Конспект занятия с элементами экспериментирования на тему «Полезные и вредные предметы»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Форма проведения: внеурочное занятие.

Актуальность темы: «Полезные и вредные продукты» заключается в том, что в последние годы большинство людей стало употреблять вредную еду, которая может негативно влиять на здоровье.

Цель: сформировать у учащихся представление о вреде и пользе продуктов питания.

Задачи:

  • научить детей выбирать самые полезные продукты;
  • дать представление о витаминах и их содержании в продуктах;
  • учить классифицировать продукты по признакам;
  • привести к понятию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровым.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознанное принятие правил здорового образа жизни, понимание ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушением здоровья;
  • Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, слушать в соответствии с целевой установкой, контролировать свои действия;

Коммуникативные:

  • понимать на слух речь учителя, героев;
  • формировать умения аргументировать свое высказывание, выражать свои мысли.

Возраст: 2 класс (3 ученика, 1 ученик отсутствовал и герои 2 ученика)

Используемое оборудование, цифровые ресурсы:

  • элементы гардероба персонажа доктора, поварят, Сиропчика.
  • коробочка с ромашкой пакетированная;
  • продукты (чипсы, кока-кола, минеральная вода, сухарики жареные, сухарики полезные, яблоки, мандарины, апельсины, помидоры, кочан капусты, свекла вареная, морковь вареная, головка лука, растительное масло «Злато»);
  • стаканы прозрачные для опытов с газированной водой, фильтр-салфетка
  • для опыта с кока-колой, муляж огурца, корзина плетеная под продукты, жидкое мыло для мытья рук, личное полотенце, пластиковые палочки );
  • корзинка белая под полезные продукты, зеленая большая тарелка под вредные продукты);
  • компьютер с колонками;

Методы и приемы:

  • беседа;
  • совместная деятельность с детьми.
  • создание проблемной ситуации;
  • исследовательский;
  • игровой метод.

Формы обучения: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Подготовительная работа:

  • беседы о здоровом питании;
  • рисование газеты «Здоровое питание»;
  • чтение книги для детей «О здоровом питании»;
  • чтение художественной литературы;
  • работа с учебником А.А.Плешакова, раздел 4 «Здоровье и безопасность»;
  • сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов»;

Ход занятия

I. Организационный момент

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего занятия.

Сегодня я получила письмо из лесной школы от совы и ее учеников (зверят). В лесной школе, пишет сова стали происходить странные вещи. У всех зверят стали болеть животы и зубы. Все они перестали играть, веселиться. Пришлось совсем закрыть лесную школу. Стало это происходить странное после того, как в лесу появился странный человек и открылся магазин, где стали продавать кока-колу, газированные напитки. чипсы, сухарики, конфеты.

II. Создание проблемной ситуации. 4 мин.

Как же это все связано? Почему со зверями приключилась такая беда? (Предположения детей)

Раздается стук в дверь. Входит Сиропчик. В одной руке держит бутылку кока-колы и газированный напиток, в другой руке корзина с чипсами, с фруктами, с овощами и ставит все на стол.

Сиропчик: «Ребята, помогите мне. У меня болит живот. Почему, не знаю» (предположение детей).

Учитель: «Ребята, как вы думаете, кто может помочь Сиропчику? (Предположения детей)

Дети: Позвонить по номеру 103 (ребенок звонит, входит мальчик-доктор)

Сиропчик: Доктор, у меня живот сильно болит.

Доктор: Давайте заварим целебный чай с ромашкой. (Заваривает, бросает пакетик с ромашкой в кружку, учитель заливает горячей водой и ждут, пока остынет)

Наблюдение «Заваривание чая»

Учитель (показывает ромашку) и рассказывает о пользе ромашки. Ромашка - это лекарственное растение. Ромашковый чай помогает не только бороться с простудой, но и отвар с нее снимает боль в животе.

Какие еще лекарственные растения вы знаете? (если дети не смогут назвать, то называет сам учитель и показывает Иван-чай и рассказывает)

Ещё на Руси употребляли настой из Иван-чая как напиток и лекарство от различных хворей В нём имеется в 3,5 раза больше витамина С, чем в лимоне. В 100 г листьев его содержание доходит до 200-400 мг. Богат Иван-чай витаминами группы В, которые сохраняются в нём даже после заваривания.

(Ромашковый чай остыл, и доктор предлагает Сиропчику попить мелкими глотками)

Доктор видит на столе продукты, которые принес Сиропчик.

Доктор: «Что это на столе?»

Сиропчик: Я только что из магазина, накупил всякой вкуснятины (показывает): кока-колу, газированный напиток, чипсы, сухарики, овощи, фрукты)

Учитель: «Дети, а что вы можете сказать про продукты Сиропчика? Полезные они или вредные?»

Сиропчик: «Конечно, полезные».

III. Основная часть

Учитель: Сегодня мы это и выясним, проведя опыты. Разложим Сиропчика продукты в две корзинки: полезные для здоровья- в белую корзину, вредные- в зеленую тарелку.

1) Опыт с кока-колой. 3 мин.

Учитель: «Вот пластиковый стаканчик и немного ваты (это ватный фильтр). Сиропчик берет свою бутылку кока- колы и наливает в стаканчик через ватный диск»

Учитель спрашивает у детей: «Что же мы видим?»

Дети: «Фильтр такого же цвета, какой была кока-кола».

Учитель: Как считаете: «Почему это произошло?» (предположения детей)

Учитель: Это химический краситель, который и покрасил вату. Такой краситель может вызвать рвоту, боль в животе, аллергию. А еще в кока-коле очень много сахара, который очень вреден для нашего организма.

Учитель: «В какую корзинку мы положим кока-колу»

- Почему? (ответы детей)

Учитель: «Сиропчик, ты понял, почему не следует пить это напиток?».

Сиропчик: «Я все понял. Я буду пить только газированную воду. Она без цвета и сладких ароматизаторов»

2) Опыт с газированной водой. 3 мин.

Ученик берет свою газированную воду и наливает в прозрачный стаканчик и помешивает ложечкой.

Учитель: «Что вы видите?» (пузырьки)

Как вы думаете, что это? (предположение детей)

Учитель: «Это углекислый газ. Сам по себе углекислый газ безопасен, но его присутствие в воде возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность желудочного сока, что вызывает ощущение вздутия живота.

Доктор: Сиропчик, ты убедился, что эти напитки вредные?

(Сиропчик кивает головой, соглашается)

Учитель: «Ребята, а какие напитки полезные?»

Дети отвечают: «Компот, сок из разных ягод, травяные чаи» и и т.д

Учитель: в какую корзинку положим овощи и фрукты» (ответы детей)

Учитель: в свежих фруктах и овощах есть витамины, которые необходимы нам для того, чтобы наши глаза хорошо видели, чтобы кожа была мягкой и гладкой, кости были крепкими, чтобы мы не болели. Витамины особенно нужны детям зимой и весной, когда мало зелени.

Музыкальная физминутка про овощи и фрукты» (дети танцуют). 1 мин.

Сиропчик: Ребята, я вас еще не угостил жареными сухариками и чипсами.

Учитель: Давай, Сиропчик, сначала выясним из чего они сделаны твои сухарики?

3) Опыт с жареными сухариками. 3 мин.

Учитель предлагает детям рассмотреть полезны ли сухарики? Учитель просит каждого ребенка взять салфетку и прижать ее к сухарикам Сиропчика.
Делают вывод: чипсы обжаренные, жирные. При жарке частицы еды горят, вырабатывают вещества, которые отравляют наш организм.

А цвет сухариков может быть красного цвета? (ответы детей)

Выясняют, что сухарики, обработанные красителями, обжаренные. Да еще и с запахом. Предлагает детям сушенные сухарики, которые дают в столовой на обед. Дети сравнивают. И говорят, что сухарики, сушенные другого цвета, не окрашены красителями, не имеют резких запахов, не оставляют жирны пятен, так как не жаренные высушены с хорошего хлеба. Они богаты все теми же полезными веществами, что хлебобулочное изделие. Зачастую врачи рекомендуют употреблять данный продукт после интоксикации и отравлений. Одни очень популярные сухарики со вкусом грибов [2011, ч.3, с.32] в какую корзину мы их положим? (ответы детей)

Сиропчик: а куда же тогда мы положим чипсы?

4) Опыт с чипсами. 3 мин.

Учитель наливает воду в стакан и просит Сиропчика опустить в стакан с водой несколько чипсов и помешать ложкой. Вода стала от красителей мутной.

Дети делаю вывод: в чипсах химические добавки, красители, которые вредят нашему здоровью.

Дети, в какую корзину мы их положим? (ответы детей)

Если продукт полезный, хлопните в ладоши и громко скажите: «Да!», если неполезный, тогда все дружно топните и скажите: «Нет!

А сейчас давайте поиграем. 1 мин.

Что полезно, а что нет?

Каша - вкусная еда
Это нам полезно? (да)
Лук зеленый иногда
Нам полезен дети? (да)
В луже грязная вода
Нам полезна иногда? (нет)
Щи отменная еда
Это нам полезно? (да)
Мухоморный суп всегда -
Это нам полезно? (нет)
Фрукты - просто красота!
Это нам полезно? (да)
Грязных ягод иногда
Съесть полезно, детки (нет)
Овощей растет гряда
Овощи полезны? (да)
Сок, компотик иногда
Нам полезны, дети? (да)
Съесть мешок большой конфет
Это вредно, дети? (да)
Чипсы - вредная еда (да)
Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда -
Будем мы здоровы? (да)

А теперь скажите. «Что полезнее винегрет или жвачка?»

Дети: «Винегрет».

Учитель: Да, это овощной салат. Он очень полезный.

Легенда про винегрет. А в России упоминания о винегрете появились в XIX веке. Как гласит легенда, при царствовании Александра Первого на кухне у царя работал французский повар Антуан Карем. Увидев, как русские повара делают странный салат, просто смешивая все ингредиенты и затем поливая все уксусом, он удивленно спросил «Vinaigre?» (по-французски "уксус"), а те и ответили: «Винегрет! Винегрет!». Так в царском меню появилось новое блюдо, а затем оно перешло в народ и стало закуской, без которой не обходилось ни одно застолье.

5) Практическое упражнение (готовят винегрет и едят). 18 мин.

Дети одевают фартуки и моют руки. Напоминаю о правилах безопасности во время работы с ножом, объясняю, что овощи надо сначала разрезать на кружочки, а потом кубиками. Нарезанные овощи кладут в салатницу, солят, добавляют подсолнечное масло, перемешивают. Дети моют руки, снимают фартуки, угощают Сиропчика, доктора, едят сами.

Учитель: Вкусно? Такую вот еду необходимо употреблять: в ней очень много полезных веществ. Давайте еще раз проверим корзинки и напомним Сиропчику, какие продукты полезные, какие - вредные.

Закрепляющий вывод

Сиропчик: Спасибо, ребята! Благодаря вам, я узнал много нового и важного о продуктах. Обещаю, что больше не буду употреблять продукты, которые вредят здоровью. Корзину с полезными продуктами я отнесу в лесную школу Сове и ее ученикам.

Список литературы

  1. https://web2health.com/health/kak-pit-romashku-detyam-pri-prostude-i-grippe_129226i15828.htm
  2. https://www.ayzdorov.ru/tvtravnik_ivan_chaii.php?ysclid=lstz285wki854617713
  3. https://yandex.ru/video/preview/2535557010950143658
  4. https://urok.1sept.ru/articles/691621?ysclid=lsxjhj06ib612298903
  5. https://fb.ru/article/164988/gde-vpervyie-nachali-gotovit-vinegret-proishojdenie-slova-vinegret?ysclid=lsvl32b9f5760990756
  6. Ефремов О.Е. Осторожно: вредные продукты! Новейшие данные, актуальные исследования: Изд-во Вектор; Санкт-Петербург; 2011. 55 с.