Пояснительная записка
Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным.
(Блез Паскаль)
Изучение предмета «Алгебра» в 9 классе нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и способность принимать самостоятельные решения.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению.
Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Проект урока по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», с использованием деловой экономической игры - это урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Игра - это вид деятельности, которому можно придать обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Особенностью игры является её многоцелевой характер, поскольку в ней реализуется комплекс дидактических задач, целью которых служит изучение предмета «алгебра». Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В том числе деловая экономическая игра - это мотивационная игра, в которой рассматриваются не только прикладные задачи практического содержания, приближенные к реалиям современной жизни, но и определенное направление выбора профессиональной деятельности, что сопутствует возрастным особенностям девятиклассников.
Игровая технология на данном уроке направлена на выполнение целей образовательной программы по алгебре и ее содержание соответствует федеральным образовательным стандартам. Применение активного метода обучения позволяет учителю быть координатором игры, он ненавязчиво, в форме правил игры, организовывает деятельность детей в обобщении и систематизации материала, способов деятельности, принятия собственных решений, самоконтроля, самопроверки, изменения выбора решения или поведения в зависимости от условий решения конкретной задачи.
В результате игрового урока обучающийся не только усвоит, повторит и систематизирует предметные знания, но и будет развивать навыки работы в команде, способности контактировать и слушать других, планировать свою работу, поиск рациональных путей выполнения задачи.
Урок алгебры в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия»
Тип урока - повторительно-обобщающий.
Форма урока - деловая экономическая игра.
Проект урока разработан поэтапно.
Этап подготовки: разработка сценария, правил игры, подготовка материального обеспечения, распределение по группам, ввод в игру.
Этап проведения: индивидуальная работа, работа в группах, подведение итогов.
Этап анализа и обобщения: вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации по подготовке к контрольной работе.
Цели:
Предметные:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия»,
- совершенствовать навыки применения знаний при решении задач,
- развивать математически грамотную речь, логическое мышление, сознательное восприятие учебного материала.
Метапредметные:
- работа с информацией
- умение ставить учебные цели и задачи;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
- корректировать свои действия в связи с изменением условий;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- уметь классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- формировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
Личностные:
- воспитание интереса к математике и ее приложениям:
- воспитание чувства ответственности; умения анализировать, настойчивости для достижения конечных результатов,
- обучение навыкам коммуникативной компетентности
- формирование научного мировоззрения
Задачи:
- повторить учебный теоретический материал темы;
- отработать умения решать задачи по данной теме и показать практическую значимость приобретённых умений;
- прививать учащимся интерес к решению задач, используя при этом нестандартные формы и методы;
- воспитывать у обучающихся чувства коллективизма, личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом;
- способствовать формированию эстетических вкусов школьников, развивать их творческую деятельность
Оборудование:
- проектор
- карточки с заданиями
- маршрутный лист для каждого ученика
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Метод обучения: игровой - установления связи теоретических и практических знаний.
Подготовительная работа: Класс разбивается на три команды (примерно равные по силам, для того, чтобы «сильные» ученики помогали «слабым», стараясь при этом учитывать пожелания детей (психологическую совместимость)), выбираются трое ребят (управляющие банком), наиболее подготовленных для проверки решений и капитаны команд.
Стадия вызова (прием ТРКМ «Ассоциации»). Постановка цели урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок - урок деловой экономической игры.
- Как вы думаете почему игра - деловая и экономическая? Предполагаемые ответы: моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций, познакомимся с некоторыми экономическими понятиями. (Слова-подсказки слайд № 2)
- Какие задачи и по какой теме мы будем решать на уроке-игре?
Предполагаемые ответы: мы будем решать практические значимые задачи по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» - Итак, сформулируем цель урока:
Предполагаемые ответы: применять знания по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» при решении заданий смоделированной игры с экономическим уклоном.
Правила игры: игра состоит из 4 этапов: заработать первоначальный капитал, вложить заработанную игровую валюту в один из банков, открыть свое дело, получить дивиденды. Капитаны команд предоставляют решения управляющим банка. Каждый этап проверяется управляющими банков и начисляется игровая валюта - условные единицы (у.е.). Начисленная игровая валюта высвечивается на экране. В процессе игры, решая задачи, вы приумножаете свой капитал. Чем быстрее и лучше вы выполняете задания, тем больше вы набираете условных единиц. За неправильное решение вас могут оштрафовать. Выигрывает тот, кто дойдет до финиша с большим капиталом. После каждого этапа вы заполняете маршрутный лист : количество набранных условных единиц и оцениваете свою работу и работу других членов команды. Желаю успеха всем.
Учитель выполняет роль ведущего и координатора игры: помогает проверять решения задач - управляющим банка, консультируют обучающихся в группах при решении заданий. Если какой-то из этапов затягивается - вместе с ребятами меняет правила игры.
Чек-лист деятельности учителя |
Чек-лист деятельности ученика |
Подготовка необходимого материала
|
Приготовить рабочую тетрадь и ручку
|
Стадия осмысления
1 этап. Первоначальный капитал. (Работа с информацией)
Учитель: Любая коммерческая деятельность невозможна без начального капитала. Задача первого этапа набрать как можно больше баллов за правильные ответы.
Заполнить таблицу (можно использовать учебник алгебры). Время выполнения 4 минуты.
№ |
Прогрессии |
Арифметическая an |
Геометрическая bn |
1 |
Определение |
||
2 |
Формула для нахождения n-го члена |
||
3 |
Сумма n-первых членов прогрессии |
||
4 |
Свойства |
Итоги 1 этапа. Управляющие банком проверяют выполненные задания, и за каждый правильный ответ начисляют 100 у.е. Ученики заполняют маршрутный лист. Команды переходят к следующему этапу.
II этап. Удачное вложение капитала
Банк |
Процентная ставка |
Дополнительные условия |
Банк «Альфа» |
10% |
нет |
Банк «Бетта» |
5% |
+1% каждый год |
Банк «Гамма» |
7% |
нет |
Учитель: Вам необходимо вложить свои деньги в один из трех банков ("Альфа", "Бетта", банк "Гамма"). Каждый банк имеет свой годовой процент: "Альфа" - 10% от первоначального вклада ежегодно; "Бетта" - 5% от годового вклада, причем каждый год процентная ставка растет на 1%; "Гамма" 7% от годового вклада. Какой вы выберите, чтобы как можно раньше получить прибыль? При прохождении данного этапа при правильном решении задачи вы получаете к своему начальному капиталу дополнительную сумму денег равную вашему вкладу через три года. При неправильном решении с вас берется штраф в размере процентной ставки выбранного вами банка.
Время выполнения 10 минут.
Итоги 2 этапа. На экране - результаты первого этапа. Управляющие банком проверяют решения и начисляют условные единицы или определяют размер штрафа, в это время команды переходят к третьему этапу.
Физминутка
III этап. Свое дело
Учитель: Выберите область, в которой бы хотели открыть свое дело. При правильном решении задачи вы удваиваете свой капитал. Время выполнения 15 минут.
1. Строительство
При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?
2. В мире животных
Некто продавал лошадь за 156 рублей. Но покупатель раздумал ее купить из-за того, что считал лошадь таких денег не стоит. Тогда продавец предложил другие условия: «Купи только подковные гвозди, а лошадь получишь бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего ¼ копейки, за второй - ½ копейки, за третий - 1 копейку и т.д.»
Покупатель, соблазненный низкой ценой, принял условия продавца.
Насколько покупатель проторговался?
3. Спорт
Альпинисты в первый день восхождения поднялись на высоту 1400 м, а затем каждый следующий день они проходи ли на 100 м меньше, чем в предыдущий. За сколько дней они покорили высоту в 5000 м?
Итог 3 этапа. Оглашаются результаты 2 этапа. Управляющие банком проверяют решения и начисляют игровую валюту за третий этап. Команды переходят к четвертому этапу.
VI этап: Получение дивидендов
Вся заработанная сумма делится поровну между всеми членами команды. Каждый еще может заработать себе дополнительные дивиденды. Для этого нужно решить задачу из банка задач. Каждая задача оценивается в 300 у.е. Время выполнения: 10 минут
Итоги 4 этапа. Управляющие банком проверяют решения задач и начисляют игровую валюту. Каждый ученик подсчитывает свое количество условных единиц.
Чек-лист деятельности учителя |
Чек-лист деятельности ученика |
Учитель на каждом этапе знакомит детей с заданием, которое необходимо выполнить
|
Осмысливают задание
|
Стадия рефлексии
V этап. Подведение итогов игры
Ребята, набравшие наибольшее количество игровой валюты получают отметку «5», среднее количество-«4», отметка «3» выставляется по желанию ученика.
VI этап. Рефлексия. «Колесо развития»
Учитель: Ребята давайте соотнесем цель урока с результатами. Для этого используем метод визуализации своих знаний: «колесо развития». Оцените от 1 до 10 баллов.
- Знаю формулы формулы по теме «Арифметическая прогрессия»
- Знаю формулы формулы по теме «Геометрическая прогрессия»
- Умею находить n-член арифметической прогрессии
- Умею находить n-член геометрической прогрессии
- Умею находить сумму n-первых членов арифметической прогрессии
- Умею находить сумму n-первых членов геометрической прогрессии
- Умею применять свойство арифметической прогрессии
- Умею применять свойство геометрической прогрессии.
VII этап. Домашняя работа
Подготовиться к контрольной работе с помощью карточек - заданий, использованных на уроке (например: 1 команда берут задания 2 команды, 2 команда - задания 3 команды и 3 команда - задания 1 команды)
Список литературы
- Алгебра 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений автор: Ю.Н.Макарычев и др. М.: Просвещение, 2018.
- Математика 5-11 классы: уроки учительского мастерства автор: Е.В.Алтухова и др. В: Учитель, 2009.
- Поурочное планирование по алгебре 9 класс автор: Т.М.Ерина, М: Экзамен 2008.
- Шкель В.Ф. Игровые технологии в учебном процессе. Учебно-методическое пособие. - Саратов, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы, 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. - 64с. - (Стандарты второго поколения).
Интернет-ресурсы
- https://infourok.ru/lekciya-na-temu-igrovie-tehnologii-2057625.html
- http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
- http://www.zavuch.ru/uploads/methodlib/2015/6/9/vneklassnoe-meropriyatie-po-matematike-v-9-klassah-po-teme.doc
- https://mypresentation.ru/download/zadachi_s_prakticheskim_soderzhaniem_po_teme_arifmeticheskaya_i_geometricheskaya_progressii
- https://kopilkaurokov.ru/action-downloadFile?downolymp=1&hash=f4a1a0b7f5a1635ebe5599c0cab72641&id=106217
- https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/17/urok-igra_9_klass_po_algebre.docx
- https://fs01.metod-kopilka.ru/uploads/files/16/attestacionnoe-zadanie.doc