Сценарий тематического классного часа «История вещей и экономика будущего»

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология

Ключевые слова: охрана природы


«… живущие после нас люди - все в некотором смысле наши дети. Понимаешь, мы оставляем им целую планету. Мы должны сделать Землю удобной для них. Комфортной, чистой. Это важно!»
А.М.Островская

Пояснительная записка

В настоящее время всех беспокоит состояние окружающей среды. Очень остро стоит проблема накопления огромного количества отходов и загрязнения природы. Практически каждый день мы выбрасываем всевозможные картонные коробки, пластиковые бутылки, баночки, пробки, одноразовую посуду и вряд ли задумываемся о том, что ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей и идей для творчества. Очень многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной вещи, детской поделки или игрушки. Потребность в рациональном использовании отходов становится с каждым днём всё более актуальной. Не выбрасывая мусор, а используя его для оригинальных поделок, мы сохраняем чистоту окружающей среды.

Для того чтобы решить эту проблему, необходимо сформировать у обучающихся новый тип мышления, бережное отношение к окружающим их предметам, с тем, чтобы они как можно дольше служили людям и не загрязняли окружающую среду в качестве отходов.

Данный сценарий разработан для проведения мероприятия по привлечению обучающихся к проблемам окружающей среды.

Цель: повысить интерес обучающихся к изучению экологических дисциплин и рассмотрение способов вторичного использования вещей, снижение отходов и уменьшение воздействия на окружающую среду, формирование устойчивого потребительского поведения.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу по данному вопросу;
  • сформировать у обучающихся творческий подход к решению экологических проблем;
  • рассмотреть проблему отходов и принципы вторичного использования вещей;
  • провести недельный эксперимент «Как уменьшить свой мусорный след»;
  • организовать и провести выставку-конкурс поделок из бросового материала и вторсырья «Вторая жизнь вещей»;
  • проведение социалогического опроса «Навстречу экономике будущего»;
  • принять участие в акции «Добрые крышечки» среди обучающихся колледжа.

Основная часть (ход мероприятия)

Экология ─ это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром, и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.

Такая проблема, как утилизация бытовых отходов, является глобальной проблемой экологии и принимает в окружающем нас мире все более широкие масштабы. Главным источником увеличения бытовых отходов является человек. Согласно данным Росприроднадзора, за 2022 год среднестатистический россиянин оставил после себя 312 кг мусора.

Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образуется гора высотой с Эльбрус ─ высочайшую горную вершину Европы. Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Мусор, который образуется в результате человеческой деятельности, вызывает изменение климата, загрязняет почву, воду, воздух. Мелкие предметы из синтетических материалов поедают птицы и звери, что часто приводит к их гибели. Согласно сообщению, в научном журнале Science за 2019 год, в одном только 2020 году в океанах оказалось около 13 млн. т такого мусора. Проблема состоит в том, чтобы мусор необходимо утилизировать и перерабатывать, и каждый из нас может внести свой вклад в снижение отходов.

Классный час рекомендуется проводить как итоговое мероприятие, после предварительной работы с обучающимися.

1. Проведение эксперимента «Как уменьшить свой мусорный след»

Этап 1. Предварительная подготовка (сбор данных)

Обучающимся предлагается в течение 7 дней записывать в дневник каждую вещь или продукт, которые выбрасываются в мусор, и фиксировать их количество. Данные необходимо записывать в электронную таблицу. В подготовительном этапе приняли участие 150 обучающихся колледжа.

Дневник «Что я выбрасываю»
Ф.И.О. __________номер группы_____

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

1.

Бутылка (образец, пишите свое)

1

2.

Ватные палочки (образец, пишите свое)

2

3.

Ватные диски (образец, пишите свое)

4

4.

Упаковка от хлеба (образец, пишите свое)

1

5.

Упаковка от огурцов (образец, пишите свое)

1

6.

Запишите свои примеры

Проанализируйте, что вы чаще всего выбрасываете и подумайте, как можно уменьшить количество мусора.

Этап 2. Анализ данных

Разделите отходы по категориям: Обучающиеся анализируют отходы и составляют списки того что выбрасывают.

  • Бумага (листы бумаги, фантики от конфет,…)
  • Пластик (бутылка, упаковка от йогурта,…)
  • Стекло
  • Металл
  • Пищевые отходы
  • Электроника
  • Опасные (в т. ч. батарейки)
  • Прочее

Этап 3. Дальнейшие действия

Подумайте, что вы можете сделать, чтобы посадить мусорного монстра на диету. Какие позиции могут перестать отправляться на свалку?

1. Организуйте место для раздельного сбора.

Обустройте дома место для раздельного сбора отходов, сфотографируйте вашу систему и опишите, как она устроена.

2. Вместо свалки на переработку

Начните сортировать отходы и сдавайте на переработку вторсырье, которое принимают в вашем городе. Найти ближайший пункт раздельного сбора отходов можно на карте (ближайший пункт от своего дома - укажите адрес). Чем ближе они находятся, тем чаще вы можете сдавать отходы, а значит, тем меньше места потребуется для их хранения. Выбирая пункт, например, с помощью карты, ищите не только ближайшие к дому, но и учебе.
Пункты приема вторсырья: https://recyclemap.ru/viewer?center=37.617100,55.748300,9.00

Результаты работ, на примере одной работы (Приложение 1)

Результаты эксперимента

В результате эксперимента было проанализировано, что чаще всего обучающиеся выбрасывают. Чтобы уменьшить количество мусора в доме, ребята обустроили место для раздельного сбора отходов и поделились своей системой разделения мусора. Кроме того ими был найден ближайший пункт раздельного сбора отходов ближайший не только к дому, но и те, которые находятся рядом с привычными маршрутами (на учебу, в спортзал, в магазин и т.д.).

Ребята заменили одноразовые вещи многоразовыми, приобрели многоразовые кружки для питья воды в колледже, так как они ранее использовали много одноразовых стаканчиков, купили многоразовые сумки для похода в магазин. Кроме того по итогам эксперимента ребята предложили свои идеи по уменьшению мусорных отходов. Многие из них собирают разные бутылки (в основном из-под лимонада и молока) и относят их в приёмник бутылок, меняя их экобонусы. Так же они собирают использованные батарейки и пластиковые крышки и относят их в пункты сбора в магазин и в колледж. Обучающиеся научились правильно разделять отходы по категориям, стали сортировать мусор, подходить разумно к каждой новой покупке, выбирать предметы, сделанные из переработанного сырья.

2. Выставка-конкурс поделок из бросового материала и вторсырья «Вторая жизнь вещей» (Приложение 2)

Проблема загрязнения окружающей среды на сегодняшний день чуть ли ни самая актуальная и это не удивительно, ведь каждый день предприятия производят товары, упаковывая их в пластиковые, металлические или другие упаковки, которые потом выбрасываются. А ведь таким вещам, можно найти другое применение, дать вторую жизнь, создав поделку из крышечек, пластиковых бутылок, одноразовой посуды. С каждым днем в мире увеличивается количество бытовых отходов и это превращается в серьезную экологическую проблему. Утилизацию твёрдых бытовых отходов можно решить через вторичное их использование.

Формировать сознательное отношение к окружающей среде, направленное на охрану и рациональное использование природных ресурсов, невозможно без экологического образования. С этой целью в колледже была организована выставка-конкурс поделок из бросового материала и вторсырья «Вторая жизнь вещей». Под руководством преподавателей Бурбело И.А. и Кулаковой О.А. обучающиеся приняли активное участие в творческом конкурсе и продемонстрировали своё мастерство, фантазию, дизайнерские идеи в создании поделок.

Идея выставки-конкурса - не загрязняем окружающую среду, - создаём красоту.

Задачи выставки-конкурса:

  • способствовать развитию неравнодушного, бережного отношения к экологии;
  • сформировать у обучающихся эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам и показать возможности их вторичного использования;
  • стимулировать фантазию и творческую активность обучающихся.

В выставке-конкурсе приняли участие большое количество обучающихся, к каждой работе был применен особый творческий поход. Победителя выбирали путем голосования.

3. Выполнение теста «Навстречу экономике будущего».

Обучающиеся колледжа прошли тест по теме «Навстречу экономике будущего». (Приложение 3)

Проведение социалогического опроса в форме теста «Навстречу экономике будущего».
В социологическом опросе приняли участие 233 человека в возрасте от 16 до 20 лет. Согласно проведённому опросу, выяснилось, что обучающиеся хорошо знают что такое циклическая экономика и её принципы.

На вопрос «Знаете ли вы что такое циклическая экономика?» 90,6% опрошенных ответили верно. На вопрос «В чем заключаются принципы циклической экономики?» 77,3% опрошенных ответили верно. На вопрос «Что для вас означает "Вторая жизнь вещей"?» 86,3% опрошенных ответили верно. На вопрос «Какие бывают методы для продления срока службы вещей?» 82% опрошенных ответили верно. Согласно этому ребята знают способы обращения со старыми вещами, благодаря которому они обретают вторую жизнь.На вопрос «Что должна содержать маркировка товара?» только 50,2% опрошенных ответили верно. А это означает, что многие обучающиеся не имею понятие о том, что такое экологическая маркировка товара и что она должна содержать. Многие задумались над этим понятием и решили изучить этот вопрос для себя. На вопрос «Ваши действия при выборе безопасных и этичных товаров» ответили верно, 80,3% опрошенных. Значит, многие обучающиеся знают, что необходимо смотреть срок годности и условия хранения реализуемой пищевой продукции, а также обращать внимание на внешний вид и маркировку покупаемого товара. На вопрос «Как продлить жизнь вещам и сэкономить ресурсы?» ответили верно, 76% опрошенных, что очень радует. На вопрос «Знаете ли вы что такое шеринг?» 73% опрошенных ответили верно. Значит многие знают о том, что такое экономика совместное потребление товаров.

Итоги мероприятия

После проведения эксперимента, выставки-конкурса и теста, все результаты анализируются, готовится презентация к классному часу.

Проводится награждение победителей конкурса «Вторая жизнь вещей».

Указание на оборудование для проведения мероприятия.

  • Компьютер;
  • Проектор;
  • Презентация по итогам проведенных подготовительных этапов;
  • Актовый зал или кабинет для проведения выставки творческих работ.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что каждый человек может что-то сделать для сохранения чистоты окружающей среды. Например, нужно всего лишь желание, немного фантазии и умение правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. Обучающиеся сделали из отходов интересные поделки, чтобы наглядно показать, что некоторым вещам, которые могли оказаться на помойке можно подарить вторую жизнь. И ещё немаловажным результатом нашей работы является то, что обучающиеся узнали много нового и интересного про бытовой мусор, а также научились работать с различными материалами. «Вторая жизнь вещей» - это концепция повторного использования или переработки предметов, которые их первый владелец считает уже ненужными. Вместо выбрасывания таких вещей, их можно передать другим людям, переработать в новый продукт или использовать в другом качестве.

Вторая жизнь вещей помогает уменьшить количество мусора, создаваемого человечеством, и уменьшить нагрузку на окружающую среду. Это также может быть экономически выгодно, поскольку позволяет сэкономить ресурсы, необходимые для производства новых товаров. Примерами второй жизни вещей могут быть переработка бумаги для создания новой бумаги, передача ненужных предметов в благотворительные организации или создание украшений из утративших первоначальное назначение материалов.

Эта концепция может быть применена в различных областях жизни, от повседневных предметов до производства и строительства. Поддерживая вторую жизнь вещей, мы можем сделать мир более устойчивым и ответственным.

Также нами были рассмотрены инновационные способы продления срока службы вещей, сокращения отходов и экономии ресурсов, сформированы представления о целесообразности вторичного использования вещей (апсайклинга) и различных форм шеринга, способствующие обмену и повторному использованию ресурсов.

Бережное отношение к окружающей среде заставляет людей экономить ресурсы, сортировать мусор, отказываться от некоторых привычек. Внедрить экопривычки в свою жизнь совсем несложно, главное - начать. Просто нужно помнить, что даже самые простые действия способны привести к глобальным изменениям. А вот какими будут эти изменения, зависит именно от нас.

Практическая значимость нашего мероприятия состоит в освещении экологических проблем среди молодежи с целью помочь миру более эффективно преодолеть мусорный кризис и справиться с его последствиями.

Список используемой литературы

  1. Крискунов Е.А. Экология (учебник), М. 1995г.
  2. Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. Проблемы экологии России - М.: ВИНИТИ, 2001. - 247 с.
  3. Орлов Д.С. «Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении», Москва

Интернет-источники

  1. Вредные выбросы в Москве сокращаются https://rg.ru/2021/10/19/reg-cfo/vrednye-vybrosy-v-moskve-sokrashchaiutsia.html
  2. Свободная энциклопедия Википедия, статья «Экология» [Электронный ресурс]
  3. Москва24 https://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Словарь синонимов [Электронный ресурс] http://synonymonline.ru/
  5. http://energy-fresh.ru/facts/?id=4091
  6. Экология https://www.m24.ru/news/ehkologiya/24122022/535173
  7. Осознанное потребление
  8. Принципы циклической экономики
  9. Шеринг
  10. https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-tsiklichnoy-ekonomiki-ekonomika-zamknutogo-tsikla/viewer - Циклическая экономика
  11. Циклическая экономика
  12. Экологическая маркировка
  13. Экологическая маркировка