Цель: Систематизировать знания учащихся о единицах времени.
Задачи урока:
- учить сравнивать и преобразовывать единицы времени;
- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать задачи;
- развивать познавательный интерес, мышление учащихся;
- воспитывать культуру речи.
1. Оргмомент
Что мы знаем, будем ….
Что забыли, будем …
В математике любая ….
Не обходится без устного …
2. Прочитайте слова с доски и скажите, что их объединяет?
Четверо, четвёрка, четвертый, Четвертак, четыре, четвертинка, четверть
- К каким частям речи вы бы отнесли эти слова и почему?
- С какой величиной мы работаем сейчас на уроках математики?
- Какой месяц четвертый по счету?
- Как его называли в старину? Почему? (снегогон, первоцвет, цветень, солнечник, водолей))
- Сколько полных месяцев и дней прошло от начала года до сегодняшнего дня?
Пройдет до 21 июля? До 6 августа?
- Какое число и месяц наступили, если от начала года прошло 4 месяца? 5 месяцев 10 дней? 87 дней? (зависит от високосного года)
(Работа с календариком)
- Что такое квартал? Сколько кварталов в году? Сколько кварталов прошло от начала года? (работа со словарем)
- Какое еще значение есть у слова квартал? (часть города, ограниченная пересекающимися улицами).
- Сколько кварталов мы пройдем от школы до Театра Юного зрителя? (Труда - Пятницкая, Пятницкая - Преображенская, Преображенская - Московская, Московская - Спасская) Там находится пешеходный квартал Вятский Арбат.
На этой улице есть место встречи жителей и гостей города - часы.
- Какое время показывают часы, если часовая стрелка стоит на числе 4, а минутная на 12?
- Какое это время суток может быть?
- Как стоят стрелки в 12 часов?
- На сколько передвинется часовая стрелка, если минутная сделает 3 полных оборота? Как будут расположены стрелки?
- Какой угол образуют стрелки часов (прямой, острый или тупой), если сейчас 2ч? 4ч? 5ч? 7ч? 11ч? 9ч?
(работа в парах с моделью часов)
3. Какие единицы времени мы еще не называли сегодня? Каково их соотношение?
Игра "Чей ряд дружнее и быстрее"? (Вставить пропущенные числа.)
- 1 век =…лет
- 1 год = …мес
- 1 сут = …ч
- 1ч =…мин
- 1 мин =… с
- 1 ч =…с
- Где может пригодиться знание таблицы мер времени?
Стр. 63 №3 (с комментированием)
4. Прочитайте задачу
2-я декада апреля завершится автобусной экскурсией. Она закончится в 18ч. Продолжительность экскурсии 2 ч. В какое время начнется экскурсия?
- Что такое декада?
- Что надо найти в задаче: начало события, продолжительность, конец события?
Схема на доске (в виде числового луча).
- Каким действием найдем начало события?
- А что такое четверть? Применительно к школе - отрезок учебного года.
- Предлагаю отправиться в некоторые страны за интересными фактами школьной жизни.
А) В одной из стран учебный год принято начинать в понедельник. Если 1 сентября выпадает на какой-то другой день недели, то начало занятий всё равно переносят на понедельник. Выбери число, в котором 5 сотен и 7 единиц, и узнаешь, что это за страна.
- 507 - Ирландия
- 705 - Израиль
- 570 - Индия
- 57 - Австралия
Б) Школьникам одной из деревень Египта приходится преодолевать огромное расстояние до школы. Сократить время им помогают проходящие мимо грузовики.
Реши уравнение - и узнаешь, сколько километров составляет путь от деревни до школы.
Х+85=235
В) Составь программу действий, вычисли - и узнаешь, какова продолжительность урока у старшеклассников в школах Канады.
90 : (21 - 6) + 8 · 3 + 50 =
Д) Многие поэты интересовались математикой.
Один из русских поэтов мог до поздней ночи решать какую-нибудь математическую задачу. Выбери вариант, где величины времени расположены по убыванию, - и узнаешь фамилию этого поэта.
- 2 декады, 17 суток, 1 квартал - Ф.И.Тютчев
- 1 квартал, 2 декады, 17 суток - М.Ю.Лермонтов
- 17 суток, 2 деекады, 1 квартал - С.А.Есенин
- 17 суток, 1 квартал, 2 декады- А.С.Пушкин
Д.з. составить и решить 2 задачи на продолжительность события по теме «Школа».