Выполнил:
Варламов Глеб,
учащийся 7-го класса
Научный руководитель:
Ефимова Л.В.,
учитель музыки
1. Введение
С малых лет в моём доме почти всегда звучала музыка. Когда мне было всего лишь 5-6 месяцев, то дедушка решил попробовать новый способ меня убаюкать. Он положил меня на кровать, а рядом поставил маленький радиоприемник, на котором играла классическая музыка (об этом мне позднее рассказал дедушка). Спустя 5-10 минут я уже засыпал.
Когда мне было 3 года, то мама решила отдать меня на подготовительное отделение в детскую школу искусств имени С.А.Кусевицкого. Я начал посещать уроки музыки. На них мы учились петь, танцевать, слушать музыку. В 6 лет после вступительного экзамена, меня приняли на обучение в Детскую школу искусств. Встал вопрос игре на каком музыкальном инструменте я буду обучаться. Мне очень нравилось, как играет на баяне мой знакомый мальчик, и я решил тоже учиться игре на баяне. Про баян я ничего не знал. Когда пришел на занятие, из рассказа учителя, я узнал, что баян это удивительный инструмент. Он имеет большую народную любовь. Мне захотелось узнать что-нибудь новое об этом инструменте.
Цель работы: выяснить, почему баян является уникальным музыкальным инструментом.
Задачи:
- исследовать историю возникновения баяна,
- изучить устройство баяна,
- изучить важность роли баяна в жизни не только прошлого, но и современного общества,
- провести анкетирование среди одноклассников,
- исполнить красивую музыку на баяне.
Объект исследования: музыкальный инструмент русского народа.
Предмет исследования: баян.
Считаю, что тема является актуальной, потому что для современного общества музыкальный инструмент является неотъемлемой частью культурного наследия, а сохранение национальных культурных ценностей и традиций - одна из важнейших задач нашего времени.
Проблема: современное поколение теряет контакт с музыкальной культурой, связанной с баяном, как проводником духовных ценностей и русских традиций.
Гипотеза: Предполагаю, что нет лучше музыкального инструмента, чем баян. Его невозможно ничем заменить.
Методы исследования:
- изучение литературы по теме,
- опрос,
- наблюдение,
- поиск информации в сети Интернет.
Работая над своим проектом мне было интересно узнать, что знают о баяне мои одноклассники. Мною был проведен опрос обучающихся 7а класса. Ребятам были предложены 4 вопроса:
- Знаете ли вы что за инструмент баян?
- Слышали вы музыку в исполнении баяна?
- Знаете ли вы отличия баяна от аккордеона?
- Какую музыку вы слушаете в свободное время?
В ходе анкетирования выяснилось:
- что большинство опрошенных (18 человек) знают инструмент - баян (что составляет 78 %)
- музыку, в исполнении баяна слышали - 20 человек (что составляет 87 %)
- отличия между баяном и аккордеоном знают - 15 человек (что составляет 65 %)
- ребята слушают музыку разных направлений:
-
поп - 10 человек (что составляет 45 %)
рэп - 5 человек (что составляет 21 %)
классическую музыку - 5 человек (что составляет 21 %)
русскую народную музыку - 3 человека (что составляет 13 %)
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что в настоящее время инструмент баян знают большинство учащихся, многие слышали игру в исполнении баяна, но не все знают отличия баяна от аккордеона, указали, какую музыку слушают в свободное время и радует то, что есть ребята, которые слушают русскую народную музыку, раскрывающую красоту и богатство души нашего народа.
2. История возникновения баяна
Мало кто знает, что прародителем баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн», далёкий предшественник гармоники, который появился в Китае более двух тысячелетий назад.
В Берлине в 1822 году Христиан Бушман изобрёл ручную гармонику, которая имелавсего 5 клавиш правой клавиатуры, левая клавиатура отсутствовала. В создании баяна в разное время приложили руку многие мастера.
Мастер из Чехии Фернандес Киршнер создал музыкальный инструмент, где звук появлялся из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой.
В Вене австриец Кирилл Демиан, произвел на свет первый прообраз баяна, который получил название - аккордеон. Инструмент включал в себя две независимые клавиатуры, между которыми располагались меха.
Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю.
В 1830 году тульский оружейник Иван Сизов собрал музыкальный инструмент, который получил название «гармонь».
Затем в 1871 году тульский любитель-гармонист Николай Белобородов вместе с мастером Павлом Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.
Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г.Мирвальду.
Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.
В 1907 году мастер Петр Стерлигов изготовил сложный четырехрядный музыкальный инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре. Его назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Именно с этого времени в России начинается история развития современного баяна.
Возникают производства в Тульской, Вятской, Новгородской губерниях, позднее в Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Саратовской губерниях, в Петербурге и Казани.
Этот инструмент становится настолько универсальным, что позволяет музыканту исполнителю играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и баянные переложения классических произведений.
Он стал звучать на большинстве праздников. Баян становится во - истину народным, незаменимым.
В советское время начали появляться множество композиторов, которые писали произведения для баяна. В наше время с каждым днём появляется всё больше пьес, написанных для баяна.
3. Устройство баяна
Корпус баяна состоит из двух частей (правой и левой), которые соединены меховой камерой (мехом), он производится из бука или ели. Внешняя поверхность тщательно отполирована. На правом полукорпусе находится гриф с расположенной на нем клавиатурой для игры правой рукой. Наиболее распространены баяны, имеющие по три ряда на правой клавиатуре и количеством клавиш от 52 до 61.
На наружной стороне левого полукорпуса расположена клавиатура для левой руки с пятью или шестью рядами клавиш-кнопок. Их количество обычно 100-120. Сбоку полукорпуса имеется ремень для левой руки, выполняющий помимо игровой функции и функцию меховедения. Два плечевых ремня удерживают инструмент при игре. Основой звукообразования на баяне является колебание металлических язычков (голосов) под воздействием воздушной струи.
Для извлечения одного и того же звука на разжим и сжим меха необходимы два одинаковых язычка, прикрепленных с разных сторон двух одинаковых проемов в рамке. Рамки вместе с язычками называются планками.
4. Виды баянов
- ученические, оркестровые (имеют клавиатуру только с правой стороны),
- баяны с перевернутой клавиатурой (левая и правая стороны меняются местами),
- тембровые баяны (способны имитировать звуки некоторых духовых инструментов),
- кнопочные аккордеоны (аналог баяна, но с европейской раскладкой клавиатуры),
- цифровые баяны (цифровые технологии в традиционном корпусе).
На сегодняшний день в России самыми известными производителями являются Тульская гармонь, г. Киров и московская компания Юпитер. Из зарубежных брендов можно выделить такие фирмы: HOHNER, Weltmeister, Roland.
5. Значение и роль баяна в современной жизни
Ни один смотр музыкальной художественной самодеятельности не проходит без баянистов.
Без баяна нельзя себе представить ни праздника, ни свадьбы, ни проводов в армию. А хороший баянист - душа любой компании.
Ведь без этого душевного, певучего и заливистого инструмента не обходилось ни одно гуляние.
Большую роль сыграли гармонь и баян в годы Великой Отечественной войны. Баян звучал повсюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений.
Научиться играть на баяне можно в учебных заведениях, которых много в нашей стране.
В нашей стране и в Европе проходят конкурсы Баянистов. Среди них:
- Международный конкурс "Виват, Баян!",
- "Международный конкурс им. Гридина",
- "Международный конкурс им. Белобородова",
- Всероссийский конкурс им. Андреева.
Также ежегодно проводится Кубок мира для исполнителей на баяне и аккордеоне в разных странах. В 2016 году Кубок Мира прошел впервые в России в г. Ростове-на-Дону.
В 2023 году я был участником Всероссийского конкурса им. В.В.Андреева, в школьном и зональном этапе занял 1 место. На международном конкурсе юных талантов «Стать Звездой» получил Гран-при, а также являюсь трёхкратным стипендиатом губернатора Тверской области.
Я учусь играть на четырехрядном баяне. Для меня баян - является любимым музыкальным инструментом. Занимаясь по классу баяна, я нашел новых друзей. Выступления на сцене делают меня собраннее, организованнее, воспитывают силу духа. Сегодня я продемонстрирую вам, как красиво звучит баян и сыграю обработку Товпеко «Катюша» М.Блантера.
6. Заключение
В процессе исследовательской работы я узнал много нового, интересного и познавательного. Я изучил историю возникновения баяна. Он прошел большой путь к усовершенствованию, который продолжается и сейчас.
Цель работы достигнута: удалось изучить историю инструмента, я понял, что баян очень интересный музыкальный инструмент с красивым звучанием, который можно назвать уникальным.
В процессе работы подтвердилась гипотеза, что нет лучше музыкального инструмента, чем баян. Его заменить ничем нельзя.
Используемая литература
- В.Бухвостов, Г. Шахов. Баян и аккордеон в художественной самодеятельности. - Москва: Советский композитор, 1980.
- С.Газарян. В мире музыкальных инструментов. - М: Просвещение, 1989
- В.В.Ушенин. Школа игры на баяне: учебное пособие/ В.В.Ушенин - Изд. 2-е, стер. - Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2021.
- Интернет-ресурсы.