Цель: Познакомить детей с буквой Э.
Задачи обучающего аспекта:
- Уточнить артикуляцию звука [Э].
- Выделение гласного звука [Э] из ряда гласных звуков, слогов и слов и определять позицию звука в слове. Анализ и синтез обратных слогов: ЭУ, АЭУ, УАИ
- Познакомить с буквой Э.
- Выкладывание, чтение слогов, слов.
- Печатание: слогов ЭТО, ЭТОТ. Составление схем предложений
- Чтение сочетаний: УЭ, АЭ, ИЭ, ЭП, ЭУ, ЭА, ЭИ, ЭУИ, АУЭ, УЭА, ИУЭ.
Задачи коррекционного аспекта:
- Обеспечить развитие слухового внимания и памяти.
- Обеспечить развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
- Обеспечить развитие речевого дыхания.
Задачи воспитательного аспекта:
- Побуждать к внимательному отношению друг к другу, помогать и выслушивать ответы других детей. Поддерживать стремление детей к творчеству.
Оборудование:
- Презентация PowerPoint (Приложение 1),
- Символы Звукарики, кукла Эльф и девочка Эмма.
- Индивидуальные зеркала, предметные картинки, звуковые сигналы.
Создание мотивационного поля
Мы отправляемся сегодня в Буквоград, где нас ждут удивительные приключения и открытия! И чтобы наше путешествие было незабываемым, полезным и запоминающим поприветствуем солнце и друг друга.
Приветствие
Я хочу на зорьке встать.
Солнце первым повстречать.
Крикнуть: "С добрым утром, солнце!"
Солнышко проснется
Ярко, ярко улыбнется!
С добрым утром, с добрым днем!
Вот как весело живем!"
Повторять мне не лень -
Всем, всем, всем!
Добрый день!
Сообщение темы
«Отгадай загадку»
Нам шагать по лестнице
Незачем с тобой -
Лестница-чудесница
Бежит сама собой.
(Эскалатор)- Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
- Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
(Экскаватор)Ножка деревянная,
Рубашка шоколадная,
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю.
(Эскимо.)
Чистоговорка
Эскимосам эскимос
Эскимо в кармане нёс...
Эскимосы теперь знают:
Эскимо в кармане тает.
- Ребята, скажите, какой первый звук в словах? ([Э]).
Характеристика звука [Э]
Гласный звук [Э] - гласный, он живет в волшебной Стране звуков Светоречии, в городе Гласных на Громкой улице, в переулке дразнилок и любит петь свою звонкую песенку. Приложение 2
В Звукограде Гласных звуков были,
Звуки Гласные учили!
А теперь каждый рад,
Отправиться в Буквоград!
По Буквограду погуляем,
И новую букву узнаем!
Сказка Буква Э
- Сегодня мы познакомимся с удивительной буквой Э. Она мечтательница и фантазерка.
Букве Э нравится воображать себя луком со стрелой, но без тетивы…
Всё-таки лук - это не какая-то там рогатка.
- А была бы тетива! - мечтает буква Э, - Я бы целясь в точку, восклицательные знаки ставила б!
-Но и лучшие стрелки иногда промахиваются, - скажите вы.
Что ж, буква Э не возражает.
- В этом случае, - улыбается она, - я бы ставила '?' или (.).
Буква Э очень любит смотреть на луну (месяц), может быть потому что она сама на неё чем-то похожа. Когда на небе появляется новый серпик луны, буква Э часами разглядывает её и представляет, что это она, буква Э, плывет в темном небе. Правда у луны нет перекладины посередине. Когда буква Э долго-долго смотрит на луну, ей кажется, она слышит её голос, так сильно напоминающий эхо. Голос у звука Э очень звучный. Когда буква Э хочет пригласить к себе гостей, она выходит на балкон свой квартиры, а живет она на самом последнем этаже многоэтажного дома, и прямо с балкона созывает буквы к себе в гости. Её голос слышен везде, он проникает даже в самые отдалённые части города.
Когда Азбука была совсем новой, и буквы только что появились на свет, не все из них умели вести себя достойно. Тогда буква Э решила обучить все буквы этикету. Она устраивала буквам очень строгие экзамены, пока все они не выучили правила этикета. Буква Э требует, чтобы все соблюдали этикет. В её доме никто не спорит, не кричит, не ругается. Поэтому, когда буквам надо решить какие-то важные вопросы, они собираются у буквы Э.
После того, как буквы обсудят все свои серьёзные дела, буква Э угощает их эскимо и рассказывает о своих путешествиях. Каждую неделю буква Э совершает длительные увлекательные экскурсии, во время которых, она всегда делает слайды. Дома у неё на всю стену висит огромный экран, и все её гости становятся очевидцами этих экскурсий и путешествий.
Недавно она была в горах и там познакомилась с эхом. Сейчас эхо гостит у неё дома. Если хотите познакомится с ним, приходите к букве Э в гости. Вы не пожалеете. Эхо поможет вам услышать ваш голос со стороны. Оно умеет любому голосу и языку придавать необычайную силу и красоту.
А однажды, во время своего путешествия буква Э познакомилась с лесным эльфом. Она лежала на поляне, смотрела в небо и пела свою любимую песенку: Э-Э-Э. Эльфу так понравился её голос, что он решил с ней познакомиться. Вскоре буква Э и эльф стали большими друзьями. Он рассказал букве Э, что лес - это тоже большой многоэтажный дом, что они, эльфы, живут на верхушках самых высоких деревьев, оттуда им хорошо всё видно. Они первыми узнают о том, что происходит в лесу, первыми встречают рассвет, первыми предупреждают своих жителей о надвигающейся грозе.
Анализ и синтез слогов.
- Чтение словосочетаний УЭ, АЭ, ЭУИ, АУЭ, и т.д.
- Работа с классами букв и слогов.
Рефлексия
- Понравилась вам встреча с буквой Э?
- Что для вас было самым интересным?
- Самым трудным?
- Что нового узнали?
- Что понравилось на занятии больше всего?
- Как вы думаете, существуют ли эльфы на самом деле? Чем они отличаются от людей? Придумайте и нарисуйте сказку одной семьи эльфов.
- На что похожа буква Э?
- Дома нарисуйте предметы, напоминающие Э.
Домашнее задание Приложение 3