Воспитательный компонент дошкольного образования: педагогические средства формирования основ гражданской и культурной идентичности ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Конституция - основной закон Российской Федерации. В ней четко прописано, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России».

Я думаю, вы со мной согласитесь, что первые годы жизни - это важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. В дошкольном возрасте у человека закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы, формируется самосознание и гражданственность.

Государственные образовательные доктрины, концепции, программы, стандарты формулируют определенный личностный профиль. Соответствие выпускников детского сада этому профилю есть критерий оценки, как работы дошкольного учреждения, так и личных достижений воспитанников, поэтому формирование гражданской (российской) и культурной идентичности должно происходить целенаправленно. В данной работе можно использовать следующие педагогические средства: коммуникативные и игровые технологии, проектный метод, социально-деятельностные технологии.

Для того чтобы поставленная цель перед педагогом была достигнута необходимо создать условия, способствующие свободному самостоятельному мышлению детей. Следовательно, необходимо выстраивать закономерную цепочку формирования гражданской и культурной идентичности: «Я» - «Моя семья» - «Мой город» - «Мой край» - «Россия» - «Мир». Данная цепочка позволяет учитывать особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Процесс модернизации российского образования коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания. Сегодня под воспитанием понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей, социума и подрастающего поколения в целях эффективного решения общих задач. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте, где воспитательная деятельность рассматривается как компонент педагогического процесса.

Таким образом, воспитательный компонент основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала» и «воспитательной деятельности».

Одним из основных направлений организации воспитания и социализации является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Накопление личного опыта дошкольника осуществляется через механизмы воспитания, формирования, приобщения, ознакомления, развития, осознания. К педагогическим условиям формирования культурной идентичности современных детей дошкольного возраста относят: создание этнокультурной развивающей предметно-пространственной среды; создание благоприятных материально-технических и учебно-методических условий, использование в образовательном процессе методов народной педагогики; организация взаимодействия с родителями и социальными партнерами.

В настоящее время главная цель российского образования можно сформулировать следующим образом: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Таким образом, педагогическая деятельность ДОУ по формирования гражданской и культурной идентичности, должна быть направлена на освоение общекультурного наследия России, на знание культурных традиций, достижений родного края и страны в целом с опорой на познавательные возможности детей дошкольного возраста через разные формы и виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО.