Технологическая карта урока географии в 9-м классе "Численность населения России"

Разделы: География

Класс: 9

Ключевые слова: численность населения России


Цель урока: формирование представления о численности населения России на основе сведений о специфике демографических показателей.

Задачи урока:

  1. Создать условия для обучающихся при которых они смогут:
  • давать определения понятиям: «демография», «воспроизводство», «демографический кризис», «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения»;
  • определять особенности динамики численности населения России;
  • приводить примеры демографических показателей;
  • выявлять и называть особенности воспроизводства населения в стране;
  • устанавливать причины и последствия демографических кризисов.
  • называть особенности современной демографической ситуации в России.
  1. Развивать умения работать со статистическим материалом, таблицами, графиками, интернет-ресурсами, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала.
  2. Воспитывать информационную культуру, чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умения формулировать определение понятий «демография», «демографический кризис», «воспроизводство населения», определяют динамику населения России в XX веке, устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам, умение работать с текстом, выделять в нем главное
  • Личностные УУД: умения соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
  • Регулятивные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  • Коммуникативные УУД: умения работать с текстом, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные: познавательный интерес к географии, осознание значения знаний по географии для человека и общества.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ.

Технологии: информационном - коммуникативная, здоровьесберегающая, проблемное обучение.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, фронтальная работа.

Методы обучения

  • Создание проблемной ситуации;
  • Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;
  • Создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

Оборудование: компьютер, смартфоны, учебник, интернет - ресурсы, приложение.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Организационный момент

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.
У каждого на столе лежит маршрутный лист урока. (Приложение 1)

Настраиваются на работу,
приветствуют друг друга

2 этап.
Проверка домашнего задания

Организует проверку домашнего задания. (Приложение 2)
У каждого в маршрутных листах есть QR-код с заданиями в формате ОГЭ, на выполнение 7 минут. Ответы записываем в лист ответов.
По ключам проверяет работы.

Считывают QR-код, выполняют задания, ответы записывают в лист ответов.

3 этап. Мотивация

Сегодня мы с вами изучим тему, которая в данный момент волнует всех нас и наше общество.
Вот такие слова: Воспроизводство населения, Рождаемость. Смертность. Естественный прирост. Миграция.
Как вы думаете, какую тему нам предстоит изучить?

Отвечают на вопросы

3 этап.
Постановка цели и задач урока

Запишите тему урока в тетради.
«Численность населения России»
Главное богатство страны - это ее население.
Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.

Записывают тему.

Формулируют цель и задачи урока

- мы узнаем, какие науки изучают население;
- узнаем что такое перепись населения;
- дадим определения новым понятиям
Подумайте в течения урока
Проблема урока: Какие причины повлияли на изменение численности населения России в конце XX, начале XXI в.?
Называют цели и задачи
4 этап.
Актуализация знаний
Вспомните
Какова численность населения на Земле?
Какая страна имеет самую большую численность населения?
Отвечают на вопросы
Более 7 млрд. человек
Лидер - Китай
Почему тема «численность населения» так важна? Почему именно население - главное богатство страны? Высказывают свои предположения.
Необходимо знать численность людей, сколько пожилых, детей. Сколько необходимо строить жилья, производить продуктов, одежды. Сколько выплачивать пенсии.
Какая наука занимается изучением населения? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике стр.60. Читают текст, отвечают на вопрос
Записывают в тетрадь: Демография.
Какие методы учета населения вам известны из истории?
А кто знает когда была первая перепись?
Отвечают на вопрос
Перепись населения
Рассказывает краткую историю переписи в нашей стране.
Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 года.
Последняя перепись населения России была проведена в октябре 2010 года.
С 15 октября в России начнется очередная перепись населения, впервые ее можно пройти дистанционно на портале ГОСУСЛУГИ. Результаты переписи будут подведены через полгода.
Высказывают предположение о дате переписи.
Слушают учителя
Выясним, сколько людей живет в России?
Для этого перейдите по ссылке зашифрованной в QR-коде в вашем маршрутном листе

https://countrymeters.info/ru/Russian_Federation
Называют цифру и записывают в тетрадь
146 011 530 человек

Давайте сравним численность населения в России, используя данные таблицы, зашифрованные в QR-коде



https://disk.yandex.ru/i/w7BxxsBzmQ-oNQ

Какое место по численности среди стран мира занимает Россия?

Было 7 место, сейчас 9 место

Как изменилась численность россиян?
Какой вывод можно сделать?

Уменьшалась с 2002 по 2013 г, а затем возросла

Делают вывод: Численность населения не стабильна, то растет, то уменьшается.

Физминутка

Включает (видеоролик)

проводят физминутку

5 этап.
Первичное усвоение знаний
Численность населения с 2014 г увеличилась, так как было присоединение Крыма, где численность жителей около 2 млн. человек
Вернемся на сайт

https://countrymeters.info/ru/Russian_Federation
От чего же зависит численность населения?
Разница между числом родившихся (рождаемостью) и числом умерших (смертностью) за определенный период времени называется естественным приростом. Рассчитывается по формуле: Р-С= Е.П.
Запишите ее в тетрадь.
Рассчитайте ЕП на сегодня, используя данные с сайта https://countrymeters.info/ru/Russian_Federation
О чем свидетельствует нам цифра - 401?

Отвечают на вопрос
Численность населения зависит от количества родившихся и умерших.

Записывают формулу

ЕП =4432-4833= -401

Воспроизводство - это совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, проявляющаяся в постоянной смене людских поколений.
Учитель знакомит с типами воспроизводства
Традиционный и современный

Провалы в численности населения называют демографический кризис (депопуляция). Запишите в тетрадь определение.

Противоположный процесс называется - Демографический взрыв - резкий скачок в численности населения.

Отвечают на вопрос
Убыль населения в России.

Записывают в тетрадь схему

Воспроизводство

Прочитать стр. 63 учебника, найти ответы на вопросы
1.Сколько кризисов было в России? Назовите их.
2. Какова причина кризисов?

Записывают в тетрадь
Демографический кризис

Демографический взрыв

Работа по учебнику
и отвечают на вопросы
Демографические кризисы.

1 демографический кризис: 1914-1922 годы.
Связан с Первой мировой войной, революцией 1917 года, гражданской войной, массовой эмиграцией, эпидемией гриппа.
2 демографический кризис: 1932-1937 годы.
Связан с коллективизацией сельского хозяйства, голод 1933-1934 года, репрессии.
3 демографический кризис: 1941-1945 годы
Многие мужчины ушли на фронт и не вернулись с поля боя. Общие людские потери Советского Союза в войне составили примерно 27 млн. человек.
4 демографический кризис: 1990 годы - настоящее время.
Связан с экономическим кризисом, нестабильностью, неблагоприятной экологической обстановкой.
Этот кризис называют современным.

Почему, рождаемость последние годы была меньше смертности, а численность населения России все же увеличивалась?
Действительно, численность населения зависит от воспроизводства и миграции.
Какова же демографическая ситуация в России.
Ответьте мне, пожалуйста, сколько детей у ваших бабушек и дедушек?
Сколько детей в вашей семье?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Отвечают на вопрос

Проведем небольшое исследование.
Поднимите руки у кого в семье только вы один ребенок?
У кого 2, 3, 4 детей?
Какой вывод можно сделать?
В России чаще всего в семьях 1-2 ребенка, поэтому происходит уменьшение численности. Но в нашей стране были периоды резкого снижения численности населения.
Отвечают на вопрос

Сколько детей вы хотели бы иметь?
Как вы думаете увеличиться ли численность населения РФ в будущем?
Посмотрите, как изменилась численность Волгоградской области и г. Камышина
Для выполнения задания расшифруйте QR-код

http://www.statdata.ru/naselenie/volgogradskoj-oblasti

Отвечают на вопрос

Данные по Волгоградской области и Камышину подтверждают общую тенденцию снижения численности населения.
Демографический прогноз (к 2050 г. население РФ сократится со 146 до 108 млн. чел.)
Население области уменьшилось. В Камышине сейчас проживает 108 665 человек.

Итак, подведем итог. Какие же причины повлияли на изменение численности населения России в конце XX, начале XXI в.

Вывод: В 20 веке Россия понесла большие людские потери не только количественные, но и качественные, т.к. в войнах, конфликтах гибнут яркие, самоотверженные, выдающиеся личности. И сейчас нельзя допустить новые потери и нужно беречь людей - это главное богатство России.

Высказывают свою точку зрения.
Войны, миграции, экономический кризис

6 этап.
Первичное закрепление

Практическая работа «Расчёт параметров естественного движения населения».
Работа в парах.
Выполните задания в формате ОГЭ, проверьте себя расшифровав QR- код. (Приложение 2)

Выполняют задания
Записывают решение в тетрадь

7 этап.
Информация о домашнем задании.

§ 9, выучить термины, ответить устно на вопросы.
Для тех, кто планирует сдавать ОГЭ решить задание 22 на сайте https://geo-oge.sdamgia.ru/

записывают домашнее задание

8 этап.
Рефлексия (итог урока)

Продолжите высказывание:
-Сегодня на уроке я узнал…
- Мне понравилось …
- Я могу использовать эти знания…

Оценки за урок

Высказывают свое мнение