Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Дополнительное образование

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: волейбол


Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (7-11 кл.).

Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т.д.

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Цель: Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на достойном уровне.

Задачи:

образовательные

  • обучение техническим приёмам и правилам игры;
  • обучение тактическим действиям;
  • обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
  • овладение навыками регулирования психического состояния.

воспитательные

  • выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
  • воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
  • формирование потребности к ведению здорового образа жизни.

развивающие

  • повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
  • совершенствование навыков и умений игры;
  • развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения. Применение метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к победам.

Программа рассчитана на возраст 13-17 лет.

Программу предполагается реализовать в течение 2020-2024 г.

Программа делится на три этапа. Первый год обучения - начальная подготовка; второй год обучения - углубленное обучение технике игры; третий год обучения - совершенствование технической и углубленное обучение тактической подготовке, психологическая подготовка; четвёртый год обучения - совершенствование технико-тактической, психологической и специальной физической подготовки.

Занятия в рамках программы проводятся, в форме тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Три раза в неделю по два учебных часа.

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

  • достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;
  • победы на соревнованиях районного и областного уровня;
  • повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта до уровня I спортивного разряда;
  • присвоение спортивных разрядов учащимся;
  • устойчивое овладение умениями и навыками игры;
  • развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;
  • укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
  • умение контролировать психическое состояние.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:

1 год обучения

  • мониторинг на начало и на окончание первого года обучения;
  • тестирование на знание теоретического материала;
  • тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы
  • сдача контрольных нормативов по ОФП.

2 год обучения

  • мониторинг на начало и на окончание второго года обучения;
  • тестирование на знание правил соревнований и терминологии;
  • тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы;
  • сдача контрольных нормативов по ОФП.
  • результаты соревнований школьного уровня, матчевых и товарищеских встреч.

3 год обучения

  • мониторинг на начало и на окончание в третьего года обучения;
  • проверка умения организовывать и судить соревнования по волейболу (организация и судейство соревнований между классами и параллелями);
  • тестирование на умение выполнять индивидуальные и групповые технико-тактические действия («крест», «волна»);
  • результаты соревнований районного уровня.

4 год обучения

  • мониторинг на начало и на окончание в четвёртого года обучения;
  • тестирование ОФП и СФП;
  • тестирование на знание судейских жестов и судейской терминологии
  • тестирование на умение выполнять технико-тактические действия («крест»; «волна», «эшелон», «морита»);
  • результаты соревнований областного уровня.

Учебно-тематический план

Содержание дополнительной образовательной программы

1 год обучения.

Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом.

Общая физическая подготовка.

Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.

Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.

Специальная физическая подготовка.

Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.

Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.

Техническая подготовка.

Теория: Значение технической подготовки в волейболе.

Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).

Тактическая подготовка.

Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.

Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.

2 год обучения

Введение: Терминология в волейболе. Правила безопасности при выполнении игровых действий. Правила игры.

Общая физическая подготовка.

Теория: Методы и средства ОФП.

Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие направленные, на развитие всех, физических качеств. Упражнения на тренажёрах, футбол, баскетбол, подвижные игры.

Специальная физическая подготовка.

Теория: Методы и средства СФП в тренировке волейболистов.

Практика: Акробатические упражнение. Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции, специальной ловкости. Игры по характеру действий сходные с волейболом.

Техническая подготовка.

Теория: Характеристика техники сильнейших волейболистов.

Практика: Стойки и передвижения. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, кулаком, передача назад). Подачи снизу сверху и сбоку. Нападающие удары (прямые и по диагонали). Защитные действия (блоки, страховки).

Тактическая подготовка.

Теория: Анализ тактических действий сильнейших волейбольных команд

Практика: Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении. Групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими.

3 год обучения

Введение: Здоровый образ жизни и его значение. Организация игры в волейбол. Судейство. Правила безопасности при осуществлении соревновательной деятельности.

Общая физическая подготовка.

Теория: Теоретические основы тренировки.

Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.

Специальная физическая подготовка.

Теория: Теоретические основы СФП.

Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты перехода от одних действий к другим.

Техническая подготовка.

Теория: Технический план игры команды и задания отдельным игрокам.

Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Подачи (сверху и сбоку). Нападающие удары (прямые, по диагонали, из-за линии нападения). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой.).

Тактическая подготовка.

Теория: Тактический план игры.

Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении («крест», «волна»). Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке блокирующих).

Психологическая подготовка.

Теория: Способы регуляции психического состояния.

Практика: Упражнения на релаксацию. Упражнения на достижение ОБС. Аутогенная тренировка.

4 год обучения

Введение: Физическая культура - средство укрепления здоровья. Техника безопасности. Основы судейской терминологии и жестов.

Общая физическая подготовка.

Теория: Краткие сведения о строении и развитии человеческого организма.

Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.

Специальная физическая подготовка.

Теория: Воздействие некоторых специальных упражнений на костно-мышечный аппарат.

Практика: Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движений. Акробатические упражнения. Подвижные и спортивные игры. Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).

Техническая подготовка.

Теория: Теоретические основы технического совершенствования.

Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Нападающие удары (прямые, по диагонали, из-за линии нападения). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой.).

Тактическая подготовка.

Теория: Характеристика игры команд соперников. Тактический анализ.

Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении («крест», «волна», «эшелон», «морита»). Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке блокирующих).

Психологическая подготовка.

Теория: Способы регуляции психического состояния.

Практика: Достижение ОБС перед соревнованиями. Сохранение ОБС вовремя соревнований. Аутогенная тренировка.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся знать:

  • историю развития волейбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;
  • значение здорового образа жизни;
  • правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;
  • правила игры;
  • терминологию игры и жесты судьи;
  • технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий;
  • методику регулирования психического состояния.

Уметь:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в волейболе, использовать их в условиях соревновательной
  • деятельности и организации собственного досуга;
  • применять в игре изученные тактические действия и приёмы;
  • соблюдать правила игры;
  • регулировать психическое состояние во время тренировок и соревнований;
  • достигать оптимального боевого состояния;
  • организовывать и судить соревнования;
  • осуществлять соревновательную деятельность.

Способы определения результативности

  1. Опрос учащихся по пройденному материалу.
  2. Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований.
  3. Мониторинг результатов по каждому году обучения.
  4. Тестирование общефизической, специальной физической, технической, тактической и психологической подготовок.
  5. Тестирование по теоретическому материалу.
  6. Контроль соблюдения техники безопасности.
  7. Привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня.
  8. Контрольные игры с заданиями.
  9. Выполнение отдельных упражнений с заданиями.
  10. Контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований.
  11. Результаты соревнований.
  12. Встреча с учащимися во внеурочное время и наблюдение за их досугом.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

Общефизическая подготовка

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы

Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов

Специальная физическая подготовка

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы

Контрольные тесты и упражнения.
Мониторинг

Техническая подготовка

Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений

Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты

Тактическая подготовка

Лекция, беседа, тренировка показ видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях

Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований

Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.

Теоретическая подготовка

Лекция, беседа, посещение соревнований

Рассказ, просмотр аудио и видео мат. Наблюдение за соревнованиями

Опрос уч-ся, тестирование

Психологическая подготовка

Объяснение, практическое занятие

Метод психорегуляции. Аутогенная тренировка. Метод дессенсибилизации

Наблюдение за учащимися.
Выполнение специальных заданий. Наблюдение за поведением на соревнованиях

Контроль умений и навыков

Соревнования (школьные, районные, областные). Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и организация соревнований

Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса

Обсуждение результатов соревнований.
Обработка тестов. Обработка контрольных результатов

Материально-техническое оснащение и дидактико-методическое обеспечение

Для реализации данной программы в школе имеется и может быть использовано:

  1. Спортивный зал площадью 24х12 м
  2. Волейбольная площадка 18х9 м
  3. Три волейбольных сетки (3 с металлическими тросами, 2 из них с антеннами)
  4. Волейбольные мячи 30 штук.
  5. Набивные мячи 15 штук.
  6. Сетка для переноса мячей 4 штуки.
  7. Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.
  8. 18 комплектов волейбольной формы (9 мужских и 9 женских).
  9. Компьютер с выходом в Интернет, программное обеспечение, экраны, проекторы, компакт-диски с учебным материалом.
  10. Хорошо оборудованный школьный стадион.

Кроме этого имеется дидактико-методическое оснащение: Учебники по физической культуре. Учебники по волейболу. Методические пособия по волейболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по дополнительному образованию. Разработанные и утверждённые тесты, и нормативы по контролю ОФП, технической, тактической и теоретической подготовок и т.п.

Библиографический список

  1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. - М.: Просвещение, 2011. - 77 с.
  2. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А, Чачин А.В. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре. - М.:Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 112 с.
  3. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/авт.-сост. А.Н.Каинов. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 167 с.
  4. Физическая культура: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. уреждений/ В.И.Лях, А.А.Зданевич; под. общ. ред. В.И.Ляха. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 237 с.
  5. Физическая культура : учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ В.И.Лях, А.А.Зданевич; под. общ. ред. В.И.Ляха. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 206с.
  6. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича/ авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 171 с.
  7. Физкультура 10-11 классы: информационно-методическое пособие, DVD, 2013.
  8. Физкультура 5-9 классы: информационно-методическое пособие, DVD, 2013.

См. продолжение программы