приближение зимы, тем больше ценим последние погожие дни, лучи солнца, шелест листвы под ногами. Осень - это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, летящие блистающие нити паутины, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих на юг.
Дети читают стихи
Осенью все вокруг меняется, преображается, словно летнее тепло и зимние холода спорят, отстаивая свои права.
Дети читают стихи
Учитель. Федор Иванович Тютчев - художник слова, его не могла оставить равнодушным удивительная красота осенней природы. С уходом лета мы начинаем ценить и редкий солнца луч, и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы, лучше каждых слов убеждают ценить каждую секунду все ускоряющихся дней осени.
Дети читают стихи
Ведущий (старшеклассник). Итак, мы прослушали стихи об осени русских поэтов.
Приглашаем всех участников выйти снова.
Давайте поблагодарим их за прекрасное выступление дружными аплодисментами!
Учитель.
Любите поэзию, милые дети,
Пусть будет красивою речь.
Стихов приоткроем сегодня секреты,
Мы в сердце поэтов будем беречь!
Большое всем спасибо.
Подведение итогов конкурса
Вручение подарков и грамот.
Рефлексия: Использование методик «Подари движение», «Радуга эмоций».