Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мир дизайна» (профессиональная подготовка к будущей профессии)

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование

Классы: 8, 9


Направленность программы

Профессия «дизайнер» широко востребована на современном рынке труда. Дизайнерское проектирование как вид деятельности в современном обществе, опирается на интегративный подход в освоении различных технологий обработки и преобразования материалов, а также использовании материалов с учетом многообразия их свойств для создания комфортной и эстетически выразительной предметной среды. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и предметной среде, специалист формирует, или можно сказать, «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде.

Актуальность программы

Программа технической направленности, разработана и построена с учетом специфики дизайнерской деятельности и служит обоснованием для реализации профессиональной подготовки учащихся 14-15 лет в учреждении дополнительного образования.

Отличительные особенности программы

Содержание программы позволяет предположительно определить, в каких видах деятельности, учащиеся смогут наиболее успешно трудиться, принося максимальную пользу для общества и получая наибольшее удовлетворение от своего труда, способствует ориентации школьников в мире современных профессий. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, учит анализировать и понимать комплексные задачи, выходящие за рамки традиционных учебных предметов, оценивать и вырабатывать свои жизненные ориентиры в современной действительности.

Педагогическая целесообразность

Техническое, эстетическое и художественное воспитание с помощью программы, формирует у подростков способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, культуру быта, а также в процессе деятельности, развивать свои художественно-творческие способности.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (принят Государственной Думой 22 июля 2020 года, одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года)
  • Приказ Министерства образования и науки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (от 31 марта 2022 года N 678-р).
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от18.11.2015 №09-3242.
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (приложение 3 к СанПиН 2.4.43172-14)

Цель программы: Техническое, художественно-эстетическое, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности учащегося, помощь в выборе определенного профиля обучения с учетом интересов, потребностей и возможностей для дальнейшего профессионального и жизненного самоопределения.

Задачи: учащиеся должны получить следующие результаты профессионального обучения:

Личностные: Сформировать:

  • российскую гражданскую идентичность, любовь к Отечеству, патриотизм и уважение к своему народу;
  • самостоятельность, инициативность;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию;
  • основы эстетического образования, включая эстетику быта;
  • мировоззрение, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания - науки, искусства, морали;
  • представление о народном мастере как творческой личности, носите­ле традиций, коллективного опыта, духовно связанной с культурой и природой родного края.

Метапредметные:

Уметь:

  • четко определять области знаемого и незнаемого;
  • ставить перед собой цели, определять и решать задачи, для достижения поставленных целей;
  • планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы;
  • анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы, вносить коррективы;
  • осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • использовать образное мышление при создании художественного образа;

Предметные:

  • овладение прикладными умениями художественной обработки различных материалов;
  • знакомство с ключевыми понятиями в сфере дизайнерской деятельности;
  • знакомство с ведущими для данного профиля видами деятельности;
  • получение опыта проектной деятельности на основе изучения нескольких видов художественно-прикладных технологий;
  • знать основные виды дизайнерского искусства;
  • повышение информационной и коммуникативной компетентности.

Сроки реализации программы

Программа «Мир Дизайна» (профессиональная подготовка к будущей профессии) рассчитана на учащихся в возрасте 14-15 лет.

Срок реализации программы -1 год.

Количество учащихся в группе формируется в соответствии с Уставом учреждения: - не менее 12 человек.

Занятия проводятся на основной площадке в Центре развития творчества детей и юношества и на базе школ города (по согласованию). В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс предполагает возможную коррекцию времени и режима занятий, в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, а также эпидемиологической обстановкой.

Режим занятий

Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, 72 часа в год.

В ходе реализации программы используются следующие педагогические технологии:

  • группового обучения
  • развивающего обучения
  • дифференцированного обучения
  • культуровоспитывающего обучения
  • личностно-ориентированного обучения
  • игрового обучения
  • здоровье сберегающего обучения.

В основу программы легли следующие принципы:

  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип сочетания индивидуального и комплексного образования;
  • принцип доступности, благодаря которому обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся;
  • принцип наглядности - в учебной деятельности широко используются наглядно-иллюстративный материал, а также личный пример педагога
  • принцип активности, стимулирующий познавательную и творческую деятельность обучающихся;
  • принцип преемственности, систематичности и последовательности, который проявляется в проведении учебных занятий, а также выполнении самостоятельных заданий учащимися;
  • принцип заинтересованности и мобильности, позволяющий организовывать образовательный процесс в соответствии с пожеланиями, способностями и интересами детей;
  • принцип динамики, дающий учащемуся возможность активного поиска своего места в творческой деятельности.

Формы подведения итогов:

  • открытые занятия
  • творческие задания
  • проектная деятельность
  • участие в конкурсах, выставках и фестивалях

В результате освоения программы «Мир Дизайна» (профессиональная подготовка к будущей профессии) учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Ожидаемые результаты

Метапредметные:

регулятивные

  • определяют области знаемого и незнаемого;
  • ставят перед собой цели и определяют задачи, для достижения поставленных целей;
  • планируют последовательность действий;
  • прогнозируют результаты работы;
  • анализируют итоги деятельности;
  • делают выводы;

познавательные

  • осуществляют познание мира дизайна через изучение истории различных дизайнерских направлений, их особенностей;
  • освоили умение получать знания и отрабатывать навыки работы с различными материалами;
  • освоили навыки работы с дополнительной, специальной литературой, интернет-ресурсами;

коммуникативные

  • овладение навыками общения, быстрой адаптации в любой обстановке;
  • приобретение умения сотрудничать с педагогом, сверстниками и взрослыми;

Личностные:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, любови к Отечеству и уважение к своему народу;
  • формирование мировоззрения, основанное на диалоге культур;
  • способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании;
  • формирование основ эстетического образования, включая эстетику быта.

Предметные:

учащиеся знают:

  • сведения о цвете и цветовых сочетаниях;
  • основы композиции;
  • современные тенденции в оформлении интерьера;
  • основы флористического дизайна;
  • технологии выполнения декоративно-прикладных работ;

умеют:

  • подбирать цветовую гамму;
  • грамотно составлять композицию;
  • применять индивидуальные композиционные решения при создании арт-объектов;
  • применять различные инструменты, оборудование и основные изобразительные техники и материалы;
  • выполнять образцы по заданию и по собственному замыслу;
  • самостоятельно выполнить задуманное, от эскиза до конечного результата;
  • применить знания технологических приемов при самостоятельной работе над проектами;
  • применить полученные умения, навыки и знания в создании своих образцов, в соответствии с народными традициями.

владеют:

  • навыками работы с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • приёмами и способами декорирования элементов различных стилей в выбранных техниках;
  • простейшими приёмами построения творческих дизайн-проектов.

Учебный план

Раздел образовательной программы

Количество часов

Форма аттестации/
контроля

всего

теория

практика

1.

Раздел 1. Введение в образовательную программу. Презентация курса «Мир дизайна»

2

2

Опрос

2.

Раздел 2. Основы дизайна интерьера

4

2.1

Стилевые решения интерьера.

2

1

1

Контрольные
упражнения

2.2

Понятие композиции в интерьере.

2

1

1

Контрольные
упражнения

3.

Раздел 3. Декорирование интерьера: основные принципы украшения пространства

12

3.1

Ритм. Цветовая гамма

2

1

1

Контрольные задания

3.2

Декор окон

2

1

1

Контрольные
упражнения

3.3

Мебель и аксессуары

2

1

1

Контрольные
упражнения

3.4

Освещение дома.

2

1

1

Контрольные
упражнения

3.5

Декоративно-прикладное искусство в интерьере

4

1

3

Проекты

4

Раздел 4. Дизайн одежды

14

4.1

Назначение и функции одежды

2

1

1

Творческие задания

4.2

Классификация одежды по назначению и использованию

2

1

1

Проекты

4.3

Стили в одежде

4

2

2

Самостоятельная работа

4.4

Декоративно-прикладные технологии, используемые в одежде.

6

2

4

Проекты

5

Раздел 5. Дизайн рекламы

10

5.1

Формы рекламы.

4

2

2

Творческие задания

5.2

Цветовое решение рекламы.

2

1

1

Контрольные упражнения

5.3

Направление. Размер.

4

2

2

Творческие задания

6.

Раздел 6. Дизайн упаковки

14

6.1

Хронология развития упаковки.

2

1

1

Контрольные
упражнения

6.2

Виды упаковок.

2

1

1

Контрольные
упражнения

6.3

Конструирование упаковки.

4

2

2

Проекты

6.4

Оформление упаковки.

4

2

2

Проекты

6.5

Самые оригинальные упаковки в мире.

2

1

1

Опрос

7.

Раздел 7. Ландшафтный дизайн

14

7.1

Стили ландшафтного дизайна.

4

4

Опрос

7.2

Планировка участка. Идеи обустройства зоны отдыха на даче.

4

2

2

Контрольные упражнения

7.3

Использование малых архитектурных форм в ландшафтном дизайне.

2

1

1

Контрольные упражнения

7.4

Озеленение участка. Виды клумб.

2

1

1

Проекты

7.5

Флористика.

2

1

1

Контрольные упражнения

ИТОГО:

72

34

38

Содержание программы

Раздел 1. Введение в образовательную программу. Презентация курса «Мир дизайна». Знакомство с разными видами дизайна

Раздел 2. Основы дизайна интерьера

Теория: Основные качества интерьера: функциональность, гигиеничность, эстетика. Искусство композиции - основа дизайна. Функциональная организация пространства. Стилевые решения интерьера.

Практика: Составление композиции непредметных форм (геометрические предметы). Разработка эскиза комнаты (стиль по выбору), подбор деталей интерьера в соответствии с выбранным стилем.

Раздел 3. Декорирование интерьера: основные принципы украшения пространства

Теория: Цвет как, средство воздействия на состояние человека. Цветовой круг. Чистые цвета. Смешанные цвета. Ахроматические цвета.

Обрамление окон внутри помещения. Варианты внутреннего украшения оконного проема: Декорирование шторами. Жалюзи. Ленты, петли, захваты, клипсы.

Планировка жилья. Свободная планировка. Универсальная планировка. Элементы интерьера. Мебель и аксессуары. Мебель стационарная (неразборная), корпусная (разборная), трансформируемая (складная).

Освещение дома. Роль освещения в дизайне интерьера. Освещение: главное, местное, акцентирующее, декоративное, ночники.

Декоративно-прикладное искусство в интерьере

Вышивка. Вязание. Валяние. Ткачество. Выжигание. Ковка. Резьба. Лепка. Витраж. Мозаика. Плетение.

Практика: Выполнить эскизы 3-4 вариантов обрамления окон. Подобрать фотоматериалы мебели и аксессуаров к выбранному стилю. Выполнить проект по любому виду декоративно-прикладного искусства или выполнить на выбор витраж или мозаику формата А4 или А5 (1/2 формата А4).

Раздел 4. Дизайн одежды

Теория: Назначение одежды. Функции: утилитарные, социально-эстетические. Классификация одежды по назначению и использованию. Стили в одежде. Декоративно-прикладные технологии, используемые в одежде.

Техники и декоративные приемы, используемые в художественном оформлении современной одежды: вышивка, аппликация, художественное ткачество, пэчворк, квилт, тиснение, набойка, батик, плетение, перфорация, принт, фотопринт.

Практика: Выполнить проект в любой технике на выбор.

Раздел 5. Дизайн рекламы

Теория: Элементы рекламного дизайна. Цветовое решение рекламы. Размер. Направление. Текстура. Реклама прямая и косвенная.

Наиболее распространённые формы рекламы: в прессе, печатная, аудиовизуальная, телевизионная, радиореклама, выставки, прямая почтовая рассылка, с информацией о распродажах, наружная, компьютерная.

Практика: Создать рекламу по выбору в любой технике изо. (брошюра, купон, листовка, извещение).

Раздел 6. Дизайн упаковки

Теория: История развития упаковки от Древнего Египта до современности: Упаковки Древнего Египта, Древней Греции, бочки Галлии, бумага Китая. Изобретение Литографии. Первые консервные банки. Виды упаковки: мягкая (полимерные материалы, стрейч-пленка, ткань); полужесткая (пластик и картон); жесткая (металл, древесина, ДВП).

Конструирование упаковки. Оформление упаковки. Самые оригинальные упаковки в мире.

Практика: Приемы и методы конструирования упаковки. Проект: Сконструировать и оформить упаковку (материал на выбор).

Раздел 7. Ландшафтный дизайн

Теория: Стили ландшафтного дизайна: Регулярный; Пейзажный; Английский; Средиземноморский; Японский; Модерн; Китайский; Колониальный; Деревенский; Французский.

Планировка участка. Правила зонирования территории. Планировка огорода и сада. Правила ландшафтного дизайна участка с наличием гаражных и хозяйственных сооружений. Использование малых архитектурных форм в ландшафтном дизайне. Виды клумб и цветников. Флористика. Материалы и инструменты. Принципы составления флористических композиций. Стили флористики.

Практика: Планировка участка с наличием гаражных и хозяйственных сооружений, сада и огорода. Цветочная композиция в коробке или букет из конфет.

Материально-техническое обеспечение

Наименование оборудования

Кол-во

Ноутбук Acer ASPIRE ES1-512 - P2US

1

Экран настенный

1

Проектор Acer P1165

1

Доска стеклянная магнитно - маркерная

1

Набор офисной мебели

1

Кресло компьютерное

1

Стол ученический 2-х местный

8

Стул ученический регулируемый по высоте

16

Методическое обеспечение программы: наглядно-демонстрационный материал, фото и видеоматериалы.

Список литературы

  1. Агостон. Цвет в деятельности человека. М.2000.
  2. Белогуров В.П., Чмырь В.Д. Справочник молодого маляра. М., 1988.
  3. Борев Ю. Эстетика. М, 1988.
  4. Для дома, для семьи. Лениздат. 1990.
  5. Евроремонт. М.,1998.
  6. Зайцев А. Наука о цвете. М., 1986.
  7. Зингер Б.И. Встроенная мебель в вашей квартире. М., 1990.
  8. Кантор. Красота и польза. М., 1989.
  9. Кусл Ф., Крамериус Ф. «Домашняя мастерская». М., «Машиностроение», 1990.
  10. Лонтковская Р.А. Ваша квартира. Евроремонт своими руками. Ростов-на-Дону, 1998.
  11. Мазова Е. Тайны комнатных растений. - М, 2000.
  12. Милославович Р. Как обставить квартиру, М., 1991.
  13. Михайлов С. История дизайна. М., 2000.
  14. Морозова Е. Фэн-шуй. М., 2002.
  15. Пономарева Е.С. Цвет и интерьер. Минск, 1984.
  16. Протопопов В.В. Дизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьера. Март, М., Ростов-на-Дону, 2004.
  17. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., Стройиздат, 1997.
  18. Фрийлинг Г. Человек. Цвет. Пространство. М" 1973.
  19. Шепелев А.М. «Справочник домашнего мастера». М Стройиздат 1991.
  20. Шепелев А.М. «Штукатурные декоративно-художественные работы». М., Высшая школа, 1981.
  21. Эргономика: принципы и рекомендации. М., 1983.
  22. О.В.Ильина Учебное пособие «КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН УПАКОВКИ» СПб. 2018.