Урок теоретического и практического обучения для учащихся 10-х классов "Воображение"

Разделы: Школьная психологическая служба, Дополнительное образование

Класс: 10


Раздел: Психические процессы и состояния. Для учащихся 10 классов по дополнительной образовательной программе «Психолого-педагогическая подготовка».

Тема занятия: Воображение.

Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с тем, что такое воображение; дать представление о функциях, типах и формах воображения.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес к изучению науки, воображение учащихся; креативное мышление, умение анализировать и обобщать полученную информацию.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к психологическим знаниям, к профессии психолога.

Тип занятия: комбинированный урок.

Методы обучения:

  • словесный (беседа, рассказ);
  • практический (упражнения, задачи, задания, сказка).

Количество часов на тему: 3 часа.

Оснащение: моноблок, телевизор, презентация, конспект, рабочие тетради учащихся, портфолио учащихся.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история.

Литература

  1. Л.Крутецкий «Психология» М, 1980.
  2. А.В.Петровский «Введение в психологию», 1997.
  3. Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова «Психология для старшеклассников» - часть I, 2001.
  4. А.Г.Маклаков «Общая психология», 2000.
  5. Под.ред.Дубровиной И.В. «Психология», 2003.
  6. А.В.Гомезо «Атлас по психологии».
  7. Е.И. «Психология познания», 2001.

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, отметка отсутствующих, назначение дежурных.

II. Повторение пройденного материала по теме «Мышление»

Тестовый контроль

Инструкция: выбрать правильный ответ; за каждый правильный ответ 1 балл

1. Развитое абстрактно-логическое мышление необходимо:
а) танцору;
б) дизайнеру;
в) программисту;
д) агроному.

2. К мыслительным операциям относят:
а) анализ и синтез;
б) сравнение;
в) абстрагирование и конкретизацию;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.

3. Мышление зависит:
а) от нашего восприятия мира;
б) от культуры;
в) от опыта;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.

4. Мышление всегда связано:
а) с решением задач;
б) с выходом из трудной ситуации;
в) с речью;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.

5.Анализ - это:
а) мысленное разложение целого на части;
б) выделение из целого его сторон, действий и отношений;
в) все ответы верны;
г) все ответы не верны.

III. Актуализация знаний

Американский медик и этнограф Гарри Райт во время путешествия по тропической Африке оказался свидетелем странного случая. Один воин чем-то разгневал всеми почитаемого колдуна, и тот поклялся отомстить обидчику. Несколько соплеменников слышали это, а еще несколько человек видели, как колдун трижды обошел вокруг хижины своего врага. И хотя больше он ничего не предпринимал - не использовал никаких ядов, не произносил никаких заклинаний и вообще не приближался к воину, тот, узнав о совершенном колдуном действии, задрожал от ужаса. Три дня не жаловавшийся до этого на здоровье мужчина лежал неподвижно, отказываясь от еды. А на четвертый день умер. На его теле не было ни малейших повреждений и признаков болезни. Его убило ……… (воображение).

IV. Изложение нового материала

«Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного - героем.»
А.Франс

Вопрос к учащимся: как вы понимаете в чем суть высказывания французского писателя А.Франса?

(заслушать ответы учащихся)

План.

  1. Понятие о воображении.
  2. Типы воображения.
  3. Приемы создания образов воображения.
  4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

1. Понятие о воображении

Одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определённой обработке. Существование этого феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять её. Воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно направляя свои усилия к цели. Характер деятельности человека предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. (пчела-постройка восковых ячеек). Т.е. человек создает в своём сознании образ, которого пока в реальности нет, а основой создания этого образа является прошлый опыт человека, который он получил при взаимодействии с окружающей действительностью.

Вот этот процесс - процесс создания новых психических образов - называется воображением.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Функции:

1. Воображение участвует в регуляции мотивированного поведения человека:

Деятельность воображения связана с:

а) эмоциональными переживаниями человека. (представления желаемого вызывают у нас позитивные чувства; а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из негативных состояний).

б) воображение присутствует в любом виде трудовой деятельности (не будь у человека воображения он был бы беспомощным в практической жизни - не смог бы пользоваться компьютером)
Физиологической основой воображение является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединенные в новые системы.

2. Воображение оказывает влияние на регуляцию органических процессов. (Например, обмен веществ и т.д. - представление о вкусном обеде вызывает обильное слюноотделение).

Представления воображения:

  • представления того, что существует в действительности, но чего человек не видел (тундра, Париж);
  • представления исторического прошлого (древний Новгород; Пётр I)
  • представления того, что будет в будущем (дома и т.д.)
  • представления того, чего никогда не было в действительности (Евгений Онегин, сказочные герои).

2. Типы воображения

(непреднамеренное - появляется в полусонном, дремотном состоянии, когда человек засыпает)

1. Преднамеренное:

а) воссоздающее - воспроизведение образов представлений исходя из уже известных, имеющихся в опыте (Пр.: человек может представлять себя рядом с египетскими пирамидами, не приезжая в Египет; описание исторических, географических мест и т.д.);

б) творческое - человек преобразует представления и создает новые, не имеющие аналогов в прошлом опыте. Способность к творчеству связывают с понятием «креативность» (от лат сл. - созидание).

Креативность - способность генерировать идеи, вырабатывать стратегии и способы решения задач.

в) мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее.

Эти виды воображения являются активными, сознательными, произвольными процессами.

2. Пассивное - может быть преднамеренным и непреднамеренным:

а) преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей - грёзы связаны с потребностями.

Преобладание грёз в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир.

(Пр.: ученик, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе выдуманную жизнь, где ему всё удается, где ему все завидуют, где он занимает положение.)

б) непреднамеренное наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах во сне, в полудремотном состоянии.

(Пр.: галлюцинации).

3. Приемы создания образов воображения:

В основе создания образов воображения лежит анализ и синтез.

4. Агглютинация - создание нового образа воображения путём присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. («склеивание») - Пр.: русалка, кентавр, робот и т.д.

Используется в искусстве и техническом творчестве (автомобиль - амфибия; судно на воздушной подушке).

5. Схематизация - изображение чего-то в обобщенном виде.

(Пр.: дети прекрасно владеют этим приемом: «Палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек»; «квадрат, треугольник, труба и дым - домик» или орнамент украшающий вазу, чашку, ковёр - можно определить страну).

6. Акцентирование - подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков образа. Используется при создании художественных образов героев.

Если переносится на весь предмет, увеличивает его - это гипербола - великан или уменьшает образ - это литота.

(мальчик - с - пальчик, дюймовочка).

7. Индивидуальные особенности воображения и его развитие

1. Воображение у людей развито по-разному.

(Пр.: слабое воображение влечёт за собой затруднения в решении мыслительных задач).

Высокий уровень воображения наблюдается у людей занятых творческой деятельностью. (Писатели, художники, учёные).

2. По типу воображения чаще встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Это отражается на индивидуально-психологических особенностях человека.

Так, люди слухового или двигательного типа очень драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

3. Человек не рождается с развитым воображением. Воображение можно развивать, используя разные приемы. Один из таких приемов описан К.Паустовским в повести «Далекие годы»: в классе на столе учителя географии Черпунова стояли бутылки с желтоватой водой, залитые сургучом. На каждой бутылке была наклейка: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо». Здесь была вода из Волги, Темзы и т.д. Старый учитель любил показывать эти бутылки на уроках. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира. «Смотрите, - он взбалтывал бутылку, - сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта».

Через несколько лет гимназисты узнали, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. Черпунов придумал эти бутылки с наклейками, считая, что таким путем он дает толчок развитию воображения своих учеников.

Воображение, творчество пронизывают и всю деятельность педагога. Не случайно в психологической структуре деятельности учителя ведущее место занимают конструктивные и проектировочные умения.

Конструктивные умения связаны с планированием занятий на целый учебный год, четверть, с построением и проведением каждого урока. Они всегда дают большой эффект, если основой их служит творческое начало.

В проектировочных умениях творческое начало выражено ярче. Здесь речь идет о необходимости видеть «завтрашний день» своих учеников (видеть, каким каждый из них должен стать, скажем, к концу года) и соответственно этому строить педагогический процесс. Только в этом случае обучение и воспитание становятся факторами, направляющими всестороннее развитие школьников.

Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности прежде всего относится одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность. При этом отношения человека к другим людям, к жизни эмоционально приподняты.

Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Если у него и наблюдается проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают типичную для него прозаичность.

Одухотворенность - одно из важнейших и ценнейших качеств личности педагога. Учителя, который рассказывает учащимся давно известный ему материал, всегда подстерегает опасность соскользнуть во время урока в плоскость обыденного, прозаического переживания фактов. Одухотворенность как черта личности может своеобразно проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре.

Романтик - это прежде всего оптимист, который смело смотрит в будущее и идет навстречу ему. Во имя будущего он согласен и внутренне готов переносить трудности, лишения и опасности. Он смело берется за дело ради радостной жизни людей.

Следует отметить, что романтики - не обязательно люди юношеского возраста. Романтиками бывают и те, кто по своему паспортному возрасту считается зрелым человеком.

Романтик - натура деятельная, волевая. Это человек, у которого идеи воплощаются в жизнь через непосредственное участие в больших и малых делах. В эти дела романтики вкладывают все свои силы и неослабную энергию. Психологически для романтизма прежде всего свойственна прямая связь воображения с волевой сферой, с мужественным стойким характером, с возвышенностью намерений и поступков.

Поэтическая натура характеризуется единством высоких чувств и воображения. Это проявляется в особо чутком и глубоком художественном восприятии произведений искусства, природы и жизни во всех ее многообразных проявлениях. При наличии склонности и способности к творческой деятельности из поэтической натуры развивается тип художника - творца эстетических ценностей.

4. У детей воображение надо развивать с помощью лепки, рисования, конструирования, т.к. склонность к фантазии детям присуща в большой степени, чем взрослым.

Есть примеры раннего развития воображения: композитор В.А.Моцарт начал сочинять музыку в 4 года; художники: И.Репин и В.Серов в 6 лет уже хорошо рисовали.

V. Закрепление нового материала

Вопросы:

1. Дайте характеристику воображения как психического процесса.

2. Какие типы воображения вы знаете?

3. Какие механизмы формирования воображаемых образов вы знаете?

4. Чем отличаются образы памяти и воображения?

5. В каких изобретениях можно найти следы сказок о ковре-самолете, сапогах-скороходах? Можете ли вы еще назвать такие подобные сказки?

6. Зачем человеку необходимо воображение?

7. Почему говорят: «У страха глаза велики»?

8. Как вы понимаете выражения «бедное воображение» и «богатое воображение»?

9. Можно ли «бедное воображение» превратить в богатое. Если можно, то как?

VI. Практическая работа по теме «Воображение»

Цель: развитие воображения учащихся.

Задание 1.

Инструкция: придумай и запиши в тетради историю, которая начинается так: «Петя вышел на крыльцо школы и вдруг почувствовал, что он поднимается вверх, летит, как воздушный шар...» (3 мин.)

Какое воображение помогло вам придумать эту историю? Почему вы так думаете?

Задание 2.

Инструкция: Вообразите себя кем-нибудь, например, балериной, полководцем, маленьким лисенком, вылезшим из норы, или чем-нибудь - окном, компьютером, старым заслуженным чемоданом. Придумай, о чем мог бы рассказать этот предмет или это животное. (4 мин.)

Задание 3. Анализ уровня развития творческого воображения

Инструкция: Проанализируй своё творческое воображение. Для этого в течение 5 мин. составь как можно больше предложений, чтобы в каждое из них обязательно вошли указанные ниже три слова (в любом падеже):

а) Ветер, вода, велосипед

б) Машина, сыр, кино

в) Яблоко, пожар, яркость

Каждое предложение оценивается в 2 балла. Для остроумных и оригинальных предложений добавляется по 2 балла.

Если при составлении предложения в нём использована только формальная сторона предмета или явления и предложение может быть принято с натяжкой, за него даётся 1 балл.

Подсчитай число заработанных тобой баллов. Запиши результат, учитывая, что чем выше балл, тем выше уровень развития твоего творческого воображения.

Задание 4. Найди нестандартное решение

Инструкция: В течение трех минут придумай как можно больше нестандартных способов использования обычного предмета (газета, кирпич, линейка, веревка и т.д.). Свои варианты пронумеруй и запиши.

Задание 5. Непредсказуемые последствия (4 мин.)

Инструкция: В условиях ограниченного времени предлагается записать различные варианты последствий какого- либо фантастического события: например, что произойдет, если на Земле наступит вечная темнота? Какие последствия может иметь то, что на Земле исчезнут все кошки?

Задание 6. Круги. (20)

Инструкция: В течение 5-10 мин. изобрази как можно больше оригинальных рисунков, используя круги как основу.

7. Решите задачи на развитие воображения

1. Разместите 10 стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимания) их было одинаковое количество.
(Два стула нужно поставить по углам, и они таким образом будут относиться сразу к двум стенам).

2. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. новые микробы, в свою очередь через минуту снова делятся пополам- и так до бесконечности. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки? (через 4 ч. 59 минут)

3. Та же самая ситуация, но в банку с самого начала поместили не один микроб, а два. Через сколько времени та же самая банка наполнится? (Разница с первой задачей лишь во времени деления одного микроба, т.е. в одной минуте. Поэтому ответ - 4 ч. 59 мин.)

Упражнение 8. «Придумай предложение»

Инструкция: составьте как можно больше предложений, используя в каждом предложении все три слова (возможны изменения падежа и числа): машина, синий, помидор (или озеро, карандаш, медведь). предложения должны иметь смысл. Пример: помидоры привезли на синей машине.

Упражнение 9. «Фантазия»

Инструкция: письменно в тетради ответьте на вопросы.

1. Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

2. Если бы вы могли на недельку поменяться с кем-либо местами, то кого бы вы для этого выбрали? Почему?

3. Если бы добрая фея обещала исполнить три ваших желания, то что бы вы пожелали?

4. Представьте, что вы перенеслись на 300 лет назад(вперед), что бы вы стали делать?

5. Если бы вы были три дня невидимы, то как бы вы этим воспользовались?

6. Если бы вы обладали способностью читать мысли другого человека, то кого бы вы для этого выбрали?

7. Представьте себя (и свое окружение), какими бы вам хотелось быть?

Упражнение 10. «Ассоциации»

Инструкция: посмотрите на своего соседа и ответьте на вопросы. Свои ответы запишите и зарисуйте на листочке:

  • на какую геометрическую фигуру похож ваш сосед?
  • на какое животное похож ваш сосед?
  • на какое растение похож ваш сосед?
  • на какое время года похож ваш сосед (зима, весна, лето, осень)?
  • на какую стихию похож ваш сосед (земля, вода, огонь, воздух)?
  • с каким цветом у вас ассоциируется сосед?

Упражнение 11. Сказка «Пианино»

Цель: развитие самосознания.

Инструкция: предлагаю послушать сказку «Пианино».

- Это было уже очень старое пианино. Вопреки всем стараниям музыкального лекаря, его звучание оставляло желать лучшего, тем не менее оно по-прежнему стояло в центре гостиной. Правда, на нём совсем не играли. Пианино грустило и часто вспоминало молодые годы. Оно было ещё совсем неопытным, пахнувшим древесиной и лаком, когда попало с фабрики сначала в магазин, а потом в детскую музыкальную школу. И там, где из каждого уголка лилась бесконечным потоком чарующая музыка, оно вместе с юными пианистами овладевало профессией. Многочисленные занятия, репетиции, концерты. Пианино боялось оплошать и оказаться не пригодным для столь важной миссии.

К счастью, переживания оказались напрасными, и совсем скоро пианино заслуженно стало считаться одним из лучших музыкальных инструментов школы. Тогда оно, как никогда, ощутило свою сопричастность к рождению звуков, вмещающих в себя всю гамму чувств. Мелодии радости, грусти, закрадывающегося сомнения и небывалого счастья слетали с клавиш как птицы и заполняли всё пространство кабинета. Мгновения непередаваемого восторга!

Единственное, что сильно огорчало пианино - слёзы некоторых детей. По неведомой причине среди начинающих музыкантов находились и те, кто совсем не хотел заниматься музыкой. Их настойчиво приводили родители, усаживали за пианино и тогда они начинали бездумно барабанить пальцами по клавиатуре. Пианино не раз предпринимало попытки хоть чем-то помочь горе- музыкантам, но всякий раз безуспешно, укрепляясь тем самым в убеждении, что музыкой, да и собственно любым искусством, можно заниматься исключительно по велению своей души.

Поэтому людей, влюблённых в музыку, пианино боготворило и верило, что каждая встреча с ними неспроста.

Так случилось и в тот памятный день, когда двери музыкальной школы открылись для мальчика, который даже по улице ходил, напевая какие-то песенки. Это была дружба с первого прикосновения к клавиатуре, с первого аккорда. Они понимали друг друга настолько хорошо, что получающаяся у них музыка была сродни волшебству! И однажды такая редкая дружба стала чем-то большим, они уже не могли друг без друга. После улаживания некоторых формальностей, пианино перевезли в квартиру этого юного музыканта. Теперь мальчик мог заниматься музыкой на своём любимом пианино сколько душе угодно, а оно, в свою очередь, было счастливо. Наконец-то у пианино появился свой дом, своя семья.

Оно привыкло к новому жизненному укладу. По утрам отдыхало, глядя в окно на проезжающие машины или на торопящихся куда-то пешеходов - небывалая роскошь по сравнению с музыкальной школой, где расписана буквально каждая минута. После полудня наступало время музыкальных занятий. Конечно, пианино видело в своём друге талантливого и трудолюбивого мальчика, но то, что в столь нежном возрасте возможно такое рвение, упорство, прямо-таки самоотверженное служение музыке - явилось откровением! А как же ему полюбились вечера! Все домочадцы собирались в гостиной и начиналось семейное музицирование, которое иной раз перерастало в настоящие концерты. Тогда на огонёк приходили гости, вкусно пахло кофе и свежей выпечкой.

Но всё это было так давно… Прошли годы. Пианино заметно постарело и стояло совсем в другой гостиной. Его друг уже вырос и перестал на нём играть. Он теперь воспитывал своих детей, для которых и перевёз пианино в новую квартиру. Правда, музыка их так и не заинтересовала. Пианино часто коротало время, предаваясь воспоминаниям и порой ему казалось, что прошлое - единственное, что у него осталось. Вместо музыки в доме постоянно звучал телевизор, а вечера домочадцы проводили у компьютера. Даже когда приходили гости, мало что менялось - все отдыхали под какой-нибудь фильм. В этот раз было всё точно также. Хозяева вместе с гостями непринуждённо болтали и смотрели телевизор, как вдруг пропало электричество. Вся квартира погрузилась во тьму. Пытаясь исправить положение, люди принялись обзванивать различные аварийные службы, искали припасённые свечи, шутили. Когда же стало очевидно, что тьма воцарилась надолго, а запас шуток на исходе, кто-то из гостей спросил:

- Я вижу пианино, кто-то умеет на нём играть?

Подойдя к инструменту и поставив подсвечник на журнальный столик, один из гостей неуверенно наиграл мотив популярной песни - раздались дружные аплодисменты. Воодушевившись успехом товарища, за пианино сел кто-то другой и вот уже вся компания хором стала подпевать. На все лады теперь звучала музыка, слышались восторженные голоса, и только само пианино оставалась равнодушным к происходящему. Казалась бы, это его звёздный час, почему же нет радости? Оно грустно смотрело на пламя свечи, а капельки воска, стекавшие по подсвечнику, напоминали ему слезы - такие же маленькие, немного обжигающее…

- Быть чужим на празднике жизни - нечестно! Неужели он совсем этого не понимает?! - тихо шептало пианино.

И вдруг… Что это? Знакомые пальцы… Тепло, исходящее от рук…Пианино боялась поверить, боялось признать в играющем на нём человеке своего друга, того, с кем долгие годы сердца бились в унисон. Предательски задрожали струны - это он! Свеча медленно догорала, и в комнате был полумрак, мужчина играл практически на ощупь. Откуда-то из души, из тайников памяти всплывало всё то, чем некогда он жил - ему было не остановиться. Одна мелодия сменялось другой, а вместе с ними сходила пелена с глаз, окутавшие их долгие годы.

- Как я был слеп? Что со мной произошло, почему так вышло? - тихо прошептал мужчина. - Прости меня, мой старый и верный друг.

Обсуждение сказки:

  • Понравилась ли сказка? Что отметили для себя?
  • Есть ли у вас сейчас в жизни какое-то любимое дело (хобби, увлечение)?

VII. Д/з

Попробуйте выбрать какой-либо предмет, находящийся в квартире (доме) и сочинить про него историю (как он появился в квартире, о чём думает, мечтает).

Рефлексия урока

  • На уроке я…
  • Я понял, что…
  • Мне это пригодится...