Хорошее дело навык, он дает душе человека - ритм,
помогает шагать нужным темпом, как в марше.
(Мария Пуйманова)
Soft Skills - гибкие или мягкие навыки - сравнительно новое понятие в сфере профессиональных компетенций и представляет собой комплекс умений, связанных с личностными качествами человека. Чтобы добиться успеха в жизни, нужно обладать многими гибкими навыками - ладить с коллегами и клиентами, работать в команде, научиться планировать свое время, успешно проводить встречи, убедительно доносить свою точку зрения, справляться со стрессом и выгоранием, научиться выступать перед аудиторией с презентациями.
Гибкие навыки закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. По мнению ученых гибкие навыки - это 85% успеха человека в выбранной им профессии.
Специалисты считают, что для того, чтобы найти свое место в будущем, нужно развивать и использовать такие гибкие навыки, как коммуникация; критическое мышление; управление проектами, людьми и собой; наставничество и менторинг; решение проблем; принятие решений; эмоциональный интеллект; ненасильственное общение; управление знаниями; экологическое мышление; самоанализ и саморефлексия.
Как помочь ребенку развивать некоторые навыки на уроках английского языка?
Для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка учитель должен создавать необходимые условия, содействующие раскрытию возможностей каждого ученика. Поскольку коммуникация - это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми, то ученикам нужно вести дискуссии на интересные им темы на английском языке, создавать сообщения, рассказы, характеристики литературных героев и исторических личностей, читать тексты различных жанров, подготовить устные презентации, играть в разные игры.
Дж.А.Браус и Д.Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Для развития критического мышления на уроках английского языка учитель может применить различные методические приемы: "BLOB's tree" (ученики оценивают свои знания по грамматическому или лексическому материалу на начало урока, размещают себя на «Blob's tree» и объясняют свой выбор); кластеры (ребята графически отображают информационное поле какой-то темы на ее основе составляют устное высказывание или пишут эссе); синквейн (творческий прием, позволяющий ученикам выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту в виде кратного стиха); инсерт (учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками, затем заполняют таблицу, в которую тезисно вносят сведения из текста).
Еще один мягкий навык - это управление проектами. Организовать путешествие, построить здание - везде нужны люди, которых объединяет идея и способы реализации проекта. Умение управлять проектом - важный и нужный навык для людей всех возрастов. Для развития этого навыка можно попросить ребят в небольших группах создать проект о ком-то или о чем-то, для создания которых им нужно будет обозначить цель, сроки, этапы выполнения. Их нужно научить представить их учебу в виде проекта. Помочь им оптимизировать ее. Вместе с этим можно развить навык приятия решений, который поможет быстро и с максимальной пользой достигать своих целей. Для развития этого навыка нужно научить ребят видеть максимальное количество вариантов, верно расставлять приоритеты в каждой конкретной ситуации и выбирать лучшее из возможного.
Управление знаниями и обучаемость - навык, который легко развить на уроках английского языка. Обучаемость - это способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни, чтобы решать повседневные задачи. Новая грамматическая тема и ее отработка в упражнениях, перевод слова, словосочетания, идиомы с использованием нужного словаря, составление текстов/диалогов по теме, тренировка заданий на говорение - все это помогает развивать навык управления знаниями.
Чтобы понятно доносить до человека информацию и добиваться своего, нужно обладать навыком ненасильственного общения. По мнению Е. Чапаряна ненасильственное общение не что иное, как определенный способ мышления и работа со своим вниманием. Развивая этот навык, дети учатся по-другому смотреть на свое привычное общение, слова и действия. Один из важных компонентов ненасильственного общения - это просьба. Нужно с помощью различных ситуативных диалогов на уроках и классных часах научить ребят четко и конкретно попросить одноклассников о нужном.
Наставничество имеет древнюю историю и присутствует в разных культурах по всему миру. В Древней Греции ученики (дискплосы) получали образование и воспитание от более опытных наставников (педагогов), которые сопровождали своих учеников на протяжении дня, учили их основам знаний и этикету. В стенах школы полезнее использовать вариант наставничества ученик-ученик. Театральная постановка, лингвострановедческие проекты отличный способ развития навыка наставничества. Ученик-наставник поможет составить план работы и следить за результатами. Он делится умениями и знаниями с менее сильными одноклассниками. Задача учителя - адаптировать проекты под интересы ребят и следить за их успехом.
Эмоциональный интеллект - комплекс навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а еще это способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Чтобы развивать эмоциональный интеллект, нужно научиться контролировать себя и принимать решения, основанные на наблюдениях. Нужно научить ребят развивать эмпатию по отношению к себе и другим людям. Ситуативные диалоги, небольшие театральные постановки, чтение рассказов, пьес с акцентом на чувства и их влияние на окружающих, обсуждение прочитанного, увиденного помогут учащимся научиться наблюдать за своими эмоциями и эмоциями других. На своем примере учитель может показать развитый эмоциональный интеллект - почаще хвалить ребят, прощать и забывать их ошибки, признавать свои ошибки, вдохновлять их на учебу, критиковать с акцентом на возможность что-то улучшать, помогать им и дать им всегда обратную связь.
Экологическое мышление - сформированное качество личности ученика, которое позволяет ему осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих. Ученик, обладающий таким мышлением, ответственно относится к своим действиям и мыслят позитивно в разных сложных ситуациях. Этот навык можно развивать с помощью увлекательных проектов и интересных заданий, выполнение которых позволяет учащимся увлечься процессом обучения и получать удовлетворения от результата. При невыполнении заданий в срок, учащиеся не паникуют, а преодолевают проблему.
Саморефлексия представляет собой самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности и помогает оценить свои действия, осознать их, принять решение. Нужно научить учащихся на каждом этапе урока/обучения ставить цели. Навык целеполагания поможет их формулировать и достигать нужного результата. Можно вести классный чат, классный дневник на английском языке, попросить ребят записывать туда впечатления за школьный день, попытаться анализировать свои поступки, провалы и достижения.
У каждого «мягкого» навыка свои критерии развития и уровни, соответственно, чем больше практики, тем лучше развиваются навыки.
Каждый может улучшить свои навыки с годами. (В.Вордсворд)
Литература
- https://rosuchebnik.ru/material/gibkie-navyki-zachem-ikh-razvivat-u-detey-i-kak-eto-delat/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
- https://skyteach.ru/2019/04/15/razvivaem-kriticheskoe-myshlenie-na-urokax-anglijskogo-yazyka/
- https://infourok.ru/tehnologiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-angliyskogo-yazika-3020097.html
- https://infourok.ru/ispolzovanie-kommunikativnoj-tehnologii-na-urokah-anglijskogo-yazyka-5057828.html
- https://trends.rbc.ru/trends/education/5e90743f9a7947ca3bbb6523#p1
- https://skillbox.ru/course/soft-skills-for-hard-times/?utm_source=advcake&utm_medium=cpa&utm_campaign=affiliate&utm_content=7d69da85&utm_term=46e3e18ab15011af4af3c1710ab41fa5&advcake_params=46e3e18ab15011af4af3c1710ab41fa5&sub1=softskills
- https://trends.rbc.ru/trends/education/5e90743f9a7947ca3bbb6523#p1
- Цитаты на тему «навыки»: 27 цитат (citaty.info)