Страна Светоречия, или Увлекательное путешествие в страну Звуков. Звук Э. Логопедическое занятие в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с

Ключевые слова: логопедическое занятие, ТНР – тяжелое нарешение речи, Дети с тяжелыми нарушениями речи ТНР, дети с тяжелыми нарушениями речи


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель: Познакомить детей с гласным звуком [Э].

Задачи обучающего аспекта:

  • Уточнить артикуляцию звука [Э]. Формировать умение произносить звук правильно, длительно, с разной интонационной окраской.
  • Выделение гласного звука [Э] из ряда гласных звуков, слогов и слов и определять позицию звука в слове. Анализ и синтез обратных слогов: ЭП.

Задачи коррекционного аспекта:

  • Обеспечить развитие слухового внимания и памяти.
  • Обеспечить развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  • Обеспечить развитие речевого дыхания.

Задачи воспитательного аспекта:

  • Побуждать к внимательному отношению друг к другу, помогать и выслушивать ответы других детей. Поддерживать стремление к познанию нового.

Оборудование:

  • Презентация PowerPoint
  • Символы Звукарики, куклы - Эдик и Элла.
  • Индивидуальные зеркала, предметные картинки, звуковые сигналы.

Ход занятия

Создание мотивационного поля

Путешествие в волшебную страну Светоречию продолжается! И чтобы нам легко и радостно было в пути, постараемся быть внимательными к друг другу.

Приветствие

Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба - солнечный привет.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним!

1 слайд

В нашем путешествии мы сегодня встретимся с удивительными ребятами.

Рассказать вам историю их встречи?

Однажды гулял как-то во дворе под аркой дома мальчик, и имя этого мальчика начиналось со звука [Э]. Его звали Эдик. Пришла девочка. Её звали Элла. Эдик позвал Эллу «Эй» и поманил к себе рукой. Эллу обидела невежливость Эдика. «Эх» махнула рукой Элла и отошла подальше, покачивая головой.

2 слайд

Эдик понял свою ошибку и стал вежливо звать: «Элла!». Элла молчала. Тогда Эдик стал дразнить девочку и показывать нос: «Э!». Элла рассердилась и тоже показала нос «Э!». Дети услышали «Э-Э-Э!». Это дразнилось эхо, ведь под аркой часто слышится эхо. Дети поняли свою ошибку и тоже рассмеялись, и помирились.

Эхо, эхо! Вот потеха!
Обезьяна - это эхо!
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас!

Фонетическая зарядка

(Дети выполняют имитирующие движения)

3-5 слайд

Элла и Эдик взяли удочки и пошли ловить рыбу. Когда рыба соскальзывала с крючка, они дружно говорили: «Эх!».

После рыбалки они опоздали на электричку и тяжело вздохнули: «Эх!».

Пошли домой мимо луга, где косари косили траву, приговаривая «Эх!».

6 слайд

Актуализация знаний

Уточнение артикуляции звука [Э]

- Ребята, вы догадались, с каким звуком мы будем знакомиться?

- Да, вы правы. Звук [Э],высунув язык, поет свою озорную песенку. Он сегодня дежурный на нашем занятии.

- Предлагаю произнести протяжно звук [э]

- Как он произносится? (Рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая препятствий).

Сделайте вывод. (Значит, звук [Э] - гласный).

- Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? (Красным.)

Гласный звук [Э], живет в волшебной Стране звуков Светоречии, в городе Гласных на Громкой улице, в переулке дразнилок.

Игра «Будь внимателен!»

Выделение гласного звука [Э] из ряда гласных звуков -

АУЭАЭУОИЭ

Выделение гласного звука [Э] из ряда слогов и слов -

ЭП, АП, ОК, ЭТ, АТ, ПЭ, ТО, КЭ, ПЭ, ПО, ТЭ.

Игра «Эхо»

Повторите, пожалуйста, имена, которые начинаются со звука [Э]:

Алла, Эля, Элла, Алик, Эмма, Эрик, Оля, Эдик, Уля, Эльза.

7 слайд

Определение позиции звук.

Игра «Звуковые автоматы»

Эластик, электрик, эра, макраме, экспресс, алоэ, эхо, эскимо, экскаватор, элеватор, эврика, статуэтка, карате, гаде, радио, экстра, эму, смех, эльф, кольцо, качели, эскиз, аэродром, каноэ, эстафета, эвкалипт, экватор, поет, дуэт, экран.

Динамическая музыкальная пауза «Разминка Э»

(под ритмичную музыку)

Эй! Попрыгали на месте.

Прыжки

Эх! Руками машем вместе.

Движение ножницы руками.

Эхе-хе! Прогнули спинки.

Наклон вперед, руки на поясе, спину прогнуть

Посмотрели на картинки.

Нагнувшись, голову поднять как можно выше

Эге-ге! Нагнулись ниже.

Глубокий наклон вперед, руки на поясе

Наклонились к полу глубже.

Дотронуться руками до пола

Э-э-э! Какой же ты лентяй!

Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем.

Потянись, но не зевай!

Руками тянуться вверх, поднявшись на носки.

Повертись на месте ловко.

Покружиться

В этом нам нужна сноровка.

Прыжки

Что понравилось, дружок?

Движение ножницы руками.

Завтра будет вновь урок!

Наклон вперед, руки на поясе, спину прогнуть

7, 8, 9, 10 слайд

Чтение «Экскаваторщики» Г.Юдин, (Приложение 2),

Эдик рассказал Историю Элле, которая случилась с ним и его другом.

Упражнение «Кто больше?»

Запомнить слова со звуком [Э], которые вам встретились в истории.

Звуковой анализ слогов:

ЭУ, УЭА, ЭИ и т.д.

Упражнение «Где ты живешь?»

- Закончилась наша прогулка с Эллой и Эдиком. Эдик проводил Эллу до дома, она жила в доме, где было 5 этажей. Если в доме 5 этажей, это какой дом? (пятиэтажный). У Эдика 9 этажей?

Составление предложений по образцу.

- На каком этаже вы живете? Хотели бы жить? (Я живу в семиэтажном доме т.д.)

Рефлексия

  • Понравилась вам встреча с ребятами?
  • Что для вас было самым интересным?
  • Самым трудным?
  • В какие бы игры вы хотели поиграть со своими друзьями или близкими?

- Эдик и Элла прощаются с вами и предлагают нарисовать рисунки «Дом, в котором я живу».

Для закрепления темы, можно предложить задания. (Приложение 3),

В уголке для родителей рекомендации (Приложение 4)

Литература

  1. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
  2. И.Выгодская, Н.Берковская "Звукоград. Буквоград. Златоустия».
  3. А.Лопатина, М.Скребцова "Сказки о буквах и словах", М.: Сфера, 1998.
  4. Иллюстрации из сети интернет из свободного доступа.