Африканские студенты начали приезжать на учебу в СССР1в конце 1950-х годов: в 1958-1959 учебном году их насчитывалось 103, а уже через год - почти в пять раз больше - около 500 человек. Тогда же, в 1960 году, в Москве создают Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (ныне РУДН2). Это стало знаковым событием в развитии советско-африканского сотрудничества в образовании.
С каждым годом африканских студентов в советских вузах становилось все больше и больше, причем они учились не только в РСФСР3, но и в других республиках - Украинской ССР, Белорусской ССР. Если говорить о РУДН, в Африке нет той страны, гражданин которой не получил бы здесь образование.
Учиться приезжали как из стран, расположенных в северной части континента, - Алжира, Египта, Ливии, Мавритании, Марокко, Туниса, Судана, - так и из стран к югу от Сахары. Всего в период с начала 1960-х по начало 1990-х годов в вузах, НИИ4, ПТУ5и техникумах были подготовлены более 60 тысяч дипломированных специалистов. Кадры были необходимы для развития жизненно важных отраслей: промышленности, сельского хозяйства, транспортной и социальной сфер. Наибольшей популярностью пользовались инженерно-технические и естественно-научные специальности.
________________
1 СССР - Союз Советских Социалистических Республик
2 РУДН - Российский университет дружбы народов
3 РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
4 НИИ - Научно-исследовательский институт
5 ПТУ - Профессионально-техническое училище
Для Советского Союза такой вклад в образование африканских студентов был не только жестом дружбы по отношению к странам континента, но и политикой по укреплению рынков сбыта собственной продукции. Африканские студенты учились по программам, которые были связаны с обслуживанием советского оборудования. Предусматривалась подготовка специалистов, способных работать с таким оборудованием. Помимо этих направлений, в советских вузах велась и политическая подготовка студентов из Африки, которых готовили по экономическим, управленческим и юридическим специальностям. За период 1960-1990-х гг. была создана эффективная система социальной адаптации иностранных студентов, заметно сказавшаяся на качестве образования, расширении географии и количества иностранных студентов, обучающихся в советских учебных заведениях что, в свою очередь, являлось важным элементом распространения советского влияния в мире. [1,3]
Распад СССР существенным образом отразился как на процессах привлечения иностранных студентов в Россию, так и на условиях социальной адаптации.
За это время на континенте значительно сократились масштабы изучения русского языка в школах, колледжах и университетах. Проблема заключалась в сокращении наплыва иностранных студентов в целом, а не только из конкретного региона. Россия постепенно исправляла эту ситуацию. Поворот России к Африке датируют 2016 годом, когда на ПМЭФе6 прошел круглый стол «Россия - Африка: расширение границ». В итоге стало ясно, что отношения страны с континентом требовали перезагрузки, ведь прочные связи с советских времен были значительно ослаблены, и в последние 15 лет интереса к работе с Африкой не было.
________________
6 ПМЭФ - Петербургский международный экономический форум
Далее последовал первый саммит: Россия - Африка, который прошел в октябре 2019 года в Сочи. По итогам первого саммита была принята совместная декларация. В ней участники обозначили 47 пунктов сотрудничества: от укрепления политического диалога до сотрудничества в сфере безопасности, 20 пунктов касались торгово-экономической, образовательной и гуманитарной сфер. Однако большинство намерений остались нереализованными. [4]
В июле 2023 года в Санкт-Петербурге прошел второй саммит Россия - Африка. В ходе двух дней саммита и форума Россия предприняла несколько шагов по укреплению отношений с африканским континентом. Некоторым странам континента были выделены дополнительные квоты в российских вузах. Помимо этого, в Плане действий Форума партнерства "Россия - Африка" на 2023-2026 годы говорится, что РФ7 и Африка договорились создать на Африканском континенте сеть центров образования на русском языке, там также будут открыты филиалы образовательных организаций из РФ. Кроме того, стороны будут работать над внедрением русского и африканских языков в качестве изучаемых иностранных в общеобразовательных организациях. В этой связи Минобрнауки8 РФ подписало меморандумы о взаимопонимании в сфере высшего образования с несколькими странами Африки. [5]
________________
7 РФ - Российская Федерация
8 Минобрнауки РФ - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
На сегодня количественные показатели подготовки иностранных граждан в учебных учреждениях Российской Федерации существенны. Около 30 тысяч африканских абитуриентов приезжают ежегодно учиться в Россию. Самые популярные направления у иностранных студентов в российских университетах - медицина, экономика, энергетика и строительство. [1] В 2023/24 учебном году квота на африканских студентов в вузах РФ увеличена более чем в два раза: с 2,3 тыс. до 4,7 тыс. мест. [6]
В российских университетах обучаются студенты из Африки, более половины из которых - граждане Египта. Также преобладают студенты из таких стран как: Марокко, Нигерия, Алжир, Зимбабве, Тунис, Камерун, Конго, Ангола и Кот-д'Ивуар. О важности обучения африканцев в России заявил лидер Республики Гвинея-Бисау Умару Сиссоку Эмбало, назвавший сферу образования одним из приоритетов сотрудничества с РФ. Это объясняется тем, что российские программы в вузах дешевле, чем на Западе, при этом, учитывая хорошее качество образования, они гарантированно дают возможность трудоустройства у себя на родине.
Для России политика государства по увеличению в стране числа студентов из Африки очень выгодна. Это означает партнерство и улучшение имиджа нашего образования, его качества. Африканские выпускники отечественных вузов рассматриваются как потенциальные экономические бизнес-партнеры российских компаний и организаций, которые в международном сотрудничестве приоритет будут отдавать российским партнерам, российскому рынку, что автоматически влечет за собой развитие различных отраслей экономики, сырьевого и несырьевого экспорта. [1]
Студенты из Камеруна в Забайкальском крае
Изначально в июне 2023 года четверо студентов из Камеруна приехали в Читу, чтобы изучать русский язык в международной летней школе Забайкальского госуниверситета (ЗабГУ9). Чтобы прибыть в Россию, они преодолели расстояние в 8 тысяч километров. Университет и раньше принимал студентов из других стран, но из Камеруна студенты приехали впервые. После изучения русского языка студентам предстоит выбрать вуз для получения высшего образования. Сами иностранцы, разговаривающие на французском языке, пояснили, что приехали учиться в Россию из-за высокого уровня образования, так как Камерун не отличается хорошими условиями для обучения. Уровень жизни в республике достаточно низкий, около 70 % населения Камеруна находятся за чертой бедности. Этим объясняется тот факт, что наиболее востребованы в Камеруне медицинские профессии, а также специальности в сфере экономики, горного дела, цифровых технологий.
________________
9 ЗабГУ - Забайкальский государственный университет
Проректор по развитию ЗабГУ, Еремеева Ольга Васильевна, отметила, что сотрудники университета помогали пройти ребятам адаптацию в новой среде, знакомили их с русской культурой и делали все возможное, чтобы студенты из Камеруна чувствовали себя комфортно. Для них были проведены экскурсии по Чите для знакомства с регионом. [8,9]
В настоящий момент число студентов, прибывших изучать русский язык, увеличилось.
Адаптационный процесс может протекать по-разному в зависимости от целого ряда факторов. С целью изучения особенностей процессов социокультурной образовательной адаптации учащихся из Камеруна было проведено исследование с использованием количественного и качественного метода сбора информации: анкетного опроса.
В ходе исследования выявдено, что опрашиваемые говорят о следующих факторах:
Социально-культурный фактор
Многие из опрашиваемых студентов отмечают, что после переезда в другую страну сталкиваются с различиями в культуре принимающего общества (55%). В нашем случае учащиеся из стран Африки являются представителями так называемых традиционных обществ. Таким образом стереотипы или образцы поведения, которые иностранные учащиеся усваивают в родной культуре, не всегда приемлемы или иногда оказываются неэффективны в условиях страны обучения. В результате у большинства из них появляются психологические и психосоматические симптомы «культурного шока». [2]
Социально-психологический фактор
Не менее важным условием социокультурной адаптации учащихся из стран Африки являются личностные социально-психологические характеристики (пол, возраст, образование и т.д.). Случается так, что у многих из студентов ещё не завершен процесс социализации на родине. Приехав на учёбу в Россию, студенты попадают в новые социокультурные условия. А если нет развитого опыта преодоления адаптационных сложностей, на который они могут ориентироваться, поскольку до приезда в Россию они не проживали сколько-нибудь длительное время вне пределов родной страны, то могут формироваться стеснительность и замкнутость. Студенты в ходе опроса отметили, что местные жители довольно неоднозначно относились к ним: некоторые очень приветливы и гостеприимны, а другие нет. Из-за этого у некоторых сформировался страх перед незнакомцами (37%).
Языковой барьер
Исследование выявило, что языковой барьер вызвал дискомфорт в процессе адаптации (43%). Это самый типичный фактор. Но стоит отметить, что несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются студенты, им нравятся уроки русского языка.
Климатический фактор
Значимую роль играет физиологическая адаптация, которая начинается с привыкания африканских учащихся к климатическим условиям страны обучения. Они болезненно приспособляются к суровой «русской зиме». Часть учащихся указали на необходимость приспосабливаться к недостатку жизненного пространства в условиях зимы (39%). Данная трудность объясняется тем, что на родине встречи с друзьями или свободное времяпрепровождение проходят на улице вне помещений. В России же зимой они вынуждены оставаться в общежитии. [10]
Успешность адаптации
Большая часть учащихся из Камеруна все же адаптируется к роли студента и к новым условиям. Почти все респонденты отметили, что они чувствуют себя комфортно в новой социальной среде (87%). В числе условий, которые помогли большинству африканских учащихся успешно адаптироваться и преодолеть возникшие трудности, важную роль играют положительные ценностные ориентации и личностные нравственные качества, а также окружение, в котором находились учащиеся. Можно говорить, что африканские учащиеся в большинстве своём обладают достаточно высокими адаптивными способностями, позволяющими им преодолеть основные трудности, возникающие в процессе жизни и учебы.
Ответы на открытый вопрос о том, что удивило африканских студентов в Забайкальском крае показывают, что наибольшее позитивное удивление вызвали высокий уровень и качество образования (99%), профессионализм преподавателей, доброта и отзывчивость местных жителей (50%). В негативном плане удивило недоброжелательное отношение части местных жителей к иностранцам (50%).
Часть иностранных учащихся испытывает трудности в формировании речевых умений и навыков, а также мышления на русском языке, обладая минимальными базовыми знаниями и не зная норм общения и взаимодействия с россиянами в общественных местах. Важную роль здесь играют уроки русского языка, особенно на подготовительных факультетах многих вузов, где преподаватели использовали учебно-методические материалы, насыщенные страноведческой информацией, речевыми моделями, которые помогали учащимся сформировать представление о поведенческих образцах. Постепенно у них формируются навыки диалоговой речи и легче идет адаптация.
Некоторые учащиеся испытывают неудобства в связи с изменениями в системе питания (6%), потому как в вузе отсутствует специальная организация питания иностранцев.
По итогам проведенного исследования иностранные студенты предложили способы для облегчения адаптации среди иностранных учащихся: способствование общению между местными жителями и прибывшими студентами, предоставление иностранным студентам возможности работать, чтобы быстрее адаптироваться в новой социокультурной среде.
Список литературы
- Андросова, Д.Н. (2012). Из истории обучения африканских студентов в СССР (конец 1950 - первая половина 1960-х годов) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. № 4 (84). С. 193-200.
- Камара, И., Ракачев, В.Н. (2018). Африканские студенты в России: особенности социальной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом // Южно-российский журнал социальных наук. Т. 19. № 4. С. 164-179.
- tass.ru (https://tass.ru/obschestvo/7027479)
- rbc.ru(https://www.rbc.ru/politics/27/07/2023/64ba2a279a7947fc93df8208?ysclid=lubaucnylg792306760)
- ria.ru (https://ria.ru/20230729/afrika-1887052293.html?ysclid=lubayojuhq793253270)
- tass.ru (https://tass.ru/obschestvo/17309495?ysclid=lubb20xqsf94137918)
- tass.ru (https://tass.ru/obschestvo/10353061)
- tass.ru (https://tass.ru/v-strane/18150775?ysclid=lubb6gl9nl357625896)
- chita.ru (https://www.chita.ru/text/world/2023/06/24/72430316/)
- https://chsu.kubsu.ru/arhiv/2018_4/164-179.pdf