Конспект урока по окружающему миру по теме "Растения в домашней аптечке"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: окружающий мир


Цель. Дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.

Задачи:

  • формирование представления о лекарственных растениях;
  • ознакомление с частями растений, которые используются в лечебных целях;
  • развитие познавательного интереса учащихся, умения приводить примеры лекарственных растений;
  • воспитание чувства бережного отношения к природе.

УУД:

Личностные:

  • понимать необходимость бережного отношения к природе;
  • проявлять позитивное отношение к одноклассникам

Регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • выполнять учебные действия по предложенному плану;
  • оценивать правильность выполнения заданий.

Познавательные:

  • понимать содержание текста, фиксировать полученную информацию в таблице;
  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке исследования

Коммуникативные:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
  • формулировать собственное высказывание, используя термины.

Оборудование: гербарии и фотографии лекарственных растений; карточки для групповой работы; электронная физкультминутка.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Ребята, кто-нибудь знает, что означает слово «здравствуйте»?

- Здра́вствуйте (здра́вствуй) - слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья. Так же, как и «Желаю здравия», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» - быть здоровым, благополучно существовать.

- Все ли из вас сегодня здравствуют, никто не болеет?

- Все здоровы, а вот одному участнику нашего урока не здоровится.

- А кто самый известный врач зверей в сказках? (Доктор Айболит)

- Ребята, приехал Доктор Айболит и выписал рецепт нашей больной.

- Где же мы возьмем все эти лекарства. ( Купим в аптеке)

- А что такое аптека? (Мнения детей)

- Аптека - это учреждение, в котором продаются или изготавливаются лекарства, лечебные средства.

3. Постановка проблемной ситуации. Подведение к теме урока

- А где мы должны хранить купленные лекарства? (в аптечке).

- Аптечка - это шкафчик или коробочка с набором лекарств, для оказания первой помощи. Вот и у меня есть аптечка. Давайте посмотрим, может быть, в ней есть какие-то лекарства для нашей больной.

(Открываем аптечку, а там лекарственные травы)

- Ой, кажется, я перепутала. В моей аптечке никаких лекарств нет, а лежат какие-то растения. Вот посмотрите сами. (мнения детей)

- Да, здесь не просто аптечка, а аптечка с лекарственными травами. По-другому, можно назвать ее зеленая аптечка. Может быть, вы узнали какие-то растения в нашей домашней аптечке?

В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:
Где же «Скорощь помая»? Где же «Скорощь помая»?
Где же «Скорощь помая», спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают зверобой.

Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь -
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев -
Предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика
Листья подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!

Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, кто черникой,
Кто сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?…
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
- Я, друзья, не ябеда,
Только Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.
А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку
И попьет Цветочный мед.
Значит дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины
От брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья.

- Ребята - это и есть тема нашего урока. Кто сможет ее назвать?

- А как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Ответы детей.)

4. Изучение новой темы

- Скажите, какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей)

- А почему их называют лекарственными? (Ответы детей)

- Ребята, на ваших столах лежат растения (зверобой, душица, ромашка, календула, липа, шиповник).

- Давайте рассмотрим их внимательно, как они выглядят?

- Какой запах они имеют? Понюхайте.

- Давайте выясним, а чем же полезны эти растения?

- Работать будем в группах.

Вспомним правила работы в группах.

  1. В группе должен быть ответственный
  2. Каждый должен участвовать в обсуждении
  3. Один говорит, другие слушают

У вас на столах таблица, которую нужно заполнить (карточка №2) . А также на столах текст, в котором вы будете искать информацию, необходимую для заполнения таблицы (карточка №1).

Карточка №1 и №2 табл.

Растение

Для чего используют

Какие части растения нужно собирать

1 группа

Зверобой

шиповник

2 группа

Ромашка

Душица

3 группа

Липа

Календула

Для выполнения этого задания, даю вам 2 минутки. Далее нужно договориться, кто из участников группы расскажет нам всем результаты работы группы.

5. Физминутка

6. Закрепление пройденного материала

- Ребята, а как лекарственные растения попадают в аптеку? (ответы)

- Как вы думаете, собирать лекарственные растения, может кто угодно?

Давайте с вами составим правила сбора и хранения лекарственных растений. Я буду помогать вам вопросами.

- Кто должен собирать лекарственные растения? (Только знающий человек)

- Где нужно собирать лекарственные растения? (В поле, в лесу, подальше от города и от дорог)

- Сколько нужно собирать? (Собирать нужно столько, сколько тебе понадобится. Нельзя собирать слишком много). Почему?

- Как хранить собранные растения? (Растения нужно высушить, каждый вид растений хранить отдельно)

- Где хранить? (В сухом темном месте в тканевом мешке).

7. Закрепление пройденного материала

- А давайте поиграем. Я загадаю лекарственные растения, о которых мы не говорили, а вы попробуете угадать.

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же… (Крапива)

Название крапива получила от древнерусского слова «коприна» - шёлк. Из её стеблей получали волокно для выработки тканей. Андерсен «Дикие лебеди».

В старые времена её использовали как верное средство против нечистой силы. Огородники считают её сорняком. Крапива может остановить кровотечение, вылечить простуженное горло. В листьях много витаминов А, С, К. Поэтому весной из неё делают салаты, борщи с крапивой, заквашивают её.

  • Жгуча крапива родится, да в щах пригодится.
  • Одна крапива заменяет семерых врачей.

Витаминов в молодой крапиве больше, чем в чёрной смородине.

Крапива укрепляет волосы и даёт бумагу, даёт жизнь бабочкам: крапивнице. адмиралу. павлиньему глазу ( гусеницы едят листья). Из корней делают жёлтую. а из листьев - зелёную краску.

Рыба и мясо лучше сохраняются, если их обернуть листьями крапивы (препятствует гниению)

Почему же крапива жжётся? На её листьях и стебле имеются особые стрекательные волоски. Каждый как игла крошечного шприца. Их стенки прочные - пропитаны кремнезёмом, а кончики легко отламываются. Внутри - едкая жидкость. Дотронулся - получай укол.

Уже само название говорит, что растение растёт по дорогам. Опасное место. но иначе подорожник не может. Его маленькие твёрдые семена осенью становятся клейкими и прилипают к подошвам людей. к колёсам машин. научное его название - «плантаго» - ступня. К ступне он приклеивается и может путешествовать очень далеко. даже через океан. Индейцы узнали его, и подорожник стал для них символом ужаса. Он не рос в Америке. А попал туда вместе с завоевателями из Европы, прилипнув к сапогам солдат. Он плодовит. Одно растение может дать до 60 тысяч семян. Он быстро заселил дороги, получив название «след белого человека». Но он не виноват. Он сам готов помочь любому.

Его листья - прекрасное средство для тех, кто обжёгся или натёр ногу. Поранился - лист, приложенный к ранке, уймёт боль и ускорит заживление. Только он должен быть чистым, ведь растёт у земли. Это одно из приспособлений: прижатые к земле листочки не дают другим растениям расти рядом и забирать из земли еду, закрывать свет. Назвали его «порезник», «ранник», «чирьева трава».

Есть легенда:

Однажды возле дороги расположились две змеи, чтобы погреться на солнце. Тут из-за угла выезжает повозка. Одна из змей смогла уползти, а другая не успела, и ее переехало колесом. Люди, сидевшие в повозке, остановились, и увидели, что первая змея уползла, но вскоре вернулась, волоча за собой лист подорожника. Этим листом она исцелила пострадавшую змею. Якобы именно этот случай подтолкнул людей к мысли, что это растение может заживлять раны.

- Я буду показывать картинки, а вы должны догадаться название какого растения получится, если эти картинки соединить в 1 слово.
Картинки отгадки вывешиваются на доску.

Кроссворд

  • Эту ягоду любят медведи и люди. название она получила за удивительный плод, состоящий из «малых» долек.
  • Ягода чёрного цвета. которая улучшает зрение (обязательно давали лётчикам).
  • Травянистое растение с обжигающими волосками на стебле и листьях.
  • Очень известный цветок с яркой жёлтой серёдкой и обычно белыми лепестками.
  • Растение, которое называют травой от 99 болезней.
  • Лиственное дерево с душистыми цветами, которые очень любят пчёлы. Мёд очень полезен.

Какое слово получилось? Давайте подберём к нему родственные слова: лечит, лечение, лекарство, лечебница. Что же значит слово «лекарь»? Подберём синонимы: врач, доктор. Почему же растения называют лекарями? Ещё, каких зелёных лекарей назовёте? Где же их надо искать? Что такое «зелёная аптека»?

8. Итог урока. Рефлексия

- Какие растения можем встретить в домашней аптечке?

- Какие растения помогают быстрее справиться с простудой? А с больным горлом?

- Каждому из вас предлагаю выбрать мешочек одного цвета?

  • Если вам понравился урок и все удалось на уроке, выберите зеленый
  • ….если вы испытывали затруднения, выберите желтый.
  • ….. если осталось еще много вопросов - красный.

Молодцы! Я очень рада, что всем понравился урок. А сейчас положите в этот мешочек, фильтр-пакет с тем растением, которое обязательно должно быть в вашей аптечке. Дома, расскажете родителям о его полезных свойствах. И помните! Даже лекарственные растения нельзя принимать без разрешения взрослых.

- Наш урок окончен. Спасибо за работу. Вы молодцы!

Домашнее задание. Подготовить доклад об одном лекарственном растении и его полезных свойствах.