Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс в дошкольном образовании - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка.
ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия.
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. XXI век можно охарактеризовать резким ухудшением здоровья дошкольников. На 8 % снизилось количество здоровых детей, почти на 7 % участились случаи нарушения физического и психического развития дошкольников. Почти на 1,5% вырос показатель численности детей 3-й группы здоровья с различными отклонениями и хроническими симптомами заболеваний.
Основной причиной ухудшения здоровья детей является низкий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Здоровье на 60% зависит от образа жизни, на 25% - от состояния окружающей среды и только на 15% - от наследственности и состояния здравоохранения в стране или городе.
Мы, взрослые люди, осознаем это, и все равно наносим вред организму. Это наш выбор. Но здоровье наших детей зависит только от нас.
В дошкольных учреждениях всегда уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей, обеспечить максимально высокий уровень реального здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так других людей.
Сохранить здоровье ребенка - главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада.
Академик В.М.Бехтерев считал, что музыка является не только фактором облагораживающим и воспитательным, она (музыка) - целитель здоровья.
Многие ученые (С.П.Боткин, Ф.Маман, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, П.В.Хелзинг и др.) доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние.
Влияние музыки на организм человека давно известно. Музыка - это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В истории немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с ее удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего-либо.
С малых дет необходимо формировать у детей необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира.
Планируемые результаты
- Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности, расширение кругозора и умение их использовать.
- Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности.
- Улучшение общего состояния здоровья (психического и физического).
- Повышение самооценки, уверенности в себе.
- Достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу.
- Пополнение словарного запаса, образности речи.
- Развитие общей и мелкой моторики, пластичности, лёгкости и плавности движений.
- Самовыражение и активное творческое проявление.
В основе работы по здоровьесбережению в музыкальном воспитании лежат обоснованные оздоровительные методики, а также:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155);
- Рекомендации Министерства образования РФ (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. №65/23-16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмо Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Содержание работы
1. СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
- музыкотерапия;
- «эффект Моцарта»;
- сказкотерапия.
2. РАБОТА С ГОЛОСОМ И ПЕНИЕ:
- валеологические песенки-распевки;
- вокалотерапия (разучивание и исполнение песенного репертуара);
- дыхательная гимнастика (по методу А.Н.Стрельниковой);
- артикуляционная гимнастика;
- физвокализ;
- фонопедический метод развития голоса (по методу В.В.Емельянова);
- дикционные упражнения (скороговорки, потешки, пословицы, поговорки, дразнилки; произношение текста песен шепотом и без звука; ритмодекламация).
3. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- ритмотерапия (ритмические игры, упражнения, игры-импровизации);
- логоритмика;
- терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика; игра на детских музыкальных инструментах);
- эвритмия.
4. ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:
- игровой массаж (рук, пальцев, спины);
- мимическая гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- музыкальные игры.
5. РЕЛАКСАЦИЯ:
- психогимнастические игры;
- музыкальный аутотренинг (по методу М.А.Давыдовой);
- улыбкотерапия.
Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивации к здоровому образу жизни, профилактике и сохранению эмоционального и физического здоровья.
Приемы и методы организации образовательного процесса
- практические (упражнения, массаж, динамические паузы, голосовые и подвижные игры);
- словесные (рассказы музыкального руководителя и детей, беседа, объяснения, пояснения);
- наглядные (схемы-таблицы, иллюстративный материал, ТСО);
- мотивационные (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка).
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя музыкальному руководителю донести до детей знания, помочь освоить специальные умения и навыки, влияют на эмоциональный настрой, способствуют развитию воображения, фантазии, возникновению добрых положительных эмоций, поднимают настроение детей, помогают адаптироваться в окружающей среде; снимают страх, агрессивность, замкнутость и, как следствие, дают возможность самовыразиться, проявить свою индивидуальность.
Необходимо учитывать следующее:
- дозировку нагрузки на занятиях;
- упражнения подбирать в соответствии с возрастом;
- осуществлять работу с другими специалистами учреждения;
- осуществлять индивидуальный подход, контролировать возможности детей и их самочувствие;
- взаимодействие с семьей.
1. СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Музыкотерапия
Музыкотерапия - это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (в «живом» исполнении на музыкальном инструменте, записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. А, также является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, и при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний. С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.
Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будут сочетаться с музыкотерапией. Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы.
Кристоф Швабе, один из основателей музыкотерапии, предлагает три направления использования музыки:
- Медицинское
- Педагогическое
- Профилактическое (или функциональное)
Внутри каждого направления выделяются различные по форме музыкальные воздействия:
- по объему воздействий - опосредованные и не опосредованные;
- по способу организации действий - индивидуальные и групповые;
- по диапазону воздействий - активные и поддерживающие;
- по взаимодействию с терапевтом - директивные и не директивные;
- по предполагаемому конечному результату - поверхностные и глубокие. Активные формы музыкотерапии:
- ритмотерапия,
- вокалотерапия,
- хореотерапия,
- сказкотерапия,
- игровая психотерапия.
Пассивные формы музыкотерапии:
- коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком), реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта);
- регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).
Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию.
Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно-коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором - достигается очищение. В третьем - снимается нервно- психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой - является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.
Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.
Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться», выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога - не навреди.
Формы музыкальной терапии
1. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребенок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции, либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию - выход посредством музыки из травмирующей ребенка ситуации.
Варианты проведения:
- «Музыкальные картинки». Восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе, звуки живой природы.
-
«Музыкальное моделирование». Используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений:
а) отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям);
б) противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его;
в) обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка);
- Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.
2. Активная музыкальная терапия. Основана на активной работе с музыкальным материалом:
- Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка - «Я хороший - ты хороший». Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «анонимности» чувств, «укрытости» в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
- Инструментальная музыкальная терапия. Она аправлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.
- Кинезитерапия.Различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций.
Кинезитерапия включает в себя:
- психогимнастику,
- коррекционную ритмику,
- ритмопластику,
- сюжетно-игровую кинезитерапию.
Психогимнастика - комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья детей.
Коррекционная ритмика - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, изобразительной, речевой, письменной и др.)
Ритмопластика - это оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенную ритмическую музыку и чаще всего оформленная танцевальными движениями.
Ритмопластика раскрепощает ребенка в психологическом плане, помогает обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников, усовершенствует коммуникативные способности, развивает выносливость, силу, формирует правильную осанку, повышает прыгучесть и подвижность суставов, улучшает координацию движений.
Сюжетно-игровая кинезитерапия - вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа - игровая импровизация. В занятие включены упражнении, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики. Под «живую» звучащую музыку ребенок выражает свое эмоциональное состояние.
3. Интегративная музыкотерапия. Наряду с музыкой задействуются возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию). Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.
4. Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия - это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.
5. Использование музыкотерапии в течении дня. В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей: утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка.