Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (7-11 кл.).
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т.д.
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Цель: Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на достойном уровне.
Задачи:
образовательные
- обучение техническим приёмам и правилам игры;
- обучение тактическим действиям;
- обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- овладение навыками регулирования психического состояния.
воспитательные
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
развивающие
- повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- совершенствование навыков и умений игры;
- развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения. Применение метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к победам.
Программа рассчитана на возраст 13-17 лет.
Программу предполагается реализовать в течение 2020-2024 г.
Программа делится на три этапа. Первый год обучения - начальная подготовка; второй год обучения - углубленное обучение технике игры; третий год обучения - совершенствование технической и углубленное обучение тактической подготовке, психологическая подготовка; четвёртый год обучения - совершенствование технико-тактической, психологической и специальной физической подготовки.
Занятия в рамках программы проводятся, в форме тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Три раза в неделю по два учебных часа.
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
- достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;
- победы на соревнованиях районного и областного уровня;
- повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта до уровня I спортивного разряда;
- присвоение спортивных разрядов учащимся;
- устойчивое овладение умениями и навыками игры;
- развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;
- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
- умение контролировать психическое состояние.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:
1 год обучения
- мониторинг на начало и на окончание первого года обучения;
- тестирование на знание теоретического материала;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы
- сдача контрольных нормативов по ОФП.
2 год обучения
- мониторинг на начало и на окончание второго года обучения;
- тестирование на знание правил соревнований и терминологии;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы;
- сдача контрольных нормативов по ОФП.
- результаты соревнований школьного уровня, матчевых и товарищеских встреч.
3 год обучения
- мониторинг на начало и на окончание в третьего года обучения;
- проверка умения организовывать и судить соревнования по волейболу (организация и судейство соревнований между классами и параллелями);
- тестирование на умение выполнять индивидуальные и групповые технико-тактические действия («крест», «волна»);
- результаты соревнований районного уровня.
4 год обучения
- мониторинг на начало и на окончание в четвёртого года обучения;
- тестирование ОФП и СФП;
- тестирование на знание судейских жестов и судейской терминологии
- тестирование на умение выполнять технико-тактические действия («крест»; «волна», «эшелон», «морита»);
- результаты соревнований областного уровня.
Учебно-тематический план
Содержание дополнительной образовательной программы
1 год обучения.
Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом.
Общая физическая подготовка.
Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
Техническая подготовка.
Теория: Значение технической подготовки в волейболе.
Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).
Тактическая подготовка.
Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.
2 год обучения
Введение: Терминология в волейболе. Правила безопасности при выполнении игровых действий. Правила игры.
Общая физическая подготовка.
Теория: Методы и средства ОФП.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие направленные, на развитие всех, физических качеств. Упражнения на тренажёрах, футбол, баскетбол, подвижные игры.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Методы и средства СФП в тренировке волейболистов.
Практика: Акробатические упражнение. Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции, специальной ловкости. Игры по характеру действий сходные с волейболом.
Техническая подготовка.
Теория: Характеристика техники сильнейших волейболистов.
Практика: Стойки и передвижения. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, кулаком, передача назад). Подачи снизу сверху и сбоку. Нападающие удары (прямые и по диагонали). Защитные действия (блоки, страховки).
Тактическая подготовка.
Теория: Анализ тактических действий сильнейших волейбольных команд
Практика: Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении. Групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими.
3 год обучения
Введение: Здоровый образ жизни и его значение. Организация игры в волейбол. Судейство. Правила безопасности при осуществлении соревновательной деятельности.
Общая физическая подготовка.
Теория: Теоретические основы тренировки.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Теоретические основы СФП.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты перехода от одних действий к другим.
Техническая подготовка.
Теория: Технический план игры команды и задания отдельным игрокам.
Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Подачи (сверху и сбоку). Нападающие удары (прямые, по диагонали, из-за линии нападения). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой.).
Тактическая подготовка.
Теория: Тактический план игры.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении («крест», «волна»). Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке блокирующих).
Психологическая подготовка.
Теория: Способы регуляции психического состояния.
Практика: Упражнения на релаксацию. Упражнения на достижение ОБС. Аутогенная тренировка.
4 год обучения
Введение: Физическая культура - средство укрепления здоровья. Техника безопасности. Основы судейской терминологии и жестов.
Общая физическая подготовка.
Теория: Краткие сведения о строении и развитии человеческого организма.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Воздействие некоторых специальных упражнений на костно-мышечный аппарат.
Практика: Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движений. Акробатические упражнения. Подвижные и спортивные игры. Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).
Техническая подготовка.
Теория: Теоретические основы технического совершенствования.
Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Нападающие удары (прямые, по диагонали, из-за линии нападения). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой.).
Тактическая подготовка.
Теория: Характеристика игры команд соперников. Тактический анализ.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении («крест», «волна», «эшелон», «морита»). Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке блокирующих).
Психологическая подготовка.
Теория: Способы регуляции психического состояния.
Практика: Достижение ОБС перед соревнованиями. Сохранение ОБС вовремя соревнований. Аутогенная тренировка.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся знать:
- историю развития волейбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;
- значение здорового образа жизни;
- правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;
- правила игры;
- терминологию игры и жесты судьи;
- технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий;
- методику регулирования психического состояния.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в волейболе, использовать их в условиях соревновательной
- деятельности и организации собственного досуга;
- применять в игре изученные тактические действия и приёмы;
- соблюдать правила игры;
- регулировать психическое состояние во время тренировок и соревнований;
- достигать оптимального боевого состояния;
- организовывать и судить соревнования;
- осуществлять соревновательную деятельность.
Способы определения результативности
- Опрос учащихся по пройденному материалу.
- Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований.
- Мониторинг результатов по каждому году обучения.
- Тестирование общефизической, специальной физической, технической, тактической и психологической подготовок.
- Тестирование по теоретическому материалу.
- Контроль соблюдения техники безопасности.
- Привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня.
- Контрольные игры с заданиями.
- Выполнение отдельных упражнений с заданиями.
- Контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований.
- Результаты соревнований.
- Встреча с учащимися во внеурочное время и наблюдение за их досугом.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Раздел |
Форма занятия |
Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса |
Форма подведения итогов |
Общефизическая подготовка |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы |
Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов |
Специальная физическая подготовка |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы |
Контрольные тесты и упражнения.
|
Техническая подготовка |
Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований. |
Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений |
Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты |
Тактическая подготовка |
Лекция, беседа, тренировка показ видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях |
Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований |
Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях. |
Теоретическая подготовка |
Лекция, беседа, посещение соревнований |
Рассказ, просмотр аудио и видео мат. Наблюдение за соревнованиями |
Опрос уч-ся, тестирование |
Психологическая подготовка |
Объяснение, практическое занятие |
Метод психорегуляции. Аутогенная тренировка. Метод дессенсибилизации |
Наблюдение за учащимися.
|
Контроль умений и навыков |
Соревнования (школьные, районные, областные). Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и организация соревнований |
Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса |
Обсуждение результатов соревнований.
|
Материально-техническое оснащение и дидактико-методическое обеспечение
Для реализации данной программы в школе имеется и может быть использовано:
- Спортивный зал площадью 24х12 м
- Волейбольная площадка 18х9 м
- Три волейбольных сетки (3 с металлическими тросами, 2 из них с антеннами)
- Волейбольные мячи 30 штук.
- Набивные мячи 15 штук.
- Сетка для переноса мячей 4 штуки.
- Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.
- 18 комплектов волейбольной формы (9 мужских и 9 женских).
- Компьютер с выходом в Интернет, программное обеспечение, экраны, проекторы, компакт-диски с учебным материалом.
- Хорошо оборудованный школьный стадион.
Кроме этого имеется дидактико-методическое оснащение: Учебники по физической культуре. Учебники по волейболу. Методические пособия по волейболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по дополнительному образованию. Разработанные и утверждённые тесты, и нормативы по контролю ОФП, технической, тактической и теоретической подготовок и т.п.
Библиографический список
- Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. - М.: Просвещение, 2011. - 77 с.
- Железняк Ю.Д., Кунянский В.А, Чачин А.В. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре. - М.:Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 112 с.
- Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/авт.-сост. А.Н.Каинов. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 167 с.
- Физическая культура: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. уреждений/ В.И.Лях, А.А.Зданевич; под. общ. ред. В.И.Ляха. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 237 с.
- Физическая культура : учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ В.И.Лях, А.А.Зданевич; под. общ. ред. В.И.Ляха. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 206с.
- Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича/ авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 171 с.
- Физкультура 10-11 классы: информационно-методическое пособие, DVD, 2013.
- Физкультура 5-9 классы: информационно-методическое пособие, DVD, 2013.