Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: Творческо-познавательный.
Участники проекта: Воспитатели, воспитанники, родители.
Цель: Создать благоприятную атмосферу в группе для детей в адаптационный период. Помочь детям положительно настроиться на приход в сад, воспитать положительное отношение к воспитателю, детям.
Задачи:
- Вызвать положительные эмоции от встречи с педагогом и детьми группы;
- Способствовать развитию творческих способностей (творческого воображения, упражнять детей в сочинительстве);
- Продолжать учить детей видеть красоту окружающего мира, эмоционально реагировать;
- Продолжать учить детей начинать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я хочу сказать, я думаю);
- Развитие речи и мелкой моторики рук.
- Вызвать у детей желание делиться интересной, новой информацией, знаниями со взрослыми и сверстниками.
- Внедрение технологии «Утро радостных встреч».
Актуальность: Дошкольный период - самый главный возрастной этап в жизни человека. А детский сад то место, где дети дошкольного возраста находятся большую его часть. И от того насколько качественно созданы условия образовательной среды зависит эмоциональное, социально- коммуникативное и интеллектуальное развитие каждого ребѐнка. Радостно и содержательно прожить период детства - главная задача всех взрослых: педагогов и родителей.
Каждый ли ребенок идет с желанием в детский сад? Испытывает ли он проблемы при утреннем посещении группы? Несомненно, какой-то процент родителей ответит на этот вопрос положительно: да бывают случаи, когда этого желания у детей нет, ребенок капризничает, плачет, высказывает протест и не желает идти в детский сад. Проблема такая существует. Как ее решить, как сделать приход ребенка в детский сада более мягким и комфортным, а родителям создать спокойный день на работе? Несомненно, надо создать такие условия, и в этом нам поможет реализация данного проекта.
Освоение детьми дошкольного возраста окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но и в тесном контакте с предметами и объектами окружения. Ребенок действует - и получает знания, набирает опыт, формирует свое отношение к происходящему. Каждый ребенок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. В этом смысле «Утро радостных встреч» в группе - время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других, по их словам, и делам. Это время и место естественного формирования ключевых компетентностей.
«Утро радостных встреч» - это встреча каждый день. До завтрака воспитатель и дети рассказывают друг другу о том, как они провели предыдущий день, делятся своими переживаниями и впечатлениями, строят планы. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями.
Новизна проекта состоит в том, что данный проект направлен на внедрение технологии «Утро радостных встреч», через знакомство с различными героями, через коммуникативные игры и речевые настройки воспитателя. Это позволяет еще с первых минут посещения детского сада окунуться в специально созданную педагогами образовательную среду, способствующую эмоциональному подъему, возникновению желания окунуться в эту среду и познать неизведанное.
Планируемый результат: Сформировать коммуникативные навыки и умение радоваться и сопереживать, сочувствовать своим товарищам. Будут развиваться групповые и межличностные отношения, сплоченность в группе, уверенность в себе. Улучшатся взаимоотношения детей между собой и со взрослыми. Успешная адаптация.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
- Формулировка цели и задач проекта.
- Изучение литературы.
- Составление плана.
- Составление картотеки.
- Выбор и изготовление героев.
Основной этап
Структура утренних встреч
1. Приветствие детей педагогом детей (беседа или речевая настройка) - 1-2 мин.
Цель речевых настроек - создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищѐнности. Основное предназначение речевых настроек - установки на хорошее настроение. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чѐм он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.
2. Коммуникативная игра (игра-приветствие). Игра с героем: собака Булька, Тотошка, Смайлики - 2-5 мин.
3. Рассказ о предыдущем дне (самое интересное, 3-4 предложения) - 10 мин.
4. Артикуляционная гимнастика или пальчиковая игра.
5.Планирование дня - 5-12 мин.
Реализация проекта
1. - Приветствие. Беседа.
Тема: «Правила поведения в детском саду», «Слова-приветствия», «Вежливые слова», «Правила поведения за столом», «Что такое чистым быть? Руки чаще с мылом мыть»
Коммуникативные игры:
- Игра с мячом
- «Как тебя зовут?»,
- «Давайте поздороваемся»,
- «Раздувайся наш пузырь»,
- Игра с бубном «В гости к нам пришел»,
- «В гости к нам пришла собака»
2. - Приветствие. Беседа.
Тема: «Как я провел выходные?», «Какие бывают игрушки?», «Правила общения со сверстниками и взрослыми», «Мои любимые игрушки», «Мы чистюли»
Коммуникативные игры:
- «Придумывание истории»,
- «Да- да-да, нет-нет-нет»,
- «Круг друзей»,
- «Трон дружбы»
Пальчиковые игры:
- «Мальчик пальчик»,
- «Зайчик ежик»,
- «Улитка», «Капуста»,
- «Две сороконожки»
3. - Приветствие. Беседа.
Тема: «Мое настроение», «К нам осень пришла», «Я твой друг и ты мой друг», «Чего нельзя делать в саду?», «Уроки доброты»
Коммуникативные игры:
- «Мой дружочек»,
- «Поздороваемся»,
- «Дружные ребята»,
- «Улыбка»,
- «Найдем дружочка»
Артикуляционная гимнастика:
- «Вкусное варенье»,
- «Часики»,
- «Футбол»,
- «Лошадка»,
- «Чистим зубы»
4. - Приветствие. Беседа.
Тема: «Бережное отношение к труду», «Кто работает в детском саду», «Назови соседа ласково», «Мальчики и девочки», «Нечаянно и нарочно»
Коммуникативные игры:
- «Узнай по описанию»,
- «Хорошо - плохо»,
- «Угадай настроение»,
- «Давай помиримся»,
- «Дружба начинается с улыбки»
Пальчиковые игры:
- «Жук»,
- «Капусту рубим»,
- «Мотор»,
- «Пальчик мальчик»,
- «Дружные ребята»
5. - Приветствие. Речевая настройка. Беседа.
Тема: «Что вы знаете об овощах и фруктах?», «Здоровая еда», «Как вести себя на улице во время прогулки?», «О хороших привычках», «Что такое дружба?»
Игры приветствия:
- «Клубочек»,
- «Доброе животное»,
- «Минутка вхождения»,
- «Рукопожатие»,
- «Мячик»
Артикуляционная гимнастика:
- «Язычок на прогулке»,
- «Парус»,
- «Маляр»,
- «Лягушка и слоник»,
- «Киска сердится»
6. - Приветствие. Речевая настройка. Беседа.
Тема: «В лес пойдем и грибочки соберем», «Какие ягоды вы знаете?», «Как вести себя за столом и обращаться со столовыми приборами?», «Зачем ходят в лес?», «Правила общения со взрослыми»
Коммуникативные игры:
- «Эхо»,
- «Паровозик с именем»,
- «Радостная песенка»,
- «О хорошем расскажи»,
- «Мне нравится в тебе»
Пальчиковые игры:
- «Цепочка»,
- «За работу»,
- «Семья»,
- «Лошадка»,
- «Три богатыря»
7. - Приветствие. Речевая настройка. Беседа.
Тема: «Когда кговорим спасибо?», «Погода за окном», «Как правильно ухаживать за одеждой?», «Золотая осень», «Будь добрее»
Игры приветствия:
- «Цветок»,
- «Доброе утро»,
- «Ладошки»,
- «Закройте глаза»,
- «Все здесь!»
Артикуляционная гимнастика:
- «Комарик»,
- «Гармошка»,
- «Ежик и цветы»,
- «Грибок»,
- «Дятел»
8. - Приветствие. Речевая настройка. Беседа. Тема: «Какие бывают птицы?», «Птицы летят на юг», «Строение птиц», «что такое аккуратность?», «Хорошее настроение»
Коммуникативные игры:
- «Что я люблю»,
- «Эстафета дружбы»,
- «Подарок»,
- «Волшебный круг»,
- «Эстафета передачи волшебного камня»
Пальчиковые игры:
- «Шарик»,
- «Флажки»,
- «Печем блины»,
- «Фонарики»,
- «Моем руки»
9. - Приветствие. Речевая настройка. Беседа.
Тема: «Где мы живем?», «Народы разных стран», «Москва - столица нашей родины», «Что такое Родина?», «День народного единства»
Коммуникативные игры:
- «Свет солнца»,
- «Посмотрите на нас»,
- «Ладошка к ладошке»,
- «Доброе солнышко»,
- «Здравствуй мир»
Артикуляционная гимнастика:
- «Лягушка»,
- «Змея»,
- «Слон»,
- «Расческа»,
- «Шарик»
Работа с родителями:
- Консультации для родителей по теме: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка».
- Беседы, речевые настройки.
Выводы: В процессе реализации данного проекта у детей стали сформироваться первичные навыки вежливого, доброжелательного общения. Дети стали включаться в разговор и поддерживать общение. Внимательно слушать, проявлять интерес к высказываниям других. Учиться договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности. Начинать утро в группе с приветствия, «Минута вхождения в день» или «Утро радостных встреч» это стало традицией в нашей группе. Что поспособствовало формированию внимательного отношения детей друг к другу, повышению эмоционального фона и созданию благоприятного психологического климата в группе.
Используемая литература
- Коллин Бейн «Доброе утро!» «Мы рады, что ты здесь!».
- Утро радостных встреч: (метод.пособие) /Лидия Свирская. - М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010.