Направленность программы
Профессия «дизайнер» широко востребована на современном рынке труда. Дизайнерское проектирование как вид деятельности в современном обществе, опирается на интегративный подход в освоении различных технологий обработки и преобразования материалов, а также использовании материалов с учетом многообразия их свойств для создания комфортной и эстетически выразительной предметной среды. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и предметной среде, специалист формирует, или можно сказать, «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде.
Актуальность программы
Программа технической направленности, разработана и построена с учетом специфики дизайнерской деятельности и служит обоснованием для реализации профессиональной подготовки учащихся 14-15 лет в учреждении дополнительного образования.
Отличительные особенности программы
Содержание программы позволяет предположительно определить, в каких видах деятельности, учащиеся смогут наиболее успешно трудиться, принося максимальную пользу для общества и получая наибольшее удовлетворение от своего труда, способствует ориентации школьников в мире современных профессий. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, учит анализировать и понимать комплексные задачи, выходящие за рамки традиционных учебных предметов, оценивать и вырабатывать свои жизненные ориентиры в современной действительности.
Педагогическая целесообразность
Техническое, эстетическое и художественное воспитание с помощью программы, формирует у подростков способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, культуру быта, а также в процессе деятельности, развивать свои художественно-творческие способности.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (принят Государственной Думой 22 июля 2020 года, одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года)
- Приказ Министерства образования и науки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (от 31 марта 2022 года N 678-р).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от18.11.2015 №09-3242.
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (приложение 3 к СанПиН 2.4.43172-14)
Цель программы: Техническое, художественно-эстетическое, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности учащегося, помощь в выборе определенного профиля обучения с учетом интересов, потребностей и возможностей для дальнейшего профессионального и жизненного самоопределения.
Задачи: учащиеся должны получить следующие результаты профессионального обучения:
Личностные: Сформировать:
- российскую гражданскую идентичность, любовь к Отечеству, патриотизм и уважение к своему народу;
- самостоятельность, инициативность;
- готовность и способность к образованию и самообразованию;
- основы эстетического образования, включая эстетику быта;
- мировоззрение, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания - науки, искусства, морали;
- представление о народном мастере как творческой личности, носителе традиций, коллективного опыта, духовно связанной с культурой и природой родного края.
Метапредметные:
Уметь:
- четко определять области знаемого и незнаемого;
- ставить перед собой цели, определять и решать задачи, для достижения поставленных целей;
- планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы;
- анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы, вносить коррективы;
- осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- использовать образное мышление при создании художественного образа;
Предметные:
- овладение прикладными умениями художественной обработки различных материалов;
- знакомство с ключевыми понятиями в сфере дизайнерской деятельности;
- знакомство с ведущими для данного профиля видами деятельности;
- получение опыта проектной деятельности на основе изучения нескольких видов художественно-прикладных технологий;
- знать основные виды дизайнерского искусства;
- повышение информационной и коммуникативной компетентности.
Сроки реализации программы
Программа «Мир Дизайна» (профессиональная подготовка к будущей профессии) рассчитана на учащихся в возрасте 14-15 лет.
Срок реализации программы -1 год.
Количество учащихся в группе формируется в соответствии с Уставом учреждения: - не менее 12 человек.
Занятия проводятся на основной площадке в Центре развития творчества детей и юношества и на базе школ города (по согласованию). В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс предполагает возможную коррекцию времени и режима занятий, в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, а также эпидемиологической обстановкой.
Режим занятий
Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, 72 часа в год.
В ходе реализации программы используются следующие педагогические технологии:
- группового обучения
- развивающего обучения
- дифференцированного обучения
- культуровоспитывающего обучения
- личностно-ориентированного обучения
- игрового обучения
- здоровье сберегающего обучения.
В основу программы легли следующие принципы:
- принцип связи теории с практикой;
- принцип сочетания индивидуального и комплексного образования;
- принцип доступности, благодаря которому обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся;
- принцип наглядности - в учебной деятельности широко используются наглядно-иллюстративный материал, а также личный пример педагога
- принцип активности, стимулирующий познавательную и творческую деятельность обучающихся;
- принцип преемственности, систематичности и последовательности, который проявляется в проведении учебных занятий, а также выполнении самостоятельных заданий учащимися;
- принцип заинтересованности и мобильности, позволяющий организовывать образовательный процесс в соответствии с пожеланиями, способностями и интересами детей;
- принцип динамики, дающий учащемуся возможность активного поиска своего места в творческой деятельности.
Формы подведения итогов:
- открытые занятия
- творческие задания
- проектная деятельность
- участие в конкурсах, выставках и фестивалях
В результате освоения программы «Мир Дизайна» (профессиональная подготовка к будущей профессии) учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Ожидаемые результаты
Метапредметные:
регулятивные
- определяют области знаемого и незнаемого;
- ставят перед собой цели и определяют задачи, для достижения поставленных целей;
- планируют последовательность действий;
- прогнозируют результаты работы;
- анализируют итоги деятельности;
- делают выводы;
познавательные
- осуществляют познание мира дизайна через изучение истории различных дизайнерских направлений, их особенностей;
- освоили умение получать знания и отрабатывать навыки работы с различными материалами;
- освоили навыки работы с дополнительной, специальной литературой, интернет-ресурсами;
коммуникативные
- овладение навыками общения, быстрой адаптации в любой обстановке;
- приобретение умения сотрудничать с педагогом, сверстниками и взрослыми;
Личностные:
- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, любови к Отечеству и уважение к своему народу;
- формирование мировоззрения, основанное на диалоге культур;
- способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию и самообразованию;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании;
- формирование основ эстетического образования, включая эстетику быта.
Предметные:
учащиеся знают:
- сведения о цвете и цветовых сочетаниях;
- основы композиции;
- современные тенденции в оформлении интерьера;
- основы флористического дизайна;
- технологии выполнения декоративно-прикладных работ;
умеют:
- подбирать цветовую гамму;
- грамотно составлять композицию;
- применять индивидуальные композиционные решения при создании арт-объектов;
- применять различные инструменты, оборудование и основные изобразительные техники и материалы;
- выполнять образцы по заданию и по собственному замыслу;
- самостоятельно выполнить задуманное, от эскиза до конечного результата;
- применить знания технологических приемов при самостоятельной работе над проектами;
- применить полученные умения, навыки и знания в создании своих образцов, в соответствии с народными традициями.
владеют:
- навыками работы с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
- приёмами и способами декорирования элементов различных стилей в выбранных техниках;
- простейшими приёмами построения творческих дизайн-проектов.
Учебный план
№ |
Раздел образовательной программы |
Количество часов |
Форма аттестации/
|
||
всего |
теория |
практика |
|||
1. |
Раздел 1. Введение в образовательную программу. Презентация курса «Мир дизайна» |
2 |
2 |
|
Опрос |
2. |
Раздел 2. Основы дизайна интерьера |
4 |
|
|
|
2.1 |
Стилевые решения интерьера. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные
|
2.2 |
Понятие композиции в интерьере. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные
|
3. |
Раздел 3. Декорирование интерьера: основные принципы украшения пространства |
12 |
|
|
|
3.1 |
Ритм. Цветовая гамма |
2 |
1 |
1 |
Контрольные задания |
3.2 |
Декор окон |
2 |
1 |
1 |
Контрольные
|
3.3 |
Мебель и аксессуары |
2 |
1 |
1 |
Контрольные
|
3.4 |
Освещение дома. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные
|
3.5 |
Декоративно-прикладное искусство в интерьере |
4 |
1 |
3 |
Проекты |
4 |
Раздел 4. Дизайн одежды |
14 |
|
|
|
4.1 |
Назначение и функции одежды |
2 |
1 |
1 |
Творческие задания |
4.2 |
Классификация одежды по назначению и использованию |
2 |
1 |
1 |
Проекты |
4.3 |
Стили в одежде |
4 |
2 |
2 |
Самостоятельная работа |
4.4 |
Декоративно-прикладные технологии, используемые в одежде. |
6 |
2 |
4 |
Проекты |
5 |
Раздел 5. Дизайн рекламы |
10 |
|
|
|
5.1 |
Формы рекламы. |
4 |
2 |
2 |
Творческие задания |
5.2 |
Цветовое решение рекламы. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные упражнения |
5.3 |
Направление. Размер. |
4 |
2 |
2 |
Творческие задания |
6. |
Раздел 6. Дизайн упаковки |
14 |
|
|
|
6.1 |
Хронология развития упаковки. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные
|
6.2 |
Виды упаковок. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные
|
6.3 |
Конструирование упаковки. |
4 |
2 |
2 |
Проекты |
6.4 |
Оформление упаковки. |
4 |
2 |
2 |
Проекты |
6.5 |
Самые оригинальные упаковки в мире. |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
7. |
Раздел 7. Ландшафтный дизайн |
14 |
|
|
|
7.1 |
Стили ландшафтного дизайна. |
4 |
4 |
|
Опрос |
7.2 |
Планировка участка. Идеи обустройства зоны отдыха на даче. |
4 |
2 |
2 |
Контрольные упражнения |
7.3 |
Использование малых архитектурных форм в ландшафтном дизайне. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные упражнения |
7.4 |
Озеленение участка. Виды клумб. |
2 |
1 |
1 |
Проекты |
7.5 |
Флористика. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные упражнения |
|
ИТОГО: |
72 |
34 |
38 |
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
Раздел 1. Введение в образовательную программу. Презентация курса «Мир дизайна». Знакомство с разными видами дизайна
Раздел 2. Основы дизайна интерьера
Теория: Основные качества интерьера: функциональность, гигиеничность, эстетика. Искусство композиции - основа дизайна. Функциональная организация пространства. Стилевые решения интерьера.
Практика: Составление композиции непредметных форм (геометрические предметы). Разработка эскиза комнаты (стиль по выбору), подбор деталей интерьера в соответствии с выбранным стилем.
Раздел 3. Декорирование интерьера: основные принципы украшения пространства
Теория: Цвет как, средство воздействия на состояние человека. Цветовой круг. Чистые цвета. Смешанные цвета. Ахроматические цвета.
Обрамление окон внутри помещения. Варианты внутреннего украшения оконного проема: Декорирование шторами. Жалюзи. Ленты, петли, захваты, клипсы.
Планировка жилья. Свободная планировка. Универсальная планировка. Элементы интерьера. Мебель и аксессуары. Мебель стационарная (неразборная), корпусная (разборная), трансформируемая (складная).
Освещение дома. Роль освещения в дизайне интерьера. Освещение: главное, местное, акцентирующее, декоративное, ночники.
Декоративно-прикладное искусство в интерьере
Вышивка. Вязание. Валяние. Ткачество. Выжигание. Ковка. Резьба. Лепка. Витраж. Мозаика. Плетение.
Практика: Выполнить эскизы 3-4 вариантов обрамления окон. Подобрать фотоматериалы мебели и аксессуаров к выбранному стилю. Выполнить проект по любому виду декоративно-прикладного искусства или выполнить на выбор витраж или мозаику формата А4 или А5 (1/2 формата А4).
Раздел 4. Дизайн одежды
Теория: Назначение одежды. Функции: утилитарные, социально-эстетические. Классификация одежды по назначению и использованию. Стили в одежде. Декоративно-прикладные технологии, используемые в одежде.
Техники и декоративные приемы, используемые в художественном оформлении современной одежды: вышивка, аппликация, художественное ткачество, пэчворк, квилт, тиснение, набойка, батик, плетение, перфорация, принт, фотопринт.
Практика: Выполнить проект в любой технике на выбор.
Раздел 5. Дизайн рекламы
Теория: Элементы рекламного дизайна. Цветовое решение рекламы. Размер. Направление. Текстура. Реклама прямая и косвенная.
Наиболее распространённые формы рекламы: в прессе, печатная, аудиовизуальная, телевизионная, радиореклама, выставки, прямая почтовая рассылка, с информацией о распродажах, наружная, компьютерная.
Практика: Создать рекламу по выбору в любой технике изо. (брошюра, купон, листовка, извещение).
Раздел 6. Дизайн упаковки
Теория: История развития упаковки от Древнего Египта до современности: Упаковки Древнего Египта, Древней Греции, бочки Галлии, бумага Китая. Изобретение Литографии. Первые консервные банки. Виды упаковки: мягкая (полимерные материалы, стрейч-пленка, ткань); полужесткая (пластик и картон); жесткая (металл, древесина, ДВП).
Конструирование упаковки. Оформление упаковки. Самые оригинальные упаковки в мире.
Практика: Приемы и методы конструирования упаковки. Проект: Сконструировать и оформить упаковку (материал на выбор).
Раздел 7. Ландшафтный дизайн
Теория: Стили ландшафтного дизайна: Регулярный; Пейзажный; Английский; Средиземноморский; Японский; Модерн; Китайский; Колониальный; Деревенский; Французский.
Планировка участка. Правила зонирования территории. Планировка огорода и сада. Правила ландшафтного дизайна участка с наличием гаражных и хозяйственных сооружений. Использование малых архитектурных форм в ландшафтном дизайне. Виды клумб и цветников. Флористика. Материалы и инструменты. Принципы составления флористических композиций. Стили флористики.
Практика: Планировка участка с наличием гаражных и хозяйственных сооружений, сада и огорода. Цветочная композиция в коробке или букет из конфет.
Материально-техническое обеспечение
Наименование оборудования |
Кол-во |
Ноутбук Acer ASPIRE ES1-512 - P2US |
1 |
Экран настенный |
1 |
Проектор Acer P1165 |
1 |
Доска стеклянная магнитно - маркерная |
1 |
Набор офисной мебели |
1 |
Кресло компьютерное |
1 |
Стол ученический 2-х местный |
8 |
Стул ученический регулируемый по высоте |
16 |
Методическое обеспечение программы: наглядно-демонстрационный материал, фото и видеоматериалы.
Список литературы
- Агостон. Цвет в деятельности человека. М.2000.
- Белогуров В.П., Чмырь В.Д. Справочник молодого маляра. М., 1988.
- Борев Ю. Эстетика. М, 1988.
- Для дома, для семьи. Лениздат. 1990.
- Евроремонт. М.,1998.
- Зайцев А. Наука о цвете. М., 1986.
- Зингер Б.И. Встроенная мебель в вашей квартире. М., 1990.
- Кантор. Красота и польза. М., 1989.
- Кусл Ф., Крамериус Ф. «Домашняя мастерская». М., «Машиностроение», 1990.
- Лонтковская Р.А. Ваша квартира. Евроремонт своими руками. Ростов-на-Дону, 1998.
- Мазова Е. Тайны комнатных растений. - М, 2000.
- Милославович Р. Как обставить квартиру, М., 1991.
- Михайлов С. История дизайна. М., 2000.
- Морозова Е. Фэн-шуй. М., 2002.
- Пономарева Е.С. Цвет и интерьер. Минск, 1984.
- Протопопов В.В. Дизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьера. Март, М., Ростов-на-Дону, 2004.
- Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., Стройиздат, 1997.
- Фрийлинг Г. Человек. Цвет. Пространство. М" 1973.
- Шепелев А.М. «Справочник домашнего мастера». М Стройиздат 1991.
- Шепелев А.М. «Штукатурные декоративно-художественные работы». М., Высшая школа, 1981.
- Эргономика: принципы и рекомендации. М., 1983.
- О.В.Ильина Учебное пособие «КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН УПАКОВКИ» СПб. 2018.