Цель: сформировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках.
Задачи:
- повторить изученные орфограммы, правила написания букв безударных гласных и парных по звонкости - глухости согласных звуков, способы их проверки;
- развивать речь и мышление детей при озаглавливании текста;
- развивать речь детей при составлении предложений.
Организация образовательного пространства.
- Информационный материал: учебник (рабочая тетрадь на печатной основе №1, методическое пособие для учителя).
- Демонстрационный материал: плакаты с образцом проверки парной согласной, СD-диск «Уроки Кирилла и Мефодия», комплект наглядных пособий.
- Интерактивный материал: тетрадь для учащихся в узкую линейку, веер с гласными и согласными буквами для фронтальной работы, словарь школьника.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний
- Ребята, обращаю внимание, что сегодня пришли гости, посмотреть на нашу работу. Давайте улыбнемся гостям и друг друга, ведь, вы знаете, улыбки располагают к приятному общению.
В корне слова непременно
Надо буквы проверять.
Звуки любят перемены,
Им не стоит доверять.
Гласные и согласные
Бывают очень опасные.
Мы будем тогда опять и опять
Правила к ним применять.
Чистописание: мМм
- Отгадайте метаграмму.
- Какие это слова? (это загадки, в которых из данного слова путём замены одной буквы на другую получается другое слово)
CD-диск «Уроки Кирилла и Мефодия». Урок 2 (вариант 14)
Объяснение слова «наковальня» по словарю (с.382)
- Где мы находим объяснения непонятных слов? (В толковом словаре)
МОЛОД - МОЛОДОЙ
МОЛОТ - НЕТ МОЛОТА
III. Постановка учебной задачи
- Догадайтесь, о каких правилах идет речь. (О правописании парных согласных).
- Это и будет тема нашего урока: Звонкие и глухие согласные звуки, способы их проверки.
- Какую ещё орфограмму взял на себя корень слова? (безударную гласную)
Нам известны эти правила? (Да)
IV. Повторение
CD-диск «Уроки Кирилла и Мефодия». Урок 3 (вариант 10)
- Давайте выполним задание мудрого ёжика.
- Какое правило он предлагает нам повторить?
Если гласная вызвала сомнение
Быстро ставь её под ударение.
- Пишем под диктовку, пользуясь алгоритмом.
- Все ли гласные в корне можно проверять?
- Как вы должны поступить, если гласную в корне нельзя проверить?
- Как называются такие слова? (словарные)
Физминутка. «Рисуй глазами»
Рисуй глазами букву В
Теперь её переверни.
И вновь глазами
По контуру буквы веди.
Рисуй ей пару моментально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
Теперь следи за буквой Ж
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко. Не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась!
Ты - молодец!
Работа по карточкам (упр. 36, стр. 36, из пособия «Словарные слова»)
- Заполни пропуски в словах, лишнюю зачеркни.
- Назовите другую орфограмму в этих словах.
- Что нам поможет определить правильную парную согласную по звонкости - глухости (правило).
- Вспомните.
Парная согласная не всегда опасная,
Если гласная за нею, то согласная слышнее.
V. Закрепление
Рабочая тетрадь, страница 54, упр.94.
- Допишите пары слов, пользуясь алгоритмом. (по рядам)
- Какую букву написали? Обоснуйте свой ответ.
Проверка - веер.
- Написание, каких согласных проверять не надо? (Непарных)
- Почему?
- Молодцы. Вы хорошо справились с работой. Выполните следующее задание. Вы еще раз должны показать прочность своих знаний.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Учебник, стр. 118, упр. 176
Чтение текста учителем.
- О чём текст?
- Как бы вы озаглавили текст? (НАШ ПРУД, ПРУД ЛЕТОМ).
- Обратите внимание на слова с пропущенными буквами. Какое правило?
- В чём особенность? (согласные в середине слова)
- Как их проверить? (По алгоритму)
- Подберите проверочные слова. Запишите слова в тетрадь
- А как вы представляете этот пруд зимой?
- Опишите, какими бывают деревья зимой?
- Что могут делать на льду ребята?
- Запишите текст, используя слова с парными согласными.
- Прочитайте.
VII. Повторение
- Что мы проверяем в корне слов? (парную согласную и безударную гласную)
- Как не ошибиться в их написании.
- Всем ли легко дается подбор проверочных слов? Нужно ли повторить эти правила на следующем уроке?
- А еще вы закрепите свои знания, выполнив дома, упр. 99 на стр. 56 рабочей тетради.
VIII. Рефлексия
- Что понравилось больше на уроке?
- Чему учились? Оцените свою активность.
- Оцените свою работу.
- Давайте подарим себе смайлик с нашим настроением.