Физика - основа техники и всех естественно-научных дисциплин. Техника - основа жизни современного человека. Человек настолько привык к техническим средствам, что не представляет комфортной жизни без современного жилого дома, средств транспорта и связи, изделий промышленности и др.. Научно-технический прогресс развивается всё более быстрыми темпами, удовлетворяя растущие потребности людей, требуя от каждого человека знаний по грамотному и безопасному применению технических средств, окружающих его. При этом на изучение основы технических знаний в школе отводится меньшее количество часов, чем этого требует окружающая современного человека техногенная среда.
Физика, являясь основой всего естественно-научного образования в школе, должна изучаться с 4-5 класса, когда у школьника начинает формироваться культура научного мышления. На наш взгляд, количество часов, отводимых на изучение физики в учебном плане, не в ущерб другим предметам естественно-научного цикла, может быть следующим: 4 класс - 2 часа в неделю, 5 класс - 3 часа в неделю, 6 класс - 3 часа в неделю, 7 класс - 4 часа в неделю, 8 класс - 4 часа в неделю, 9 класс - 5 часов в неделю, в 10 и 11 классах - по 6 часов в неделю. На уроках физики формируются не только предметные, а и универсальные навыки.
Требования к выпускникам школы, выбирающим ЕГЭ по физике, растут, вузам нужны выпускники, которые будут создавать технические продукты всё более высокого уровня, и, учитывая эту тенденцию, необходимо подтягивать к этому высокому уровню и массовую культуру потребителей этой техники, для которых она создаётся. Например, современная медицинская диагностика невозможна без технических средств, не обходится без них и пищевая промышленность, растут скорости во всех видах транспорта, внедряются цифровые технологии, т.д.. Школа отвечает на вызовы современного общества применением новых обучающих технологий: информационно-коммуникационных, обучением в сотрудничестве, технологией решения изобретательских задач, технологией использования электронных образовательных ресурсов, коллективного и группового способов обучения, многими другими. Все они направлены на пробуждение интереса к изучению физики, а, следовательно, ко всем предметам естественно-научного цикла.
Отметим конкретное применение современных мультимедийных продуктов на уроках физики, дающих хороший устойчивый результат в повышении интереса к изучаемым физическим явлениям: сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы ООО «Телекомпании СГУ-ТВ» и Современной гуманитарной академии; электронное учебное издание издательства «Дрофа» «Подготовка к ЕГЭ по физике: теоретический материал, задания для подготовки, виртуальный экзамен»; виртуальные лабораторные работы по физике ЗАО «Новый Диск»; электронные уроки и тесты «Физика в школе» ЗАО «Просвещение-МЕДИА» и ЗАО «Новый Диск»; электронные диски-приложения с электронными публикациями к журналам «Физика» ИД «Первое сентября».
Для учителей отмечу, что все эти мультимедийные пособия для урока физики в 7-11 классах приобретались в Дни физики в течение ряда лет на ежегодном Всероссийском Московском Марафоне учебных предметов и по мере приобретения демонстрировались в ОИУУ на курсах ПК для учителей физики области, успешно апробированы в дистанционном обучении. Помимо этого, сейчас в Интернете достаточно качественных интерактивных материалов для уроков, среди которых наиболее часто нами используются материалы Инфоурока. Все выше перечисленные электронные пособия для уроков учащиеся могут использовать для самостоятельной работы, в изучении физики в формате семейного обучения, в процессе повторения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Повышая свою квалификацию, учитель физики постоянно учится, используя предоставляемые возможности, например: участвуя в проекте «МГУ - школе» (Всероссийские съезды учителей, ежегодные Летние школы, курсы повышения квалификации, очные и дистанционные обучающие семинары для всех участников образовательного процесса, в частности, совместный проект МГУ имени М.В.Ломоносова и Российской академии образования «Летняя электронная школа для учителей «Образовательные технологии в условиях цифровой реальности»); принимая участие во Всероссийских и международных онлайн-конференциях, вебинарах ООО «ЯКласс»; в проекте «Школа Цифрового Века» ИД «Первое сентября»; в региональных КПК; в работе школьных и городских методических объединений учителей. Совершенствуя свою квалификацию, учитель физики также вносит вклад в повышение уровня сформированности ественно-научного мировоззрения учащихся, общекультурного уровня современного человека.