Приоритетной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития личности обучающегося. Каждый ребенок наделен способностями, которые необходимо раскрывать и развивать.
Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной программы, повлекло за собой и изменение подходов к оцениванию образовательной деятельности учащихся.
На сегодняшний день педагоги должны уметь оценивать не только предметные результаты обучающихся, но и метапредметные результаты. То есть оценивание должно быть направлено не только на фиксирование знаний, умений и навыков учащихся, но и на формирование личности ребенка в целом. Также основным поводом для изменения формы оценивания является и то, что в ФОП закрепили новые требования к организации системы оценивании в школе. ФОП школы должны применять два вида оценивания для формирования личности ребенка - формирующее и диагностическое (п. 19.37.1 ФОП НОО, п. 18.27.1 ФОП ООО, п. 18.27.1 ФОП СОО). Диагностическая оценка отражает уровень достижения планируемого результата, а формирующая - показывает личный прогресс и мотивирует школьника на учебу.
Рассмотрим подробнее формирующее оценивание. Под формирующим оцениванием мы понимаем оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, навыки ценностные установки обучающегося, а также его поведение, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты деятельности учащегося сравниваются с его предыдущими достижениями. Таким образом у обучающегося появляется реальная возможность увидеть свои достижения, увидеть свой прогресс. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.
Целью формирующего оценивания является построение ранней обратной связи между учителем, учеником в результате деятельности ученика на любом этапе урока (рис.1).
Этапы управления учебной деятельности:
- Мотивация: создание проблемной ситуации на уроке, актуализация проблемы урока для обучающихся начальных классов.
- Планирование: определить материал для изучения, Сконструировать проблемную ситуацию для учеников определить этапы и виды работы учащихся Распределить временные рамки на все виды деятельности обучающихся.
Планирование предметных результатов:
Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы
- Координация: (поиск решения проблемы, поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы, сортировка и классификация полученных в результате исследования фактов)
- Организация: установление связей между отдельными группами учащихся.
- Контроль предварительный: осуществляется при подготовке к уроку. Рассмотрение рисков при проведении урока. (разработка доп. вариаций проведения урока).
- Контроль текущий: представление результатов на промежуточных этапах урока, рассмотрение возможных ошибок при проведении исследования.
- Контроль заключительный: подведение итогов урока, представление конечной информации и выводы.
Ценность методов формирующего оценивания состоит в том, что их можно использовать на любой стадии урока. К методам проверки усвоенных знаний можно отнести, например, построение карты понятий (рис. 2). Этот метод позволяет увидеть, как ученик видит понятие и как он им пользуется. Может ли он строить взаимосвязи или находить недостающие элементы относительно того понятия, которое было дано изначально.
Рисунок 1
Рисунок 2
К методам получения обратной связи и нахождения затруднений учащегося по той или иной теме можно использовать такую технику, как лист обратной связи.
К методам наблюдения за образовательным процессом можно отнести формы, отчеты, дневники, рабочие лиcты.
Подведем итог. Именно построение обратной связи позволяет учащемуся видеть как свои достижения, так и недостатки и пробелы в понимании той или иной темы. А многообразие форм и методов формирующего оценивания позволяет учителю подобрать наиболее подходящий метод и помочь обучающемуся.