Срок: краткосрочный.
Тип: познавательный.
Проблема: не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому я решила углубленно изучить с детьми этот вопрос.
Актуальность: проблема экологического образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Цель проекта: создать условия для расширения и уточнения знаний, их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
Задачи:
- формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их строении, внешнем вид, ценности для здоровья, правил пользования.
- развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Методы исследования:
- исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
- наглядные: рассматривание растений, иллюстраций,
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- практические: рисование, сбор лекарственных трав, оформление альбома.
Участники проекта:
- Дети подготовительной группы,
- Воспитатели,
- Родители.
Планируемый результат:
дети должны знать:
- Виды лекарственных растений и применения;
- Стихотворения о лекарственных растениях;
- Значение лекарственных растений в жизни человека.
Дети должны уметь:
- Отличать лекарственные растения от других видов;
- Соблюдать правила поведения в природе;
- Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений;
- Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями.
I этап (подготовительный)
- Подбор литературы: методической, детской.
- Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.
- Подбор демонстрационного материала.
- Определение тематики бесед с детьми:
- Определение тематики проблемных вопросов:
- Подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- Подбор оборудования.
II этап (практический)
1. Беседа «Лекарственные растения»
Цель: выявить уровень знания детей о лекарственных растениях , уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.
2. Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
3. Чтение рассказов А.Плешакова «Зеленые страницы»
Цель: обогащать знания детей о мире лекарственныз растений , развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
4. Дидактическая игра «Строение растения»
Цель: уточнить знания детей о частях растений, учить собирать изображение растения из его частей.
5. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека.
6. Посадка лекарственного растения
Цель: Знакомить детей с процессом посадки растений;закрепить о строении и об условиях, необходимые для роста растений.
7. Дидактические игра «Что лечит это растение?», «От какого растения часть»
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
8. Лепка. «Алоэ»
Цель: учить детей применять известные приёмы лепки, учить детей определять растение по внешнему виду, знать его применение в лекарственных целях.
9. Конструирование. «Ромашка»
Цель: знакомить детей с лекарственными свойствами ромашки; учить детей складывать бумагу в заданном направлении, воспитывать аккуратность.
10. Рисование «Лекакрственные растения»
Цель: учить детей аккуратно раскрашивать изображения лекарственных растений, не заходя за контур, повторить названия лекарственных растений.
11. Объемная аппликация «Одуванчик»
Цель: учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
III этап (заключительный)
1. Познавательное развлечение «Зелёная аптека»
Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком.
2. Оформление альбома «Лекарственные растения»
Цель: включение родителей в работу по проекту, процесс экологического воспитания детей.
Итоги проекта
В ходе реализации проекта «Лекарственные растения» детям давалась необходимые знания о пользе и значении лекарственных растений для человека. При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.
В ходе работы над проектом:
- был обогащён опыт детей в уходе за растениями.
- пополнился словарный запас детей.
- развились воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
Вывод: Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. Был собран материал о лекарственных растениях. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям.
Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста, так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.