ОО - социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Актуальность
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В.А.Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Современные дети весьма ограниченно общаются с природой. Суть проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно-нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы - обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Дерево - благодатный объект для наблюдений. С деревом проще общаться "на равных", чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить своим другом. Участие детей в проекте позволит обогатить знания и представления о деревьях, развить познавательный интерес к тайнам живой природы, сформировать навыки поисковой деятельности.
Гипотеза
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно-ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (3 недели, с 9 по 27 сентября).
Состав участников проекта: дети старшей группы №8 «Бабочки», родители, воспитатели.
По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.
Продукт проекта: презентация, гербарий «Деревья, растущие на территории детского сада», альбом детских рисунков «Такие разные деревья», выставка в группе по теме проекта.
Проблемная ситуация: Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами постоянно, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы.
Формулирование проблемы; «какие деревья нас окружают? А если бы вокруг не было деревьев?»
Цель проекта: Формирование у детей представления о деревьях, как о живых организмах, через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности.
Задачи:
Для детей:
- Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
- Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
- Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
- Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
- Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
• Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность; - Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
- Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
- Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Для родителей:
- Привлечь родителей к оказанию помощи педагогам и детям в реализации проекта.
Для педагогов:
- создать предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о деревьях, растущих в детском саду.
- создать условия для поиска эффективных форм и методов экологического воспитания дошкольников;
- создать позитивный и эмоциональный настрой для совместного творчества родителей, детей и педагогов;
Интеграция образовательных областей: проект реализуется через интеграцию пяти образовательных областей:
- Познавательное: беседы, наблюдения, экспериментальная деятельность, чтение энциклопедической литературы, рассказов, рассматривание иллюстрации, работа с мнемотаблицами.
- Социально-коммуникативное: беседы, подвижные игры
- Речевое: чтение стихотворений, рассказов, пословиц, составление рассказов, заучивание стихотворений, словесные игры
- Художественно-эстетическое: рисование, лепка, аппликация, слушание музыкальных произведений.
- Физическое: подвижные игры.
Средства и оборудование:
- Технические: ноутбук, музыкальные записи.
- Методические: наглядные пособия, книги для чтения, мнемотаблицы, схемы.
- Организационные: столы, краски, кисти, бумага, салфетки, баночки для воды, засушенные и свежие листья деревьев и другие средства для художественной и познавательной деятельности.
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня экологической грамотности детей;
- Формирование осознанной потребности в общении с природой;
- Создание экологически-развивающей среды на участке детского сада;
- Создание художественно-эстетической среды;
- Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
- Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
- Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
- Пополнение методическими и дидактическими материалами база экологического содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература).
- Появится эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к природе.
Список литературы
- Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы/ авт.-сост. Л.В.Шмонина, О.И.Зайцева. - Волгоград: Учитель, 2017.
- Шорыгина Т. «Деревья - какие они» Москва «Гном и Д», 2003.
- Зотов. В «Лесная мозаика» Москва «Просвещение», 1993.
- Л.Бурмистрова, В.Мороз «Расскажите детям о деревьях» Москва «Мозайка-синтез» 2008.
- А.А.Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне». Москва «Просвещение», 2016.
- Т.Д.Нуждина «Энциклопедия для малышей ЧУДО - ВСЮДУ мир животных и растений» Ярославль «Академия развития» 1998.
- Н.Н.Леонова «Мир природы родной страны» СПб «Детство - пресс» 2017.
Этапы проекта» «Деревья нашего детского сада» в старшей группе №8 «Бабочки»
Этапы проекта |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
1 этап
|
Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию
|
|
2 этап
|
Формулирование цели и задач, определение пути реализации. Подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка ОД, бесед, консультаций для родителей)
|
Приносят игры и игрушки для игр в группе |
3 этап практический |
ОО Познавательное развитие
Наблюдения и исследовательская деятельность.
Задания
ОО Речевое развитие
ОО Социально-коммуникативное развитие»
ОО Художественно-эстетическое развитие
Чтение рассказов
Рисование
ОО Физическое развитие
|
Дети слушают и участвуют в наблюдениях, беседах, обсуждениях, задают вопросы, сами ищут на них ответы, с удовольствием играют в словесные, подвижные игры, рисуют по теме проекта, с удовольствием рассматривают иллюстрации, фото. |
4 этап
|
Анализ достижений проекта, наличие всех запланированных продуктов проекта (презентация, игровой материал); наличие методических разработок (оформленный проект с результатами, перспективный план основных мероприятий с приложением соответствующих игр, бесед.
|
Выставки творчества родителей и детей, гербарий. |