Влияние медиарисков на психику ребёнка

Разделы: Школьная психологическая служба


Информационный бум охватил все слои общества, включая детей дошкольного и школьного возраста. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет стало невозможным.

Следует понимать, что воздействие на массовое сознание детей происходит, главным образом, посредством средств массовой коммуникации. При этом если рассматривать психику подрастающего поколения, то в данном случае следует обратить внимание, что чуть ли не вообще любое воздействие на психику несовершеннолетнего (будь-то ребёнок или подросток), в т.ч. и воздействие со стороны СМИ - является результативным, потому что в детской психике ещё не успели сформироваться механизмы противостояния какой-либо информации.

Из средств массовой информации наиболее распространенными и популярными среди детей являются телевидение и интернет, и именно они оказывают сильное влияние на психику ребенка.

Безусловно, развитие информационных технологий оказывает значительное влияние на человека и его жизнь и имеет множество плюсов. Однако неконтролируемый поток информации из СМИ может оказывать не только позитивное, но и негативное воздействие на психику человека, а особенное влияние оказывается на формирование детской психики.

Исследователи указывают на «обратную сторону медали» медиасферы: возможность формирования агрессивного и насильственного поведения, виртуальной аддикции, преобладание потребительских призывов в ущерб нравственным правилам и т.д.

В соответствии с законодательством РФ под информационной безопасностью ребенка понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой посредством сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. В общем случае под риском или угрозой понимают возможность наступления некоего события, влекущего за собой негативные последствия. Сохранение социального здоровья детей сегодня представляется важнейшей задачей всех, кто занимается образованием и воспитанием молодого поколения в цифровую эпоху.

Статистика:

По данным Общественной палаты Российской Федерации, 84% российских детей являются пользователями Интернета; 10 лет - средний возраст, с которого ребенок делает это вполне самостоятельно, без помощи родителей; при этом только в российском сегменте соцсети «ВКонтакте» в «группах смерти», по состоянию на март 2017 г., состояло более 70 тысяч подростков.

По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны. Значительная часть детской аудитории путешествует в сети самостоятельно еще до окончания младших классов.

По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.

Особенно пугает то, что больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей.

Объединив все виды рисков, можно выделить следующие 4 группы:

  1. контентные риски (материалы, содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д.);
  2. коммуникационные риски (незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.);
  3. электронные риски (хищение персональной информации, вирусная атака (при помощи таких вредоносных программ, как вирусы, черви и «троянские кони»), онлайн-мошенничество, спам-атака, шпионские программы и т.д.);
  4. потребительские риски (злоупотребление в Интернете правами потребителя, приобретение товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества, и др.).

1. Кибербуллинг

Кибербуллинг - это систематическое и целенаправленное негативное воздействие на пользователя в социально-сетевой среде с целью причинения психологической травмы и введения в состояние депрессии. Это намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени [9].

Статистика:

  • 58% - случаи кибертравли были урегулированы только в результате вмешательства взрослых.
  • 13% - случаи кибертравли имели продолжение в офлайн пространстве.
  • 7% - подростки, вовлеченные в кибертравлю, получили тяжелую психологическую травму.
  • 26% - родители узнают о том, что ребенок стал жертвой кибертравли, лишь в момент проявления симптомов психологической травмы.

По данным корпорации «Крибрум», в кибербуллинг вовлечены 3 494 500 российских подростков.

Последствия:

Кажется, что можно не обращать внимания на травлю в Интернете, сделать вид, что ничего не происходит. Но на самом деле это не так. У жертвы в результате кибербуллинга появляется чувство стыда, тревоги, апатии, которые впоследствии перерастают в психические расстройства.

Агрессор, который травит жертву длительное время, в случае реального буллинга может остановиться, когда увидит уязвимость человека, его боль и страдание. Если же дело происходит в Интернете, то обратной связи нет, агрессор не может получить удовлетворения и не отпускает свою жертву.

Кибербуллинг невозможно остановить. Это связано с большой зависимостью от социальных сетей. Если травля ребенка происходит в школе, она, по крайней мере, заканчивается, когда он выходит на улицу или оказывается дома. А социальная сеть нередко заменяет сотовую связь: она служит для общения с родителями, учителями, одноклассниками. Как только жертва оказывается в интернет-пространстве, она снова видит оскорбительные надписи под своей собственной фотографией или деморализующие сообщения, приходящие потоком на телефон.

Любая травля, в том числе и кибербуллинг, опасна для психологического здоровья жертв. Исследования показывают, что травля часто приводит детей и подростков к депрессии и другим расстройствам, у них снижается самооценка, они оказываются в изоляции. Они чаще думают о суициде. Но и те, кто травит, тоже оказываются в зоне риска: они впоследствии чаще своих сверстников страдают от алкогольной и наркотической зависимости и также более склонны к депрессии и суицидальным мыслям.

Всплеск кибербуллинга приходится на среднюю школу. В основном жертвы и агрессоры имеют возраст от 10 до 15 лет.

2. Подталкивание к суицидальному поведению

Подталкивание к суицидальному поведению в сетевой среде состоит в целенаправленном психологическом давлении на пользователя с целью стимулирования его желания покончить жизнь самоубийством.

Статистика:

  • Мысль о самоубийстве появляется в голове у 27% российских юношей и у 45% девушек.
  • По данным Всемирной организации здравоохранения, средний показатель самоубийств среди российских подростков - 19-20 случаев на 100 тысяч человек. Это больше среднего показателя по всему миру в три раза.
  • За последние годы Роспотребнадзор отмечает в нашей стране рост числа детских самоубийств и попыток суицида на 35%.
  • Более 90% самоубийств среди подростков связано с неблагополучием в семье (алкоголизм родителей, конфликты в семье, жестокое обращение).

Именно эти факторы наиболее активно используется сетевыми агентами, стимулирующими подростка к суициду [5].

Последствия:

Если родители, педагоги вовремя не заметят характерных признаков участия детей в смертельной игре, то они могут потерять ребенка. Суть игры «Синий кит» и ее аналогов построена на том, что создается видимость, будто ребенок имеет суицидальные наклонности, например, на это указывают порезы на руке. Все это дает основание полиции не заводить уголовные дела о доведении до самоубийства.

Опасность подобных игр связана с разрушением психики ребенка, у подростка в этом состоянии происходит смешение сна и реальности, и он считает свои действия ненастоящими. В этом случае педагогу, нужно срочно сообщить о своих подозрениях родителям и обратиться за помощью к профессиональному психологу.

Если же родителям удается вытянуть ребенка из ловушки, то им потребуется приложить немало усилий, чтобы вернуть его к нормальной жизни.

3. Распространение сетевого контента экстремистского, террористического содержания и вовлечение в экстремистскую, террористическую деятельность

Распространение сетевого контента экстремистского, террористического содержания и вовлечение в экстремистскую, террористическую деятельность - этот тип риска состоит в мобилизации с помощью сетевой коммуникации радикалистских, экстремистских установок: готовности к участию в акциях гражданского неповиновения, террористических действиях.

Статистика:

  1. По данным МВД РФ, на учете в органах внутренних дел состоят свыше 450 молодежных группировок экстремистской направленности общей численностью около 20 000 человек.
  2. Сетевое пространство служит благоприятной средой для распространения их взглядов и вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность.
  3. По данным Национального антитеррористического комитета РФ, в настоящее время в мире действует около пяти тысяч сайтов, интенсивно используемых террористами для размещения контента, нацеленного на мобилизацию радикалистских, экстремистских установок молодых пользователей. Неслучайно в последнее время все более распространенным в образовательных организациях становится скулшутинг. Этот термин применяется к массовому убийству учащихся, которое производится одним или несколькими учениками, а также кем-то посторонним, проникшем в школу с оружием.
  4. Наиболее восприимчивый возраст для формирования экстремистских взглядов и готовности к терроризму - 15-18 лет. Именно в этом возрасте психика особенно неустойчива и подвержена внушению, манипуляции.

Последствия:

Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм.

Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Тем не менее в определенных законом случаях даже несовершеннолетних привлекают к ответственности за экстремизм.

4. Распространение деструктивного контента в сети Интернет

Деструктивный контент в сети Интернет - информация, оказывающая деструктивное воздействие на психику человека и (или) общественное сознание, или же информация, распространение которой нарушает права или законные интересы пользователей.

Под распространением деструктивного контента в сетевой среде имеется в виду формирование в цифровом пространстве асоциальных ценностей, взглядов и установок, не соответствующих принципам человеческой морали: подталкиванию к девиантному поведению (употребление наркотиков, алкоголя), асоциальным поступкам (нанесение физического и морального ущерба определенным людям, представителям конкретных социальных общностей (людям с ограниченными возможностями здоровья, людям без определенного места жительства и т.д.), отрицание семейных ценностей и т.д.).

Статистика:

  1. По данным корпорации «Крибрум», в деятельность деструктивных сообществ вовлечены 69 700 российских подростков.
  2. Около 50 тысяч подростков активно обсуждают пропаганду убийства одноклассников.
  3. Специалисты компании обнаружили также группы, которые открыто распространяют наркотики - в них состоят 80 тысяч подростков.
  4. Ученые И.Б.Степанова и Т.М.Явчуновская, проведя исследование, посвященное изучению проблем насилия среди подростков, получили следующие данные: оценивая свое положение среди одноклассников, 18,7% опрошенных причислили себя к лидерам класса, 70,6% указали на то, что мало общаются с одноклассниками, но не испытывают негативного отношения с их стороны, и 10,7% подростков сталкиваются с негативным отношением со стороны большей части класса. Другими словами, каждый десятый подросток в той или другой степени подвергается буллингу со стороны сверстников [11].

Последствия:

Подросток, который систематически в социальных сетях подвергается воздействию контента деструктивного характера, в результате теряет свою волю, самостоятельность в принятии решений и в итоге - контроль над своей жизнью. Происходит формирование зависимости. Дети утрачивают непосредственность, непринужденность, естественные реакции. Происходит ухудшение физического и психического состояния, появляется нервозность и подавленность.

5. Зависимость от гаджетов

Гаджет - небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека в информационном мире.

Гаджет-зависимость - это зависимость от использования всевозможных технических устройств, Интернета, социальных сетей, онлайн-игр. Это повторяющееся поведение, которое увеличивает риск развития болезни или личных проблем и сопровождается потерей контроля над своими действиями.

Статистика:

Онлайн-активность российских школьников постоянно возрастает. Сегментирование учащихся российских школ по интенсивности применения социальных медиа показало, что низкую вовлеченность демонстрируют лишь 16% школьников (1 час в сутки в социальных сетях), среднюю - 52% (3 часа в сутки), высокую - 32% (8 часов в сутки) [10].

Последствия:

Несмотря на то, что мобильные устройства во многом помогают нам жить, зависимость от смартфона и других технологий имеет ряд негативных последствий: это снижение физической и умственной продуктивности; повышение уровня тревожности; появление страха перед людьми; постоянные стрессы. У зависимого человека появляется нервозность при отсутствии мобильного телефона, он враждебно относится к окружающим, теряет грань между виртуальным и реальным миром. Зависимый уже не может воспринимать окружающий мир, а главное, себя самого без гаджетов. У него развивается номофобия - страх остаться без смартфона и пропустить важную информацию.

6. Рассылка откровенных фото / секстинг

Секстинг - это распространение по социальным медиа контента сексуального характера, вовлечение пользователей в создание и продвижение сообщений, касающихся сексуальных отношений. Наибольшую социальную опасность представляет подростковый секстинг - вовлечение подростков в сетевое распространение откровенных фото, материалов на тему сексуальных фантазий.

Статистика:

  • 95% информационных потоков, отражающих секстинг, содержат контент, связанный с воображаемыми сексуальными отношениями.
  • 38% - фото автопортретного формата без одежды.
  • 36% - фото, на которых представлены сцены секса [1].
  • В 18% случаев вовлеченные в секстинг пользователи - это подростки 15 лет и старше. Статистика показывает, что гендерное соотношение подростков, включенных в сетевой секстинг, неравномерное. Рассматриваемый интернет-риск характерен для 7% мальчиков и для 13% девочек, то есть девочки в гораздо большей степени подвержены данному риску.

Последствия:

Человек, которому были отправлены фотографии, по разным причинам может сделать их публичными и в зависимости от цели распространения превратить их в инструмент шантажа. А поскольку речь идет о социальных сетях, где информация распространяется молниеносно, то процесс этот остановить уже невозможно и избежать последствий тоже невозможно.

Рассылка интимного контента может превратиться в кибертравлю, когда откровенные фотографии или видео рассылаются всей школе. Подросток может не справиться с таким давлением и покончить с собой.

Кадры интимного содержания могут попасть на порносайты. Это может произойти не сразу, а спустя много лет, и тогда это станет серьезной угрозой карьере, семейным отношениям. Самое страшное в секстинге то, что подростки, сами того не осознавая, могут спровоцировать педофилов на преступные действия.

7. Ущерб личной безопасности

Под ущербом личной безопасности понимаются, прежде всего, последствия рисков, связанных с неправомерным использованием персональных данных пользователей, в частности, фишингом, мошенничеством, шантажом.

Фишинг - это вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей - логинам и паролям.

Статистика:

  1. По данным Мирового интернет-проекта в России [3], 23,3% подростков и молодежи столкнулись с риском иметь негативные последствия в связи с незаконным использованием персональных данных. При этом 2,2% молодых российских пользователей указали на то, что в результате кражи персональных данных с их карт были списаны денежные средства.
  2. Согласно данным, более половины подростков ощущают опасность, исходящую от интернет-среды для личной безопасности постоянно или часто. И лишь менее десятой части подростков уверены в отсутствии подобной угрозы для себя. Это свидетельствует о существенном уровне распространения проблемы личной безопасности подростков в сетевом пространстве [10].

Последствия

Надо объяснять детям, что все, что попало в Интернет, останется там навсегда. Информацию, проиндексированную поисковыми системами, удалить из Сети невозможно. Более того, после публикации пользователь теряет контроль над своими данными, любой может использовать и распространять вашу информацию с любыми целями.

Пусть дети возьмут за правило никогда не публиковать фотографии, статусы и другой контент, который они не хотели бы показывать родителям или родственникам. Это в равной мере относится ко всем социальным сетям, мессенджерам, блогам и другим сервисам.

Также объяснять детям, что далеко не вся информация в Интернете достойна доверия. Не следует, руководствуясь советами из Интернета, покупать товары, получать коммерческие услуги без консультации с родителями.

8. Интернет-зависимость

Психологами отмечается распространенность в среде пользователей, в том числе несовершеннолетних, случаев болезненного пристрастия к участию в сетевых процессах, так называемой «Интернет-зависимости», проявляющегося в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение.

Статистика:

По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире.

Нередко несовершеннолетние настолько привязываются к виртуальному миру и своему вымышленному персонажу, что забывают обо всем остальном. Для подростков Интернет, как виртуальная среда иногда кажется даже более адекватной, чем реальный мир. Возможность перевоплотиться в некую бестелесную «идеальную личность» открывает для них новые ощущения, которые им хочется испытывать постоянно или все более часто.

Зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности. Этот термин употребляется не только для определения наркомании, но и применяется к другим областям, типа проблемы азартных игр и интернет-зависимости. Специалисты отмечают, что в некоторой степени указанная зависимость близка к патологической увлеченности азартными играми, а ее деструктивные эффекты схожи с возникающими при алкоголизме и наркомании, однако, в отличие от последних, имеют нехимическое происхождение.

Высказывается мнение, что в подавляющем большинстве случаев такая зависимость - не самостоятельное состояние, а синдром в рамках другого психического расстройства.

Таким образом, интернет-зависимость (как вид нехимической зависимости) - это навязчивая потребность в использовании Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, появлении депрессии, нарастании социальной изоляции. Происходит социальная дезадаптация, нарушаются значимые общественные связи.

Выделяется 5 основных типов интернет-зависимости с учетом того, к чему сформировалось пристрастие у конкретной личности: «киберсексу», виртуальным знакомствам, сетевым азартным играм, компьютерным играм или навязчивому перемещению по Web-узлам:

    Навязчивый веб-серфинг- бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
  1. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
  2. Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
  3. Навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
  4. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда человек может провести перед экраном весь день, не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

9. Электронные ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами

Особую опасность представляют для незрелой психики несовершеннолетних электронные ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами.

Определить, особенно ребенку, сектантский ли сайт, который встретился ему в сети, очень трудно - иногда для того, чтобы понять, что этот сайт принадлежит секте, приходится проводить целые расследования. Как правило, это касается сайтов для родителей и их детей, сайтов про административные технологии в бизнесе, сайты по психологической консультации и проч. Подавляющее большинство лидеров сект любыми путями стремятся присутствовать в Интернете и рекламировать свою деятельность, предоставляя ложную информацию о себе. Главная проблема деструктивных сект в сети - это предоставление ложной информации. Попасть под негативное влияние секты через сайт очень легко - если ребенок читает в сети соответствующий материал, смотрит видео и фото-информацию, то он уже вступает во взаимодействие с вербовщиком секты, невольно участвует в психологической игре организаторов секты, нередко попадая от них в зависимость. Сектанты всегда вербуют новых адептов через интерес, так что если сайт интересен, кажется важным для несовершеннолетнего пользователя и весьма актуальным в его жизненных обстоятельствах - не исключено, что этот сайт может быть сектантским. Всегда надо проверять и перепроверять полученную информацию. И в этом может помочь специальная религиоведческая литература и соответствующая справочная и информационно-аналитическая информация в Интернете.

10. Телевидение

Оставляя ребенка за просмотром мультфильмов, родители перестают контролировать дальнейшие действия детей, а те, в свою очередь, переключив канал, могут наткнуться на передачи, в которых демонстрируются сцены насилия, убийств, суицидов, непристойные сцены и др. Из исследования американских психологов было вычислено, что подростки к двенадцати годам становятся свидетелями 100 тысяч сцен насилия и убийств по телевидению [12].

Для взрослого человека такую информацию легко осознать и критически оценивать. Если говорить про ребенка, еще не понимающего границ реальности, для него все уведенное принимается как реальное и нормальное. Кровавые убийства, насилие, террор не вызывают у детей отвращение и чувства страха, для них подобные действие становится естественными в результате привыкания к таким телевизионным программам. Ученые из медицинской ассоциации США выяснили, что дети, за годы, проведенные в стенах школы, могут быть свидетелями 8 тыс. убийств и 100 тыс. актов насилия, транслируемых из телевидения [8].

Причем современные фильмы, сериалы и даже мультики могут давать детям искаженное представление о том, что хорошо, а что плохо. Дети становятся жестокими, могут ударить и даже не осознают, что они причиняют боль другим, ведь в их любимом мультике такое же действие вызвало закадровый смех. Так почему же сейчас не смешно? Результат воздействия СМИ мы можем наблюдать в реальной жизни. Так, в 1993 году 5 - летний ребенок поджег зажигалкой постель, лишив жизни свою 2-летнюю сестру, как утверждается, после просмотра одной из серий мультфильма «Бивис и Батхед», в которой развязные герои-подростки заявляют, что «пожар - это классно» [2, с. 9]. Другим примером послужит случай в Осло. Группа 5-6 летних детей игралась в черепашки - ниндзя и насмерть забила одну из девочек [8]. Дети, совершившие преступления или покалечившие своих сверстников, не понимают такого понятия как боль, сопереживание, жалость. В каждом ребенке формируется модель поведения его любимого героя и не всегда качества героя могут быть положительными, поэтому они совершают противоправные действия, основываясь на их поступки.

В каждом ребенке формируются определенные стереотипы. Рекламные ролики отображают непристойные образцы поведения - ее герои, неприличны, двусмысленны, агрессивны. Телевидение ограничивает свободу и работу мышления ребенка и отрицательно сказывается на его интеллекте. Стремление равняться на общепринятые образцы делает детей марионетками в руках рекламы. Телевизионная информация имеет большую силу внушения. Если взрослые люди в состоянии провести границу между реальным и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам спокойно и выдержанно его воспроизводить.

Перечень проблем, к которым ведет телевидение:

  1. Эффект научения: дети, наблюдая агрессивное поведение и акты насилия приобретают и осваивают новые формы поведения. Среди исследователей существует мнение о том, что просмотр сцен насилия повышает вероятность проявления в обычной жизни агрессивного поведения.
  2. Снижение эмоциональности: многократное повторение сцен насилия средствами массовой информации ведёт к снижению эмоциональной чувствительности к насилию. Дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что они привыкают это видеть, для них это становиться естественным и реальным. Дети становятся более равнодушными к происходящему: убийство, смерть, насилие становиться для них обыденностью.
  3. Ценностные установки ребенка еще недостаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана стирается. А родители не всегда находятся рядом и имеют возможность объяснить ребенку кто прав, кто виноват.
  4. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, - это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни.
  5. Высокая истощаемость нервной системы. По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет - не более 1 часа в день.
  6. Еще одна важная тема - это развитие речи. Дошкольник, сидящий перед телеэкраном постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков.
  7. Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно, да и времени нет за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Ребёнок привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни как бы, оказывается по ту сторону экрана и ждёт, когда кто - то «сделает» ему весело и интересно. Общение со сверстниками становиться формальным, дошкольнику не о чем разговаривать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений.
  8. Кроме того книги отходят на второй план. А ведь именно в дошкольном возрасте надо развивать любовь к книге.

Заключение

В настоящее время воспитательная работа с детьми не может проходить вне цифровой среды. Игнорировать тот факт, что современные школьники все свои коммуникации в большинстве своем осуществляют в Интернете через мобильные устройства, сегодня невозможно. Неучастие, отрицание, простое ограничение подростка в его интернет-коммуникациях означает, что педагоги, которые придерживаются такой позиции, рано или поздно потеряют контакт с ребенком, а значит, утратят возможность повлиять на его поведение в сложной ситуации, помочь ему выйти из того виртуального тупика, куда его могут завести цифровые недоброжелатели. Для того чтобы этого не случилось, педагогам необходимо постоянно повышать свой личный уровень медиаграмотности: понимать, что интернет-пространство - это среда, в которой живут современные школьники, что в этой среде есть все те же проблемы, что и в среде реальной - наряду с высокоинтеллектуальным содержанием есть и темные закоулки, куда детям ходить не следует; знать, как эффективно и безопасно производить поиск нужной информации, что с ней можно делать так, чтобы не навредить ни себе, ни другим людям; уметь анализировать эту информацию с точки зрения ее актуальности, достоверности, адекватности; уметь создавать и распространять свои собственные медиатексты с учетом общечеловеческих ценностей, норм нравственности и этики. Это особенно важно еще и потому, что современные подростки гораздо более, чем взрослые, осведомлены о новых информационных технологиях, легко владеют современными гаджетами, которые предлагает медиаиндустрия.

Литература

  1. Бананов В. Секстинг в цифрах // Banana.by. URL: https:// banana.by/index.php?newsid=243086 (дата обращения: 18.12.2018).
  2. Березкина О., Обозов Н., Харрис Р. Психология массовых коммуникаций // О. Березкина, Н. Обозов, Р.Харрис. - М.: Прайм-Еврознак- 2016. - c.4-76.
  3. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Нечаев В.Д. Восприятие россиянами границ свободы и безопасности в интернет-пространстве (по результатам всероссийских исследований в 2012-2014 годах) // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2015. № 4. С. 38-54.
  4. Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 37-46.
  5. Ключко Е.И. Воздействие интернета на суицидальное поведение молодежи // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. № 1. С. 69-72.
  6. Привалова, Н. С. Влияние средств массовой информации на формирование психики подростка / Н. С. Привалова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - С. 653-654. - URL: https://moluch.ru/archive/310/70257/ (дата обращения: 09.01.2023).
  7. Риски интернет-коммуникации детей и молодежи : учебное пособие / под общ. ред. Н. Ю. Лесконог, И. В. Жилавской, Е. В. Бродовской. - Москва : МПГУ, 2019. - 80 с.
  8. Силантьев М.А. Влияние СМИ на детей. Электронный журнал «Образования Ямала» // №2 декабрь 2019. URL: http://yamal-obr.ru/articles/pravoslavie-i-smi-vliyanie-smi-na-detey/
  9. Словарь // Mobbingu.net. 28.01.2015. URL: http://mobbingu. net/guide/detail/163/ (дата обращения: 02.01.2019).
  10. Солдатова Г.В. Цифровое детство: новые риски и безопасность // Районное методическое объединение психологов образовательных учреждений Сергиево-Посадского района. 17.02.2017. URL: https://psiholog-rmo.ru/wp/wp-content/ uploads/2017/02/20170215-cifrovoe_detstvo.pdf (дата обращения: 18.12.2018).
  11. Степанова И.Б., Явчуновская Т.М. Подросток и насилие: проблемы и факты // Всероссийский криминологический журнал. 2011. № 4 (18). С. 50-55.
  12. Труфанова В.П. Влияние средств массовой информации на развитие личности ребёнка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf