Конспект урока «Технология приготовления блюд из круп». 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Технологическая карта урока

Предмет

Технология

Класс

5

Тему учебного занятия

Технология приготовления блюд из круп.

Основные понятия

Зерновые культуры, пшеница, рожь, овес, ячмень, рассыпчатые, вязкие, жидкие каши.

Педагогические цели

Выполнить практическую работу по приготовлению блюд из круп.

Задачи учителя

Научиться распознавать виды круп, выполнять первичную и тепловую обработки, оформлять готовое блюдо и сервировать стол.

Тип учебного занятия

комбинированный урок - урок приобретения новых знаний и урок закрепления знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Освоение новых знаний о пищевой ценности блюд из круп, выявление характерных особенностей различных видов круп, первичной обработки, способах варки, знать признаки качества продукта.

Регулятивные: умение планировать промежуточное действие, чтобы достигнуть полученный результат;
Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, наблюдение, анализ информации, формулировка вывода.
Коммуникативные: умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию. Применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Литература

Технология. Учебник для 5 классов

Этапы работы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности. Организация самоопределения учащихся к деятельности на уроке

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Отмечает отсутствующих, задает вопросы на повторение пройденного материала.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. Отвечают на вопросы.

Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Коммуникативные: планирование, сотрудничество с учителем и учащимися.

Актуализация

Установка на восприятие, формирование вместе с учащимися темы урока

Подведение учащихся к теме урока. Постановка задачи - научиться распознавать виды круп, выполнять первичную и тепловую обработки, оформлять готовое блюдо и сервировать стол.

Диалог с учителем.

Личностные: мотивация к учебной деятельности.
Регулятивные: принимают учебную задачу, прогнозируют результаты и усвоение знаний.

Изучение нового материала

Словесно-иллюстрационный рассказ о видах и получении круп, о роли каши в русских обрядах, знакомство с блюдами из круп, способах тепловой обработки, о содержании витаминов, о современной бытовой технике для приготовления блюд

Показ презентации (Правила приготовления каши).
От чего зависит консистенция блюда? Все ли крупы необходимо замачивать? Как определить готовность блюда?

Работают с рабочим листом, анализируют информацию, выполняют запись, отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, умение задавать вопросы.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентироваться в учебнике.
Личностные: проявление интереса к учебному материалу, уважительное отношение к чужому труду.

Практическая работа

Организация рабочего места. План работы. Сервировка стола и правила этикета

Инструктаж по безопасности труда. Проводит коррекцию плана работы. Контролирует правильность приемов работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе.

Выполняют практическую работу. Сервируют стол для дегустации блюда. Проводят дегустацию готового блюда.

Познавательные: умение подготовить рабочее место, организовать творческое пространство.
Регулятивные: ориентируются по технологической карте, составляют план и последовательность действий работы.
Личностные: ориентирование на плодотворную работу, соблюдение правил безопасности труда и правил этикета.

Итог урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке знаний, оценка результатов работы

В процессе анализа организует беседу по вопросам, поставленным в целях и задачах. Объяснение домашнего задания.
Спасибо за урок. Урок окончен.

Анализирует результаты работы, слушают учителя. Уборка рабочих мест.

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер о проделанной практической работе.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: ориентирование на уважительное отношение к труду одноклассников.

План-конспект урока по технологии

Раздел: «Кулинария».

Цели урока: выполнить практическую работу по приготовлению блюд из круп.

Материально-техническая база:

  • кабинет технологии;
  • мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;
  • кухонное оборудование: электроплита;
  • инструменты, приспособления: посуда, столовый набор;
  • материалы: продукты.

Тип урока: комбинированный - урок приобретения новых знаний и урок закрепления знаний.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация презентации.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, групповые, фронтальная.

Результаты обучения:

  • обучающиеся научатся готовить различные блюда из круп;
  • умение анализировать полученную информацию и применять ее на практике.

Словарная работа: крупы: гречневая, рисовая, овсяная, пшено, рассыпчатая, вязкая и жидкая каши.

В начале урока на экран выведена тема урока.

Ход урока

1. Организационный момент

  1. приветствие;
  2. проверка явки учащихся;
  3. заполнение учителем классного журнала;
  4. проверка готовности учащихся к уроку (на рабочем месте должно находиться следующее: ручки, учебники, тетради).

2. Настрой учащихся на работу

Мотивационное начало урока.

Запишите тему урока: «Технология приготовления блюд из круп».

Далее учитель предлагает сформулировать задачи, которые необходимо решить на данном уроке и фиксирует предложения учащихся.

Задачи урока:

  • ознакомить учащихся с видами круп и их первичной обработкой;
  • формировать знания и умения по технологии приготовления блюд из круп;
  • воспитывать аккуратность и наблюдательность при выполнении практических заданий;

3. Повторение пройденного материала

Учитель организует беседу, в ходе которой идет повторение изученного материала. Примерные вопросы для повторения.

Вопросы:

  1. Что означает слово «бутерброд»?
  2. Какие существуют виды бутербродов?

Ответы на вопросы получены.

4. Изложение нового материала

Обратимся к пищевой пирамиде.

Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу.

Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах "содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.

Какие крупы для приготовления блюд вы знаете?

Пшеничная крупа. Вырабатывают пшеничную крупу двух видов: манную и пшеничную шлифованную (крупа полтавская).

Овсяная крупа. Выпускают крупу овсяную недробленую шлифованную, овсяную плющенную (разваривается быстрее, чем недробленая) и овсяные хлопья "Геркулес" (отличаются быстрой развариваемостью).

Рисовая крупа. В зависимости от особенностей производства рис подразделяется на шлифованный, полированный и дробленый.

Гречневая крупа. В зависимости от состояния ядра гречневая крупа подразделяется на ядрицу и продел. Ядрица - крупа из цельного неколотого ядра гречихи. Продел представляет собой колотое ядро гречихи.

Кукурузная крупа. Из кукурузы вырабатывают шлифованную кукурузную крупу.

А кроме каши, какие блюда вы еще знаете?

Обобщив ответы учащихся, констатируем, что крупы используют в приготовлении:

  • Закусочных блюд: (салаты, пасты)
  • Первые блюда: (супы)
  • Вторые блюда: (каши, запеканки, гарниры)
  • Сладкие, десертные блюда: (муссы, пудинги, пироги, печенье).
  • Каши по консистенции варят: рассыпчатые, вязкие, жидкие. От чего зависит густота каши?

Из ответов обобщаем, что все зависит от соотношения количества жидкости и крупы.

Какие жидкости можно использовать для варки каши? (молоко, вода, бульон…).

Каша одно из самых распространенных русских национальных блюд. Как говаривали в старину «Щи да каша - пища наша».

Первичная обработка крупы.

Что вы можете сказать о первичной обработке круп?

Крупы перед приготовлением перебирают, просеивают, моют, подсушивают или обжаривают. Выбор способов первичной обработки зависит от вида и степени измельчения данной крупы.

Посуда для приготовления блюд из круп.

Как правило, такие блюда готовятся в кастрюлях емкостью полтора - два литра. Для варки рассыпчатых каш применяются металлические кастрюли с круглым утолщенным дном и плотно прилегающей крышкой или казаны.

Просмотр видеоматериала (Правила приготовления каши).

5. Учитель переходит к самостоятельной учебной фронтальной работе

6. Практическая часть урока

Инструктаж по практической работе.

Повторение правил техники безопасности при выполнении кулинарных работ (с электронагревательными приборами; с горячими жидкостями и посудой, ножом и приспособлениями).

Самостоятельное составление технологической последовательности:

  1. Налить воду, вскипятить;
  2. Добавить соль;
  3. Засыпать крупу:
  4. Варка каши;
  5. Добавить масло;
  6. Накрыть крышкой и довести кашу до готовности (упревание);
  7. Подать на стол.

Практическая работа: приготовление каши «Геркулес».

По необходимости: повторный инструктаж учителя, оказание развивающей помощи.
Самоконтроль.

Анализ выполнения самостоятельной работы учащихся, выявление ошибок. Дегустация блюд, приготовленных учащимися. Оценивание.

7. Закрепление новых знаний

Устно ученики отвечают на вопросы учителя:

  • Что используют в качестве жидкой основы для приготовления каш?
  • Какую крупу замачивают перед варкой?
  • В какой посуду лучше всего варить каши?
  • По способу приготовления каши бывают?

8. Заключительная часть урока. Подведение итогов совместно с детьми

Подводим итог урока, выставляем оценки.

9. Домашнее задание

Повторение изученного материала.

10. Уборка рабочих мест

Ученики выполняют уборку рабочих мест.