Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.
Задачи:
- Закреплять знания о составе числа в пределах 10.
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
- Продолжать учить называть дни недели, времена года, месяцы.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
- Продолжать развивать логику, внимание, мелкую моторику рук, концентрацию зрительного внимания.
- Продолжать учить составлять простые арифметические задачи, закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
- Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек.
Раздаточный материал:
- 4 мольберта,
- счетные палочки,
- карточки с цифрами,
- космическая ракета с окошками для выкладывания кода,
- картинки к задания.
Предварительная работа с детьми: Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Методические приёмы:
- Наглядные;
- Словесные (напоминания, указания, вопросы);
- Игровые (сюрпризный момент);
- Поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Словарная работа:
- Активизация словаря: закрепление понятий «цифры», «математические знаки, «геометрические фигуры», путешествие.
- Обогащение словаря: выше - ниже, длиннее - короче, толще - тоньше, старше - младше, шире - уже.
Утренний круг приветствие:
Все в сборе дети, взрослые
Мы можем начинать
Но прежде надо дружно
Нам «здравствуйте» сказать.
Воспитатель: ребята, мы сегодня отправимся в космическое путешествие на планету где правит Математическая Королева и сегодня она у нас в гостях.
Ход занятия
Математическая королева: «Дорогие ребята, вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, я прошу помочь мне! Дело в том, что на мою математическую планету забрался двоечник. Он сотворил ужасные вещи: разрушил дома в моем королевстве, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками! Все нарушилось на моей планете! Жители планеты страшно напуганы, и некому нам помочь. Математическая планета в опасности».
Воспитатель: «Ребята, поможем на Планете Математике навести порядок?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: Но попасть в это королевство совсем не просто, ведь планета находится в космосе. А чтобы узнать, на чем мы отправимся, нужно выполнить первое задние.
Только умным, только ловким разгадать головоломки
Ты по клеточкам шагай, что там скрыто угадай.
Ребята, давайте попробуем разгадать.
Дети садятся за стол, выполняют первое задание.
Воспитатель: Мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку. Ребята, у вас в тетрадочке у каждого стоит красная точка. От этой точки мы будем работать дальше:
Ориентировка по клеточкам: 2 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 9 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1вправо, 5 вниз, 2 влево, 3 вверх, 2 влево, 3 вниз, 2влево, 3 вверх, 2 влево, 3 вниз, 2 влево, 5 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 9 вверх, 1вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вверх.
Воспитатель: Что у вас получилось? (ракета) Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что помочь королеве математики мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Наше путешествие начинается, ракета готова к полету.
Но чтобы попасть на ракету нужно пройти код.
Прохождение кода
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Воспитатель: Перед вами лежат карточки с цифрами. Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
(На доске космическая ракета, один ребенок раскладывает цифры).
- Сколько пальцев на правой руке? (5)
- Сколько глаз у светофора? (3)
- Сколько носов у двух собак? (2)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько ушей у двух кошек? (4)
- Сколько лап у двух собак? (8)
- Сколько пальцев на двух руках? (10)
- Сколько в неделе выходных дней? (2)
Математическая королева: Молодцы, ребята, вы успешно прошли код, и теперь мы с вами отправляемся на мою математическую планету.
- Запуск двигателя начинаем обратный отсчет «10,9,8,7,6,5,4,3,2,1».
(Звучит музыка полет в космос, дети встают со стульчиков и подходят к мольберту 1).
Мы приземлились на главную улицу, которая называется «Знайка».
Здесь мы будем отвечать на вопросы, ответы на которые помогут нам продолжить наше путешествие.
Воспитатель читает вопросы, дети отвечают.
- Сколько времён года(4)
- Сколько месяцев у каждого времени года(3)
- Сколько месяцев в году(12)
- Сколько недель в каждом месяце? (4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Какой сегодня день недели (вторник). Какой по счету это день недели(2).
Математическая королева: Молодцы и с этим заданием вы справились.
И следующий пункт нашего путешествия улица «Отдыхайка».
Для полета в космос мы должны быть сильными и выносливыми. Становитесь на зарядку.
Физкультминутка
Все готово для полета (руки вперед, вверх)
Ждут ракеты всех ребят (руки над головой, изображая ракету)
Мало времени для взлета (маршируют на месте)
Космонавты встали в ряд (прыжок, ноги врозь, руки на поясе)
Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон (наклоны вперед)
Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром
Как пружинки все присели
И на место разом сели.
Математическая королева: Ребята, пока мы с вами отдыхали, двоечник запутал жителей планеты, и они не могут найти правильный ответ. Будьте внимательны.
- Если дерево выше куста, то куст?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
- Если канат толще нитки, то нитка?
- Если сестра старше брата, то брат?
- Если река шире ручья, то ручей?
Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием. Теперь мы можем продолжить наше путешествие.
И следующая улица «Волшебные палочки».
Дети садятся на стулья.
Ребята, Математическая королева хочет с вами поиграть.
Игровое задание со счетными палочками
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.
Ход занятия
Воспитатель дает детям задание:
- Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
- Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
- Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
- Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
- Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
Воспитатель: ребята, давайте назовём геометрические фигуры которые у нас получились, молодцы, мы продолжаем наше путешествие.
Следующий пункт нашего назначения «Звездный городок».
(На столах приготовлены листочки с заданиями на состав числа 8,9,10. «Засели жильцов в домик».)
Воспитатель: в звёздном городке построили дома для будущих космонавтов, но вот проблема не успели заселить всех жильцов.
Игра «Числовые домики»
Расставьте цифрами по сколько человек можно заселяться в комнаты. На крыше указано количество человек на одном этаже.
(Вызвать трех детей к доске. Работаем дружно, командой. Проверяем задание.)
Молодцы, все справились на отлично.
На следующей улице живут логические задачки.
Самые любимые, самые озорные. Их задания самые сложные. Они сейчас вас попробуют запутать, будьте особенно внимательны.
(Дети показывают карточку с цифрой.)
Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей?
(Шесть)С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
(Четыре)Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
(Семь)Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?
Молодцы, продолжаем наше путешествие.
Следующая улица «Составляйка и Решайка».
Воспитатель: Давайте решим задачи по картинкам. Дети выходят по очереди к доске, а остальные составляют решение на столе.
1. Вот первая задача, космонавты взяли с собой в полет 6 тюбиков с первым блюдом и 4 тюбика со вторым блюдом. Сколько тюбиков с едой всего взяли космонавты? 6+4=10 правильно. Ребята, с помощью какого арифметического знака мы решали сложение или вычитание? Правильно - сложение, значит мы поставим знак +.
2. На космическом корабле находилось 5 космонавтов. 4 космонавта вышли в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на космическом корабле? 5 - 4 = 1, какой знак поставим? - минус
3. Для полета в космос было приготовлено 8 скафандров, 4 скафандра одели космонавты. Сколько космонавтов улетело в космос? 8-4=4
4. Два дня космонавты тренировались на спортивной площадке, а 4 дня в Звездном городке. Сколько всего дней они тренировались? 2+4=6
Все верно, ребята! Молодцы, продолжаем, наше путешествие.
Математическая королева: а сейчас мы с вами на Площади Геометрических фигур, где двоечник и хулиган разбросал все фигуры.
На столе у вас лежат задания на листочках.
Ребята, жители просят вас раскрасить только те детали, из которых составлена фигура.
Воспитатель: Жителям планеты математики благодарят вас за помощь.
Вот и закончилось наше космическое путешествие. Мы справились со всеми заданиями и можем отправляться обратно на землю. Пристегните ремни. Начинаем отсчет времени. Опускаемся на землю (звучит музыка).
Давайте с вами закроем глазки.
И начнем отсчет, готовы.Раз, два, три, четыре пять
В нашей группе мы опять.
Ну вот, ребята, все математические приключения позади.
Королева Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли мое королевство, теперь на планете царит абсолютная точность и порядок.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей планеты и от меня лично, вручаются памятные сувениры! Надеюсь, они вам понравятся».