Проект на тему "Деревья" для детей старшей группы детского сада

Разделы: Краеведение

Класс: д/с


ОО - социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Актуальность

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В.А.Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.

Современные дети весьма ограниченно общаются с природой. Суть проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно-нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы - обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

Дерево - благодатный объект для наблюдений. С деревом проще общаться "на равных", чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить своим другом. Участие детей в проекте позволит обогатить знания и представления о деревьях, развить познавательный интерес к тайнам живой природы, сформировать навыки поисковой деятельности.

Гипотеза

Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно-ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Продолжительность: краткосрочный (3 недели, с 9 по 27 сентября).

Состав участников проекта: дети старшей группы №8 «Бабочки», родители, воспитатели.

По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.

Продукт проекта: презентация, гербарий «Деревья, растущие на территории детского сада», альбом детских рисунков «Такие разные деревья», выставка в группе по теме проекта.

Проблемная ситуация: Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами постоянно, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы.

Формулирование проблемы; «какие деревья нас окружают? А если бы вокруг не было деревьев?»

Цель проекта: Формирование у детей представления о деревьях, как о живых организмах, через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности.

Задачи:

Для детей:

  • Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
  • Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
  • Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
  • Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
  • Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
    • Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
  • Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
  • Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
  • Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.

Для родителей:

  • Привлечь родителей к оказанию помощи педагогам и детям в реализации проекта.

Для педагогов:

  • создать предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о деревьях, растущих в детском саду.
  • создать условия для поиска эффективных форм и методов экологического воспитания дошкольников;
  • создать позитивный и эмоциональный настрой для совместного творчества родителей, детей и педагогов;

Интеграция образовательных областей: проект реализуется через интеграцию пяти образовательных областей:

  • Познавательное: беседы, наблюдения, экспериментальная деятельность, чтение энциклопедической литературы, рассказов, рассматривание иллюстрации, работа с мнемотаблицами.
  • Социально-коммуникативное: беседы, подвижные игры
  • Речевое: чтение стихотворений, рассказов, пословиц, составление рассказов, заучивание стихотворений, словесные игры
  • Художественно-эстетическое: рисование, лепка, аппликация, слушание музыкальных произведений.
  • Физическое: подвижные игры.

Средства и оборудование:

  • Технические: ноутбук, музыкальные записи.
  • Методические: наглядные пособия, книги для чтения, мнемотаблицы, схемы.
  • Организационные: столы, краски, кисти, бумага, салфетки, баночки для воды, засушенные и свежие листья деревьев и другие средства для художественной и познавательной деятельности.

Ожидаемый результат:

  • Повышение уровня экологической грамотности детей;
  • Формирование осознанной потребности в общении с природой;
  • Создание экологически-развивающей среды на участке детского сада;
  • Создание художественно-эстетической среды;
  • Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
  • Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
  • Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
  • Пополнение методическими и дидактическими материалами база экологического содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература).
  • Появится эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к природе.

Список литературы

  1. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы/ авт.-сост. Л.В.Шмонина, О.И.Зайцева. - Волгоград: Учитель, 2017.
  2. Шорыгина Т. «Деревья - какие они» Москва «Гном и Д», 2003.
  3. Зотов. В «Лесная мозаика» Москва «Просвещение», 1993.
  4. Л.Бурмистрова, В.Мороз «Расскажите детям о деревьях» Москва «Мозайка-синтез» 2008.
  5. А.А.Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне». Москва «Просвещение», 2016.
  6. Т.Д.Нуждина «Энциклопедия для малышей ЧУДО - ВСЮДУ мир животных и растений» Ярославль «Академия развития» 1998.
  7. Н.Н.Леонова «Мир природы родной страны» СПб «Детство - пресс» 2017.

Этапы проекта» «Деревья нашего детского сада» в старшей группе №8 «Бабочки»

Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап
Подготовительный

Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию
для педагогов: выявление интереса у детей к окружающей действительности;
для родителей:
оповещение родителей о теме проекта, выявление интереса к данной теме (анкетирование)
Планирование процесса осуществления проектной деятельности и ее содержания
Подбор методической литературы по теме
Подбор материала, дидактических, подвижных игр

2 этап
Аналитический

Формулирование цели и задач, определение пути реализации. Подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка ОД, бесед, консультаций для родителей)
Создание предметно-развивающей среды.

Приносят игры и игрушки для игр в группе

3 этап практический

ОО Познавательное развитие
Беседы на тему:
"Деревья нашего сада":
«Какие я знаю деревья?»,
«Для чего нужно столько деревьев?»
«Деревья, которые нас окружают».
Рассказ воспитателя о заповедниках края.
«Безопасное поведение в лесу, в парке, на участке.»
Дидактическая игры:
«Собери дерево»,
«Угадай дерево»,
«С какого дерева листок?»,
«Детки с какой ветки?»,
«Сравни»,
«Зелёный мир»,
«Что лишнее?»
Рассматривание картинок с изображением деревьев.
Наблюдения за деревьями на участке детского сада и экологической зоне.
Прогулка - экскурсия «Деревья, которые растут рядом»

Наблюдения и исследовательская деятельность.
Исследование дерева.
Исследование листьев
Исследование плодов, семян
Рассматривание иллюстрации и фото берёз, рябин, берёзовых рощ, кистей рябин, берёзовых и рябиновых листьев.

Задания
«Посчитай берёзы - покажи цифру»
«Сколько берёзок, сколько рябинок»
«Ёлочки высокие и низкие из счетных палочек»
«Выложи ёлочку по образцу из счётных палочек»
«Посчитай дубочки - покажи цифру»
«Сколько желудей на дубе»

ОО Речевое развитие
Заучивание стихотворений
«Дуб» И.Токмакова.
«Ели на опушке» И.Токмакова.
Словесные игры «Я покажу - ты назови»
«Какой лист»
«Дуб - дубочек…»

ОО Социально-коммуникативное развитие»
Подвижные игры по теме проекта, беседы «Безопасное поведение в лесу, в парке, на участке», экскурсия по территории детского сада

ОО Художественно-эстетическое развитие
Чтение стихотворений
«У дедушки дерева добрые руки» Э.Мошковская
«Дуб, дуб - чем богат…» Т.Второва
«Рябина» И.Токмакова.
«Ели» И.Токмакова.
«Белоствольные сестрички» Т.Тарасова

Чтение рассказов
«Зеленая страна» Е.Серова.
«Мудрость дерева» А.Лопатина.
«Жизнь дерева» А.Лопатина.
«Дуб» Т.Шорыгина
«Ясень» Т.Шорыгина
«Ясень - ясенёчек», «Вертолётики» В.Зотов.
«Ель» Т.Шорыгина
«Лесные красавицы» В.Зотов

Рисование
«Белая берёзка на участке нашем»
«Дубовая роща»
Ручной труд с применением еловых шишек «Гуси-лебеди»
Аппликация с применением грушевых листьев «Грибы»
Рисование с элементами аппликации из дубовых листьев «Дуб - дубочек»
Аппликация из листьев ясеня «Золотая рыбка»
Аппликация «Бабочки» с применением сухих листьев»
Аппликация с элементами оригами «Листья на берёзе золотом горят»
Аппликация из салфеток с рисованием «Нарядная берёзка»
Пластилинография «Кисть рябины»

ОО Физическое развитие
Подвижные игры «Принеси листок», «1,2,3 - к …. (название дерева) беги»

Дети слушают и участвуют в наблюдениях, беседах, обсуждениях, задают вопросы, сами ищут на них ответы, с удовольствием играют в словесные, подвижные игры, рисуют по теме проекта, с удовольствием рассматривают иллюстрации, фото.

4 этап
Презентационный
Рефлексивный

Анализ достижений проекта, наличие всех запланированных продуктов проекта (презентация, игровой материал); наличие методических разработок (оформленный проект с результатами, перспективный план основных мероприятий с приложением соответствующих игр, бесед.
Уровень удовлетворенности результатами проекта родителей воспитанников (Беседа).

Выставки творчества родителей и детей, гербарий.

Приложение