Цель:
- Познакомить с новыми суффиксами; учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксальный способ» образования слов.
- Отрабатывать правописание суффиксов, с которыми ученики познакомились на предыдущих уроках.
- Развивать языковую эрудицию каждого школьника, его интереса к языку, внимание.
- Отрабатывать умение выделять части слова суффикс, корень, окончание.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, тренажёр «Суффикс», презентация, тетради, карточки с заданиями.
1. Оргмомент
- Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Мы рады нашим гостям.
-Давайте настроимся на работу. Пусть урок принесёт вам радость познания! Успехов вам и удач!
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
2. Актуализация опорных знаний и практических умений по теме «Суффикс»
Минутка чистописания.
- Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.
1 Слайд. Норка дочка книжка сказка
- Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовёте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
(все слова имеют суффикс -к- )
- Давайте запишем букву К к в тетрадях.
-На следующей строчке прописываем соединение букв со строчной буквой к
ка ко ук ке кл кс тк кр кв ик кы
3. Повторение знаний о суффиксе
Работа с тренажёром « Суффиксы»
- Вспомните, что вы знаете о суффиксах.
- Выберите верное выражение.
4. Введение новых знаний по теме «Образование слов при помощи суффиксов»
Отгадайте загадку:
Без крыльев, а летит,
Без корней, а растёт.
(Снег)
- Вставьте в предложения подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег( с чередованием согласных г// ж).
2 Слайд
С неба тихо падали ______________________.
Под окнами намело ____________________ сугробы.
Под ногами весело скрипит _________________.
На дорогах образовались ___________________ заносы.
(снежинки, снежные, снежок, снеговые)
- А что такое родственные слова?
- С помощью чего были образованы новые слова?
- Как найти в слове суффикс ?
- Для чего же служат суффиксы?
- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока. (Образование слов при помощи суффиксов)
- А как можно назвать такой способ образования слов? Кто догадался?
- Образование слов при помощи суффикса называется - суффиксальным.
- Какие цели поставим перед собой на этом уроке?
- Будем учиться образовывать слова суффиксальным способом.
- Перед вами шкала самооценки (без ошибок - 3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки - 1 балл, 3 ошибки - 0 баллов)
Оцените свою работу(1 задание)
5. Работа с учебником
Откройте учебник, с.133.
- Сегодня работаем в разделе «Как устроен наш язык».
Прочитаем рубрику «Тайна языка»
- Выполним упражнение 2.
- Прочитайте задание (читает ученик)
- От данных существительных образуйте прилагательные суффиксальным способом.
Голос, серебро, дети, февраль, сад, берёза.
(Голосистый, серебристый, детский, февральский, садовый, берёзовый)
- Выделите в образованных прилагательных корни и суффиксы.
- Как называется этот способ словообразования?
- 1 столбик - коллективно
- 2 столбик - самостоятельно ( проверка по интерактивной доске)
Вывод: с помощью суффиксов можно образовать от существительных имена прилагательные.
Оцените свою работу (задание 2)
6. Работа по образованию слов при помощи суффиксов
3 Слайд. Работа в парах.
Задание. От глаголов образуйте новые слова с помощью суффикса -б-. Выделите корень и суффикс в словах.
На доске: просить + б = просьба
- дружить
- ходить
- косить
- стрелять
Проверка: Дружить + б = дружба
(интер. доска)
Ходить + б = ходьба
Косить + б = косьба
Стрелять + б = стрельба
- На какой вопрос отвечают новые слова?
- Как называются такие слова?
ВЫВОД: с помощью суффиксов можно от глаголов образовать существительные и наоборот.
- Оцените свои знания (задание 3)
7. Физминутка
Все встали. Я называю слова с суффиксами, обозначающие неполноту действия признака - вы поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
С другими суффиксами - приседаете.
Читаю слова: Домик, красноватый, лесник, суховатый, избёнка, простоватый, слонёнок, сероватый, глуповатый.
8. Закрепление
- Определите, от каких корней и при помощи какой части слова образованы данные слова. Отметь эту часть слова.
Задание 1 гр.
корень + суффикс =головушка
корень + суффикс =водный
корень + суффикс =дворник
Задание 2 гр.
корень + суффикс =каменщик
корень + суффикс =сосновый
корень + суффикс=избушка
Задание 3 гр.
корень + суффикс =кружочки
корень + суффикс =меховой
корень + суффикс =травинка
Коллективная проверка (по интер. доске) с рассуждением учеников
- Как называется такой способ словообразования?
- Оцените свои знания (задание 4)
9. Обобщение и систематизация знаний
- Подведём итоги нашего урока.
4 Слайд
- Суффикс - это …..(часть слова)
- Суффикс служит…(для образования слов разных частей речи)
- Суффикс стоит……(после корня)
- Суффикс имеет……(значение, придаёт словам разные смысловые оттенки)
- Понимаю……………(что такое суффикс)
- Умею………………….(находить суффиксы в словах)
- Знаю………………….(как называется способ образования слов при помощи суффикса)
10. Рефлексия
- Проверим как вы оценили свою работу.
11. Домашнее задание
- с.134, упр.5.
- Р.т. с.109 №13 по выбору.
Резерв
5 Слайд. Самостоятельная работа (Резерв)
- Прочитайте стихотворение на доске(читает ученик)
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
- Выпишите из текста стихотворения подчёркнутые слова и запишите, как они образованы.
Проверка:
- пушистый - пух
- серебристый - серебро
- снежинки - снег
- пушинки - пух
- Как называется такой способ словообразования? (Суффиксальный.)
- В словах (снежинки, пушинки - уменьшительно-ласкательный суффикс)
Контрольный лист (поставьте себе за урок оценку по количеству баллов)
Фамилия _______________________
Номер задания: баллы
- №1______
- №2______
- №3______
- №4______
Итого:
Оценка:
Критерии оценок:
- 11-12 баллов «5»
- 8-10 баллов «4»
- 5-7 баллов «3»
- 0-4 баллов «Старайся»