Цель: познакомить детей с зимующими птицами, расширить представления детей о всероссийских праздниках.
Задача: закрепление знаний детей о зимующих птицах, умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности и поведение, развивать эмоциональную сферу, вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
Оборудование:
- коврик "Осенняя полянка",
- пальчиковые куклы: волк, мышка, зайка;
- птички: воробей, синичка, снегирь;
- кормушка, корм для птиц,
- кукла би-ба-бо: кошка;
- клавесы (на каждого ребенка);
- перышки (на каждого ребенка), заговотки птичек-моталочек, авторские музыкальные игры.
Ход НОД
Авторская собиралочка Кирюшатовой Т. "Ветерок"
Рассказщица: - Здравствуйте, детишки!
Дети: - Здравствуйте!
Рассказщица - Дети, а вы знаете, какой у нас будет праздник?
Дети: - Нет!
Рассказщица: - В ноябре есть такой праздник "Синичкин день". Хотите послушать сказку, как звери поздравляли синичку?
Дети:- Да!
Рассказщица: - Садитесь, слушайте и смотрите.
Узнали лесные зверушки, что есть в календаре необычный праздник - Синичкин день. Отмечается этот праздник поздней осенью, когда деревья стоят совсем голые, когда первый мороз серебрит травы да опавшую листву, когда первые робкие снежинки падают с неба. (Стоят на полянке все куклы)
Зайка (пальчиковая кукла): - Надо бы нашу подружку Симочку поздравить.
Волчок (пальчиковая кукла): - Надо.
Мышка (пальчиковая кукла): - Обязательно надо. Синичка в лесу большую работу выполняет, деревья от вредителей защищает.
Зайчик (пальчиковая кукла): - Только что ей подарить? Тут подумать надо. Сели они втроём на брёвнышко, задумались.
Рассказщица: - Думали-думали, придумали. Зайчик подскочил:
Зайчик (пальчиковая кукла): - Синичка Симочка, в заброшенном беличьем дупле поселилась, а дупло холодное. Вот пёрышки ей подарим, пусть синичка своё дупло утепляет.
(Воспитатель раздает перышко каждому ребенку)
Авторская музыкальная игра с перышком "Перышко" Марютина Н.
Волчок (пальчиковая кукла): - Молодец, зайчик. А я ещё летом на лесной тропинке гвоздики нашел. У меня несколько дощечек заготовлено. Вот и сделаю я из них кормушку для нашей Симочки.
Рассказщица: - Ребята, а мы с вами поможем Волчку?
Дети: - Да!
(Воспитатель раздает клавесы на каждого ребенка)
Авторская музыкально-ритмическая игра Марютиной Н. "Кормушка"
Мышка (пальчиковая кукла): Ай да, Волчок! - Ай да, умница. Отлично придумал!
Зайчик (пальчиковая кукла): - А у тебя, мышка, какие будут идеи?
Мышка(пальчиковая кукла): - Я, друзья, всё лето трудилась, кладовочку свою заполняла. Много у меня в ней пшеницы, много овса, много подсолнечных семечек. С удовольствием поделюсь с синичкой своими запасами. Побегу к себе в норку.
Рассказщица: - Пошла мышка к себе в норку, а там кошка! Дети, поможем мышке убежать от кошки?
Дети: - Да!
(Дети встают врассыпную).
Подвижная игра "Кошки-мышки" с куклой би-ба-бо.
Рассказщица: - Ой, мышка! Какая умница!
Поговорили зверушки да пошли на лесную опушку, к старому дубу, где в заброшенном дупле синичка Симочка живёт. Смотрят, а Симочка на веточке сидит, головой по сторонам вертит.
- С праздником, синичка! - прокричали хором зверушки.
Зайчик (пальчиковая кукла): - Поздравляем тебя с праздником! Прими скорее наши подарочки. Здесь и перышки, чтобы дупло твоё утеплить, и кормушка с угощением, чтобы тебе зимой не голодать.
Синичка Симочка (вязаная игрушка): - Ах, спасибо, мои дорогие! Как неожиданно! Как приятно! Спасибо, что не забыли про мой праздник! Спасибо! Только в этот день не одну меня поздравлять надо, а всех зимующих птичек.
Волчок (кукла пальчиковая): - Да? Мы про это не знали.
Синичка Симочка: - Ничего страшного, вы мне так много подарков принесли, что на всех птичек хватит.
Мышка(пальчиковая кукла): - Как здорово!
Рассказщица: - Тут же со всех сторон к старому дубу слетелись зимующие птички: прилетел воробей-проказник, красногрудый снегирёк и синички. Они расселись на ветках и запели на разные голоса.
(Птиц сажают на ветки деревьев)
Рассказщица: - Дети, смотрите, какая замечательная кормушка! Она нужна для того, чтобы подкармливать птиц до весны. Ведь сейчас наступают холода, все насекомые засыпают, а мы подкармливаем, чтобы они не погибли от голода. Давайте насыпем птицам корма в кормушку?
Дети: - Да!
Рассказщица: - Проходите к столу, берите немного семечек в руку и сыпьте в кормушку.
(Дети проходят к столу с кормушкой)
Рассказщица: - Какие вы молодцы, дети! А давайте мы с вами сделаем нашей Синичке - Симочке подружек?
Дети: - Да!
Рассказщица: - Проходите к другому столу. Будем с вами делать птичек-моталочек. Берём синичку и наматываем на нее жёлтую верёвочку.
(Дети выполняют инструкцию)
Рассказщица: - Смотрите, какие замечательные птички-маталочки получились!
Дети: - Да!
Рассказщица: - Ребята, сегодня мы с вами послушали замечательную сказку про Синичку-Симочку в честь "Синичкиного дня". Поиграли, помогли зверям подготовить подарки и поздравить всех зимующих птиц. Вам понравилось?
Дети: - Да!!!
Рассказщица: - До свидания, дети!
Дети: - До свидания.
Список литературы
- Авторская собиралочка Кирюшатовой Т. "Ветерок"
https://vk.com/photo-194114188_457264120 - Авторская музыкальная игра с перышком "Перышко" Марютина Н.
https://yandex.ru/video/touch/preview/7258869796011400109?reqid=
1705241187365305-30802118129826621-balancer-l7leveler-kubr-yp-
vla-148-BAL-9285&suggest_reqid=943017453169382766011770081698955&text=
%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%8E%D1%82%D0%B8%D0%
BD%D0%B0+%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%
D0%B4%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE+ - Авторская музыкально-ритмическая игра Марютиной Н. "Кормушка"
https://vk.com/video-126698202_456240027