Цель урока: создание условий для получения знаний об особенностях семейств класса двудольных растений.
Задачи:
- Обучающие: формирование знаний об особенностях семейств Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые и Сложноцветные;
- Развивающие: развитие познавательного интереса обучающихся, формирование умения логически мыслить, анализировать, делать выводы;
- Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к родной природе, формирование экологической культуры.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы работы: беседа, частично-поисковый, проекта.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник, распечатанные материалы приложений, гербарный материал, раздаточный материал кейсов, рабочий лист.
Ход урока
Добрый день, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о систематике растений. Давайте вспомним, о какой группе растений мы говорили на прошлом уроке. (фронтальная работа)
- Какие особенности имеют представители голосеменных ратений?
- А сейчас посмотрите, пожалуйста, на данный рисунок (Приложение 1). Как вы думаете, какую группу растений мы сегодня будем изучать?
- Почему вы так считаете?
- Какое другое название отдела? И почему?
- Ребята, какие два класса растений отдела Покрытосеменных мы знаем? (двудольные и однодольные)
Давайте для начала проверим ваши знания. Распределите, пожалуйста, признаки растений между данными классами (Приложение 2). (По очереди работают у доски, распределяя признаки по классам Однодольные и Двудольные растения)
Мы с вами хорошо знаем признаки однодольных и двудольных. Давайте попробуем найти лишнее изображение среди предложенных растений (Приложение 3).
Молодцы, мы отнесли к одному классу, к классу двудольных, такие растения как земляника лесная, одуванчик лекарственный, паслен черный и сурепку обыкновенную.
- Теперь вспомним, какая таксономическая категория идет за классом?
- А сейчас еще раз обратимся к рисунку, который мы уже видели, (Приложение 1) на нем изображены представители двудольных растений. Но можем ли мы их все отнести в одно семейство и почему? (нет, потому что они имеют разное строение цветка)
Правильно, у них одинаковый тип корневой системы, жилкование, но строение цветка разное.
Итак что мы знаем? (классы растений, отличительные признаки класса)
Что хотим узнать? (чем они отличаются представителей разных семейств)
Таким образом, как мы назовем тему сегодняшнего урока.
Тема урока: «Семейства класса двудольные»
Цель урока: Знакомство с отличительными признаками и многообразием растений семейств класса Двудольных.
Задачи: Найти различия между растениями класса двудольных растений.
Открываем учебник (п.25, стр132), в рабочих листах (Приложение 4) записываем сегодняшнее число и тему урока.
Как мы с вами уже заметили, один из основных признаков, по которому одно семейство отличается от другого - строение цветка. Кратко записать особенности строения цветка поможет формула цветка - это условное обозначение строения цветка с помощью букв, цифр и знаков. (Запись определения в рабочий лист). Символы, которые используются для записи формулы цветка представлены в ваших рабочих листах. Давайте разберем их.
Двудольные самые многочисленные среди цветковых. Их насчитывается более 108 тысяч видов. Многие из них имеют важное хозяйственное значение.
По учебнику найдите пожалуйста, на какие семейства делится класс двудольные (пасленовые, мотыльковые(бобовые), крестоцветные, розоцветные, сложноцветные).
На этом уроке вы будете работать в парах. Каждой паре достанется по одному семейству класса двудольных растений. У вас на партах имеется учебники и раздаточный материал (Приложение 5). Используя информацию из разных источников вы должны изучить каждый свое семейство и заполнить таблицу по плану:
- Видовой состав (сколько видов).
- Признаки семейства (строение цветка и формула цветка, тип плода и соцветия).
- Представители.
Результаты своей деятельности по плану будете озвучивать у доски. (Работа в парах по характеристике семейства и заполнению таблицы. После самостоятельной работы каждая пара выступает с описанием своего семейства, остальные внимательно слушают товарища и заполняют соответствующие строки таблицы в рабочих листах).
Закрепление
Предлагаю еще раз обратиться к растениям, с которых мы начали наш урок и уже определить, к каким семействам они относятся.
Домашнее задание на выбор
- изучить § 25, ответить на вопр с. 1-5, стр 137,
- дополнительно: составить по семействам класса двудольных растений викторину до 10 вопросов.
Благодарю за сотрудничество! (Оценки за урок)