Цель: познакомить детей с днем космонавтики; активизация познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
- Расширить представления детей о космонавтике.
- Формировать чувства патриотизма и гражданственности.
- Развить творческие способности учащихся.
- Организовать соревновательную деятельность между командами, создать активное взаимодействие учащихся в команде.
Форма: игра-викторина, соревнование.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, экран, ручки, цветные мелки для рисования, листы бумаги, карточки с заданиями, звездочки, медальки для награждения.
Подготовительная работа: заранее расставить столы для групповой работы, разложить на них материалы для творческой работы, оформить тематически доску, проверить оборудование.
Ход мероприятия
Ведущий: 12 апреля 1961 года произошло необыкновенное по тем временам событие. Какое? 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» первый в истории Земли полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Это праздник лётчиков-космонавтов, учёных, инженеров, рабочих, которые придумывают и делают ракеты, космические корабли и спутники. А для вас сегодня будет интерактивная и творческая игра-викторина. Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?
В игре участвуют 2 команды*. Представьтесь. Как называется ваш экипаж?
____________
* Количество команд и детей в них зависит от опыта участия детей в командной работе.
Назовите членов команды по именам и объявите свой девиз (приложение 1).
Участники представляют команды
Ведущий: Путешествие в космос - это не только увлекательное событие, но и опасное, серьезное и очень ответственное. Каким должен быть космонавт?
Дети называют качества (сильный, выносливый, умный и т.д.)
Всё верно. Космонавты долго готовятся и обязательно соблюдают все требования и правила. У нас тоже будут правила.
Ведущий вывешивает на доску правила (приложение 2) и комментирует каждое, объясняя почему это важно.
Ведущий: Вы согласны, что соблюдение этих правил необходимо?
В нашей игре будет три тура: олимпиада, викторина и проект. Уверена, что вы легко справитесь! Вперед!
Ведущий: Первый этап - это проверка ваших теоретических знаний. Справитесь ли в космосе с поломкой? Умеете управлять космическим кораблем. У всех космонавтов высшее образование и отличные знания в области физики, биологии, математики и других наук. Ваши знания поможет проверить олимпиада по космонавтике. В ней 8 вопросов. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Выполнять задания нужно всем вместе. На решение олимпиады дается 10 минут (приложение 3).
Ведущий раздает задания
Ведущий: Вперед!
Команды выполняют работу после чего сдают ведущему
Ведущий: Отправляясь в космическое путешествие, нужно хорошо знать планеты Солнечной системы. Не знаешь, куда придется отправиться и какие там будут условия! Второе испытание - викторина (приложение 4). Перед вами викторина (слайд 1), в ней 10 заданий (слайд 2). Вам нужно будет прочитать факт об одной из планет и сказать, верный он или нет. Если ответ будет правильным, вы увидите подтверждение и получите балл, если нет - балл вы не получаете. За каждый верный ответ, вы получите звёздочку.
Ведущий проводит игру
Ведущий: Посмотрите на слайд (слайд 2). Какое созвездие вы узнали?
команда первая назвавшая созвездие получает дополнительную звездочку.
Ведущий: Пришло время третьего этапа. Он будет творческим. Для начала посмотрим небольшой ролик*. «10 животных, которые были в космосе». Что вы узнали?
____________
* Ролик можно не смотреть.
Дети рассказывают
Ведущий: Недавно я прочитала роман А.Нортон «Королева солнца». В нем рассказывают о космолетчиках-торговцах, которые путешествуют между планетами и системами и ведут торговлю. На борту их корабля живёт «огромный полосатый кот Синдбад». Послушайте отрывок:
Страшный вой - такой мог бы издать волк из легенды - пробудил Дэйна Торсона ото сна. <…> Он осторожно пробирался к дверной панели, нашаривая в полумраке путь. Свет он решил не включать, пока не выяснит, в чем дело. Что-то явно стряслось. Всякое необычное событие на космическом корабле вызывает настороженность, а возня среди ночи равносильна сигналу тревоги, особенно на планете, где находилась сейчас «Королева».
<…>
За то недолгое время, что люки оставались открытыми, на корабль проник пассажир. Синдбад его выследил, однако угроза выглядела нешуточной. Зверь был крупный, в целый фут, не считая длинного голого хвоста, его приземистое тело играло мускулами. Когти на четырех лапах можно было не принимать в расчет - они явно служили не для нападения; иное дело - зубы, которыми ощерилась вытянутая усатая морда. Острые, и зверь, похоже, успел пустить их в ход. У Синдбада были порваны оба уха, чуть выше горла зияла рана.
И все равно кот явно брал верх. <…> Время от времени он уверенно, яростно бил хвостом, но в остальном оставался неподвижным - не кот, а рыжее изваяние.
Внезапно - застигнув врасплох и жертву, и наблюдателя - Синдбад прыгнул.
Он взвился в воздух и всей тяжестью приземлился на противника.
Противник был повержен. Им оказалась огромная космическая крыса. Скажите, для чего кота взяли на грузовой корабль?
Дети рассуждают
Ведущий: Конечно! Кошек и на обычные корабли берут ловить крыс, и автор романа отправила кота в космос выполнять привычную ему работу - ловить непрошенных гостей.
Давайте немного пофантазируем. Через сотни лет мы отправляемся в космос и нам можно взять одного зверя. Какого? Какую пользу он принесет экипажу? Что в нем изменится, чтобы он смог приспособиться к космическим полетам? Нарисуйте и расскажите*. Работаем в группе 20 минут.
______________
* Детям можно и нужно помочь с выбором: намекнуть или дать конкретное задание. Например, 1) крыса имеет кисть похожую на человеческую, подвижный скелет и может работать с микрочипами в узких местах; 2) паук плетем крепкую паутину, в будущем он может легко сплести паутину и соединить детали или залатать пробоину; 3) курица легко размножается и несет питательные яйца; 4) попугай в будущем может стать космическим полиглотом и пр. Дети могут и фантазировать: отталкиваясь от знакомых фактов, усиливать их.
Пока дети работают ведущий проверяет олимпиаду
Ведущий: Итак, команды готовятся выступать, а я подведу итоги первого тура.
Команды получают звезды за первый этап.
Ведущий: Кого же вы возьмете в космос?
Экипажи выступают, ведущий помогает при необходимости, задавая наводящие вопросы*
_____________
* За творческое задание команды получают равное количество баллов или ведущий выравнивает баллы, чтобы «победила дружба».
Ведущий: Вот и закончилось космическое путешествие, мы с вами вернулись домой, на самую лучшую из всех планет, планету - Земля. Надеюсь это путешествие было увлекательным и полезным. Вам понравилось? Закончим его прослушав предполетную речь Юрия Гагарина* (Дерзайте! Верьте в свои силы! Стремитесь к мечте! Сегодня вы отлично справились и достойны награды.
_____________
* Можно прочитать https://www.roscosmos.ru/29978/), можно прослушать https://mp3f itz.com/music/речь+юрия+гагарина/
Ведущий вручает медали и грамоты (приложение 5), участники делятся впечатлениями